Стучит коленвал что делать?
Каковы причины стука в двигателе
Мотор – источник разных шумов. Одни вполне нормальные и привычные, другие вызывают холодную испарину на лбу и запускают “калькулятор” в голове. Из этой статьи вы узнаете, каковы причины появления стуков в двигателе и когда следует готовиться к большим тратам.
Шум шуму рознь. Скажем, характерное шипение, который издает фильтр пониженного сопротивление это одно, свист ролика натяжителя ремня генератора – другое, а звуки, которые можно охарактеризовать как стук – третье. Последние пугают особенно сильно, поскольку являются достаточно ярко выраженным признаком неисправности и намекают на приближающийся ремонт. Весь вопрос в том, каково происхождения стука. Вариантов немало.
Виды стука
Опытный мастер определит источник и причину характерного звука, который может иметь не только цикличность, но и, если так можно выразиться, тональность.
Если говорить о характере проявления, то стук может доноситься постоянно, быть эпизодическим или циклическим, то есть, бить по нервам автовладельца через определенные промежутки времени. Например, провернутые вкладыши стучат все время, поскольку в данном случае происходит постоянное вращение коленчатого вала и чем больше выше обороты, тем выше частота неприятных звуков из двигателя. Иногда агрегат стучит на холодную из-за зазора между поршнем и стенкой цилиндра, но по мере прогрева происходит тепловое расширение, зазор выбирается и грохот исчезает. Звон, бывает, проявляется при движении – так заявляет о себе детонация, одно из опасных и разрушительных явлений в камере сгорания. Если с ростом оборотов стук становится сильнее, то источник неисправности, вероятнее всего, находится в кривошипно-шатунном механизме или цилиндропоршневой группе. Соответственно, источник шумов может находится в головке блока цилиндров, в самом блоке и в нижней части двигателя.
Depositphotos / VOSTOCK Photo
Услышав посторонний звук, в первую очередь следует заглушить мотор и проверить уровень моторного масла. Лучше всего сразу же обратиться на сервис для диагностики и локализации проблемы.
Стук подшипников скольжения
Тревожный саундтрек издают как коренные, так и шатунные подшипники скольжения коленвала (вкладыши). У первых проблема характеризуется глухим “металлическим” стуком на малых оборотах двигателя, когда давление в системе смазки низкое, а также при сбросе газа. Если оно находится на критически низком уровне, стук будет звонким и слышным постоянно. В случае с коренными вкладышами он возникает при падении давления в масляной системе, а также при попадании в мотор “левого” некачественного масла, либо не соответствующего по допускам производителя. Кроме того, он может происходить из-за общего износа коренных шеек, когда между ними и опорами блока цилиндров появляется увеличенный зазор.
Звук, возникающий из-за износа шатунных подшипников коленчатого вала, условно говоря, более громкий, резкий и выраженный, особенно, когда водитель “педалирует”, меняя частоту вращения коленчатого вала. В случае со стуком шатунных вкладышей важно не пропустить момент начала проблемы и заглушить двигатель – дальнейшая эксплуатация может привести к заклиниванию двигателя и тогда результат окажется куда дороже. Ездить на автомобиле со стучащими коренными вкладышами тоже не следует, но последствия не будут столь тяжелыми как с шатунными.
Стук поршней и поршневых пальцев
Звук, издаваемый поршнем при появлении зазора 0,3-0,4 мм между ним и стенкой цилиндра относительно глухой и иногда может сопровождаться щелчками. Исчезает по мере выхода агрегата на рабочую температуру, когда поршни выбирают люфт благодаря тепловому расширению.
Вспоминается, в частности, так называемая проблема четвертого цилиндра у оппозитных двигателей Subaru – появление характерного стука при работе мотора на холодную, который со временем прогрессирует и присутствует на прогретом агрегате. Принято считать, что его провоцирует высокая тепловая нагруженность “дальнего” цилиндра. В итоге юбка поршня изнашивается, гильза приобретает форму эллипса, но немалое количество владельцев продолжает ездить, и порой атмосферный мотор может пройти сотню и более тысяч километров до капремонта.
Что касается стука поршневых пальцев, то причиной звонкого металлического, высокого по тону звука, то его слышно, когда водитель сильно нажимает на педаль газа для ускорения или делает перегазовку. Возникает в том случае, если появился зазор около 0,1 мм. Кроме того, агрегат может “отзваниваться” при детонации, речь о которой пойдет ниже, а также при высокой нагрузке на низких оборотах. Подобное происходит, если пытаться штурмовать подъем на высоких передачах. Для диагностики проблемы рекомендуется выкрутить свечу зажигания – без нее не будет сгорания топливно-воздушной смеси и, соответственно, нагрузки на поршень.
Стук при детонации
Самопроизвольное воспламенение топливно-воздушной смеси, сопровождающееся взрывом, является одним из опаснейших явлений для двигателя внутреннего сгорания, приводящим к появлению звонкого металлического стука. Причин детонации множество. В первую очередь это использование топлива с неподходящим, более низким октановым числом, а также перегрев двигателя, увеличение степени сжатия, спровоцированное в том числе интенсивным нагаром и отложениями в камере сгорания. Агрегат также может “отзваниваться”, когда скорость на затяжном подъеме не соответствует выбранной передаче – обороты низкие, а нагрузка на мотор высокая.
