Отличие вариатора от автомата что лучше?
Что выбрать: вариатор или автомат
Автоматическая коробка передач может быть представлена роботизированной КПП, классическим автоматом и вариатором. Приобретая машину, автолюбитель задумывается, какой коробке передач отдать предпочтение; что лучше: вариатор или автоматическая коробка передач. Выбирая между вариатором и автоматом, необходимо знать, чем они отличаются, учитывать их плюсы и минусы, а также понимать, какое из устройств надежнее.
Вариаторная коробка передач
Как и любая другая коробка передач, вариатор – это устройство, преобразующее крутящий момент, поступающий от двигателя к колесам. Передача момента осуществляется бесступенчато, в определенном диапазоне регулирования. Довольно часто вариатор обозначают аббревиатурой «CVT» (Continuously Variable Transmission), что в переводе с английского означает «трансмиссия с непрерывно изменяющимся крутящим моментом».
Типы CVT
В зависимости от устройства выделяют следующие основные типы вариаторов:
- цепные;
- клиноременные;
- тороидальные.
Клиноременный вариатор
Наибольшее распространение получил клиноременный вариатор CVT.
Клиноременный вариатор CVT состоит из клиновидного ремня, расположенного между двумя раздвижными шкивами. В процессе движения автомобиля шкивы то сжимаются, то разжимаются, обеспечивая изменение передаточного числа. Главная цель вариаторной коробки – обеспечение плавного бесступенчатого изменения крутящего момента. Это актуально для легковых автомобилей, мотороллеров, снегоходов и прочей техники.
Тороидный вариатор
В цепном вариаторе CVT мощность передается скошенными торцами осей звеньев цепи, а тянущее усилие передает цепь.
В тороидных вариаторах вместо шкивов используются конусовидные диски, вместо ремня – ролики. Они способны передавать больший крутящий момент. Для изготовления деталей для данного типа CVT требуется высокопрочная сталь, что в итоге влияет на его стоимость.
Преимущества и недостатки CVT
Главным преимуществом вариаторной коробки передач является возможность обеспечить непрерывное изменение крутящего момента. Это позволяет достичь лучших показателей расхода топлива и динамики автомобиля.
К недостаткам вариатора относятся:
- Невозможность его установки в автомобилях с мощным двигателем.
- Максимальные нагрузки, буксировка или систематическая езда на высоких оборотах приведут к быстрому износу ремня вариатора, а соответственно и к поломке CVT.
Управление АКПП осуществляется селектором переключения, расположенным на центральном тоннеле или на рулевой колонке (в американских автомобилях). Перемещение селектора в определенное положение позволяет выбрать нужный режим движения. Дополнительно возможно выбрать особые режимы работы АКПП: зимний, спортивный, экономичный. Разница в расходе топлива при обычном, спортивном и экономичном режимах очевидна.
Классическая АКПП состоит из планетарной коробки передач, системы управления и гидротрансформатора. Автомат может применяться в легковых и грузовых автомобилях, а также автобусах.
Гидротрансформатор состоит из насосного и турбинного колес с расположенным между ними реактором. Насосное колесо связано с коленвалом двигателя, турбинное — с валом КПП. Реактор в зависимости от режима работы свободно вращается или блокируется при помощи обгонной муфты.
Передача крутящего момента от двигателя к КПП происходит потоком жидкости (масла), выбрасываемым лопатками насосного колеса на лопасти турбинного. Зазоры между насосным колесом и турбиной минимальны, а их лопасти имеют специфическую форму, формирующую непрерывный круг циркуляции масла. Таким образом, между двигателем и трансмиссией отсутствует жесткая связь, что способствует плавности передачи тягового усилия.
Гидротрансформатор преобразует скорость вращения и передаваемый крутящий момент в ограниченном диапазоне, поэтому к нему присоединяют многоступенчатую планетарную коробку передач. Она же обеспечивает движение задним ходом.
Переключение передач происходит под давлением масла с помощью фрикционных муфт. Давление между фрикционами в соответствии с алгоритмом работы коробки распределяется при помощи системы электромагнитных клапанов (соленоидов) под контролем блока управления.
Минусами автоматической коробки являются ее высокая стоимость, а также повышенный расход топлива.
Сравнительная характеристика двух видов коробок передач
Какое устройство лучше: вариатор или автомат? Проведем сравнительную характеристику, позволяющую выявить отличия и определить, какая из коробок лучше и надежнее.
Разница между вариатором и автоматом с экономической точки зрения
Какая коробка лучше с точки зрения стоимости эксплуатации: вариатор или автомат? Сравним некоторые показатели.
- Трансмиссионная жидкость. Замена масла в CVT происходит чаще, и стоит оно дороже.
- Расход топлива. Топливо в машине, оснащенной вариатором, расходуется экономичнее.
- Ремонт. Техническое обслуживание и ремонт вариатора обходятся гораздо дороже эксплуатации автомата. CVT является достаточно сложным и «чувствительным» механизмом.
Хотя обслуживать CVT стоит дороже, сама же коробка дешевле автомата. А при правильном использовании коробки она сможет прослужить долго и без ремонта.
Какое устройство лучше с точки зрения надежности
С целью определения степени надежности устройств зададим ряд тяжелых условий:
- возможность буксировки;
- бездорожье;
- высокие скорости;
- спортивная езда.
Вариатору не справиться с тяжелыми условиями. Его ремень не выдержит нагрузок. Здесь лучше справится автомат. Стихия CVT – плавное движение без резких ускорений.
Как определить, какое устройство установлено в автомобиле
- Необходимо изучить техническую документацию машины. Обозначение вариатора– CVT, автомата – АТ.
- Пройдите тест-драйв. Если установлен вариатор, то вы не почувствуете переключений передач. Автомат можно «слушать», следить за его работой по тахометру. CVT работает в одной тональности, размеренно. Однако, возможно наличие специального режима, имитирующего смену передач и позволяющего водителю чувствовать их переключение.
Подведем итог
Сегодня АКПП встречается гораздо чаще, чем CVT. Но у последнего есть большой потенциал. АКПП надежнее применять в автомобилях с высокими мощностями и способных к буксировке прицепов. С точки зрения экономии предпочтительнее выглядит вариатор.
Вариатор или автомат? Выбор за вами. И он будет зависеть от характеристик устройств, являющихся для вас приоритетными. Любите плавную городскую езду на небольшом легковом автомобиле? Ваш выбор – CVT. Если же вы предпочитаете спортивную езду или часто пользуетесь прицепом – тогда вам лучше подойдет автомат.
Чем отличается вариатор от автомата, какая коробка лучше и надежнее работает, что предпочесть?
При приобретении машины потребитель часто сталкивается с необходимостью выбора между механической и автоматической коробкой переключения передач. И когда сделать выбор между указанными вариантами не представляет большой трудности (потому что потребитель, как правило, осведомлен про все их преимущества и недостатки), то когда возникает вопрос о выборе между автоматом и вариатором, тогда трудностей возникает намного больше.
Нередко многие автолюбители даже не знают, в чем отличия между указанными КПП. Однако мы попытаемся заполнить этот пробел знаний, и выяснить для каких машин предпочтительным считается автомат, а для каких вариатор.
Главные отличия вариатора от автоматической коробки
Во-первых, присутствуют отличия в конструкторском плане. Многие знают, что автоматическая трансмиссия состоит из двух главных механизмов. Первый – это гидротрансформатор, который фактически выступает в роли сцепления. Второй – это редуктор вместе с блоком шестерен (он служит для переключения самих передач). А вариатор содержит блок с ведомым и ведущим шкивами, которые соединяются металлическим ремнем.
Механизм вариатора функционирует без всяких переключений, используя перемещения указанных шкивов, которые помогают машине набирать скорость (при этом совершенно не меняются обороты мотора). Силовой агрегат, который соединен с вариатором, обладает большим ресурсом, потому что он не работает на больших оборотах.
В результате, отличия между «автоматом» и вариатором (в техническом плане) сказываются и на специфике работы двигателя. Как, например, пользуясь лишь ощущениями от вождения, можно выяснить, вариатор или автомат установлен на автомобиль?
Автоматическая трансмиссия при достижении некоторого числа оборотов переходит на пониженную (или повышенную) передачу. При таком переходе иногда (современные автоматы почти избавились от этого недостатка и он проявляется нечасто) чувствуется слабый толчок, так же как при переключении механической трансмиссии.
При этом автоматическая коробка переключает передачу только при достижении определенного числа оборотов, которое установлено производителем и для каждой конкретной пары автомат-двигатель может отличаться. Обычно это в пределах 2000-4000 об/мин. На автомобилях, имеющих спортивный режим переключение передач может происходить на оборотах, близких к красной зоне шкале тахометра 5500-6000 об/мин.
А вот принцип действия вариатора выделяется тем, что он вообще не делает никаких переключений. Машина, укомплектованная вариатором едет плавно, постепенно набирая скорость и немного меняя обороты двигателя. Поэтому на машине с вариатором путешествовать намного удобнее и по городским улицам, и по шоссе. Фактически вариатор обладает бесконечно большим числом передач. И, пожалуй, это самое главное его отличительное свойство в сравнении с автоматической коробкой.
Главные преимущества вариатора в сравнении с автоматом
Во-первых, автоматическая коробка проигрывает в том плане, что нуждается в намного большем объеме масла и требует более частой его смены. Кроме того, ресурс автоматической трансмиссии в сравнении с вариатором намного меньше, что добавляет некоторые расходы. Также у «автомата» и потребление горючего значительно больше (из-за того, что мотор с АКПП достигает большего числа оборотов, чем с вариатором).
Это довольно существенный минус. Особенно с учетом сегодняшних цен на бензин. Во всем вышеперечисленном и заключаются отличия вариатора от автомата. Потому, когда вы размышляете над выбором коробки передач, тогда мы рекомендуем присмотреться к вариатору.
Недостатки вариатора в сравнении с автоматом
Но все-таки не для всех машин хорошо подходит вариатор. Такой вариант КПП идеально подходит для авто с двигателями, мощностью до 250 л.с. Данные автомобили, как правило, создаются для движения по городу и легкому бездорожью. Особенно их любит ставить на свои автомобили компания Nissan, не брезгует вариаторами и Audi.
Когда же мощность двигателя считается приоритетным условием, и когда нужно преодолевать серьезные препятствия, то выбрать стоит автоматическую коробку передач, что в общем-то и делается всеми производителями автомобилей.
Что же касается надежности, то оба варианта КПП в современном исполнении весьма надежны при правильной их эксплуатации.
Поэтому теперь, зная чем отличается вариатор от автомата, смущаться вариатора и презрительно фыркать на него не надо. В нем есть масса замечательных преимуществ. Если цените плавность хода, тишину и комфорт, то попробуйте проехаться на машине с вариаторм, например, на Nissan Murano. Скорее всего, вам очень понравится :).
Чем отличается вариатор от автомата и что лучше
Коробка автомат и вариатор – в чем разница, что надежнее, как определить?
Благодаря развитию автопромышленности, вопрос что лучше – «механика» или «автомат» постепенно уходит в прошлое.
Конечно, механическая коробка передач всегда будет иметь своих сторонников, и в принципе существовать, но большинство современных автомобилей уже оснащены автоматической трансмиссией.
Установка на автомобиль автоматической системы изменения передаточных чисел не только освобождает водителя от необходимости выбора нужного режима (что особенно актуально для новичков).
Она делает движение автомобиля более плавным, защищает двигатель и другие агрегаты от резких рывков и критичных режимов, в которые его время от времени загоняют даже опытные и умелые водители.
В то же время, очень актуальным стал другой вопрос: какую трансмиссию выбрать, АКПП или вариатор.
Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) представляет собой механизм, который переключает передачи без участия в этом процессе водителя. Большинство АКПП традиционно использовали для этого специальную гидромеханическую систему, где вместо педали сцепления и шестеренок используются соответственно гидротрансформатор и редуктор.
В отличие от АКПП, вариатор вообще (если говорить научным языком) не является коробкой передач – это устройство называется бесступенчатой трансмиссией, поскольку если при движении автомобиля с АКПП система сама выбирает, включает и выключает определенные передачи, то в вариаторе их вообще нет.
По своему строению, вариатор представляет собой два металлических конуса (их называют конусными шкивами), которые соединены металлическим ремнем. В зависимости от того, насколько эти два конуса удалены друг от друга, ремень движется по меньшему или большему радиусу, что влияет на скорость движения и тягу автомобиля. Выбор расстояния между шкивами осуществляет электронный (компьютерный) блок управления, который сам подбирает наиболее оптимальный вариант.
Таким образом, оба этих механизма являются автоматическими, но «коробкой передач» является только традиционная (гидромеханическая) или современная (роботизированная) АКПП. Вариатор же считается еще более современным, но уже достаточно распространенным устройством бесступенчатой трансмиссии.
По поводу того, что лучше – вариатор или АКПП ведется немало споров.
Главными аргументами сторонников автоматической коробки передач являются:
- «Изученность» коробки автомата. В практически неизменном виде она используется в автомобилях уже не один десяток лет, и любой автомеханик хотя бы примерно понимает как ее чинить.
- Недорогой ремонт АКПП. Хотя сам по себе механизм весьма дорогостоящий, возможность использования дешевых деталей, а так же возможность починки самостоятельно или на обычной СТО, существенно снижает расходы на ремонт.
- Долговечность. При хорошем уходе (главной составляющей которого является замена масла) коробка автомат может «прожить» 200, а то и 300 тысяч километров, после чего скорее всего весь автомобиль придет в негодность или по крайней мере полностью устареет.
- Неприхотливость АКПП. Та же замена масла может проводится путем частичного слива и долива масел, да и сами масла в АКПП не обязательно должны быть оригинальными, вполне по силам найти дешевый, но совместимый с данной коробкой вариант.
В то же время, свои преимущества имеют и автомобили с вариатором:
- Плавность движения. Если АКПП имеют 4, 5 или 6 передач, то у вариатора таких режимов – тысячи. Соответственно, вариатор подстраивает передаточное число под оптимальное как при разгоне, так и при движении по городу и по трассе. Соответственно, никаких рывков при езде владельцы вариаторов даже не почувствуют;
- Экономия топлива. Благодаря оптимальному подбору режима, вариатор имеет очень высокий КПД, разница в расходе топлива между АКПП и вариатором может достигать 10% в пользу последнего.
- Больший пробег двигателя до ремонта. Оптимальный режим работы, опять же, помогает сохранить двигатель в порядке, без таких негативных явлений, как перегрев или езда «в натяг».
- В то же время, вариатор отличается намного более дорогим ремонтом (чаще всего за эту работу берутся только официальные сервисные центры), необходимость замены ремня через каждые 100-150 тысяч километров. Кроме того, вариатор полностью управляется компьютерной системой, и в случае ее сбоя так же придется обращаться к «официалам» за дорогостоящим ремонтом.
В связи с этим, б/у автомобили рекомендуется брать именно с АКПП, поскольку это снизит риск потерять деньги в случае поломке в трансмиссии, а вот новые автомобили все таки предпочтительные выбирать с вариаторной трансмиссией, поскольку она намного экономичнее и комфортнее для водителя.