При детонации стучат как раз детали двигателя, а именно стенки камеры сгорания, по которым молотит ударная волна. При нормальном процессе сгорания фронт пламени в камере сгорания распространяется со скоростью порядка 30 м/с, но в случае взрыва, он движется на сверхзвуковых скоростях, достигая 2000 м/ч и выше. Неудивительно, что результатом детонации являются такие серьезнейшие повреждения двигателя как разрушение и расплавление поршней, выкрашивание перегородок между поршневыми кольцами, пробой прокладки головки блока, разрушение стенок цилиндров, перегрев, прогар клапанов ГРМ.
Стуки в ГРМ
Посторонние звуки в газораспределительном механизме двигателя могут возникать из-за изношенных гидрокомпенсаторов – клапаны начинают неприятно цокать на холодную, а бывает, что звон не исчезает и по мере прогрева двигателя.
Стучит коленвал что делать?
Группа: Пользователи
Сообщений: 154
Регистрация: 21.4.2009
Авто: RAV4 (1) правый руль
Поблагодарили: 18 раз(а)
Группа: Пользователи
Сообщений: 472
Регистрация: 23.7.2008
Город: Казань
Авто: RAV4 (1) левый руль
Пол: Мужской
Поблагодарили: 27 раз(а)
Группа: Пользователи
Сообщений: 154
Регистрация: 21.4.2009
Авто: RAV4 (1) правый руль
Поблагодарили: 18 раз(а)
откровенно говоря сильно не прислушивался. его и сейчас то слушно только при открытом капоте и при гзовании.
стуки были при старте холодного двигателя в то время когда горит лампа давления масла и все.
так же был звон типа клапана при интенсивной нагрузке (конд-вкл, дваим газ но не кикдаун). звенел, потом после 3 т/об пропадал, к слову после замены ремня эти симптомы если не полностью исчезли но значительно уменьшились.
вопрос – можно ли при замене ГРМ, ( плюс все доступные сальники и помпа (кстати желею что заранее не заказал и не заменил масленный насос) ) собрать не так что бы стучал коленвал?
Группа: Пользователи
Сообщений: 472
Регистрация: 23.7.2008
Город: Казань
Авто: RAV4 (1) левый руль
Пол: Мужской
Поблагодарили: 27 раз(а)
|
я не ах какой спец, но из описания, дребезг или как вы назвали звон, мог быть из-за топлива и сбитого зажигания(например из за ремня), а есть ли уверенность, что стучит колено? уверенность что спец которой менял проверил метки при сборке? чем он снимал шкиф и звездочку с колена для замены сальника?
Группа: Пользователи
Сообщений: 154
Регистрация: 21.4.2009
Авто: RAV4 (1) правый руль
Поблагодарили: 18 раз(а)
– дребезг- проблема уже решена, предположительно была из за слабого натяжения ремня ГРМ, ну а топливо, уменьшение камер сгорония из нагара и тд, сопутствующие факторы.
– метки – выставил и наглядно мне показал, тут сомнний нет.
– шкив снимал съемником, после химитерапии сошел шорошо, но шкив в печальном состоянии, до этого его походу дела сбивали, на обратной стороне есть сколы. всал на место шкив легко, про съем звездочк упустил из виду, но проблем со съемом не было.
вопрос, если это вкладыши коленвала, то если хорошо погазовать то они провернуться, так?
если скинуть поддон, то картина с коленвалом станет ясна?
Группа: Пользователи
Сообщений: 472
Регистрация: 23.7.2008
Город: Казань
Авто: RAV4 (1) левый руль
Пол: Мужской
Поблагодарили: 27 раз(а)
|
про топливо – я имелл ввиду само топливо плохого качества, это как при расчетном 92 налить 76 топливо.
теперь к вкладышам – если хорошо прогазовать то несколько вариантов:
1. их размолотит и они забъют маслянные каналы, как следствие двигун на капиталку.
2. их просто размолотит настолько что они перестанут держать давление, загорится лампочка давления, при дальней шей езде клин двигла и кап ремонт.
но двигатели японцев живучие, знавал одного аса тот в старые добрые времена прикупил японку и гнал на ней под 150 километров 100 вообще без масла, доехал до дома и заглушил и больше она не завелась, дефектовка показала растерло 3 шатунных вкладыша из 4-х, сами шатуны в местах установки вкладышей были похожи на овалы без всяких замеров видно было на глаз и куча всего не столь критичного, но само колено можно было проточить( правда до последнего размера) – это я к чему, проще снять поддон, снять коренные и шатунные крышки посмотреть состояние вкладышей, думаю коренные будут ок, поставить их на место без замены, а вот шатунные я бы просто заменил на точно такие же( такого же размера, во всяком случае сразу будет все ясно, стоит капиталить или нет).
после сборки проверил бы осевой люфт колена.
это конечно деньги, но не столь уж большие, в отличии от капиталки.
з.ы. для меня это были бы только затраты времени, вкладыши и прокладка поддона.
з.ы.з.ы вроде все понятно изложил, что не совсем внятно выразил спрашивайте)))
Стук в двигателе: причины, характерные места
Звук правильно работающего мотора настолько привычен, что мы четко можем различить стук в двигателе, который стал резко выделяться от других шумов.
Что ожидать
Если двигатель совсем не стучит, значит его или не завели, или он уже давно сломался. Работающий двигатель постукивает деталями, выполняющими возвратно-поступательные движения, в это число входят клапаны, поршни, форсунки, гидрокомпенсаторы и т.д. Он присутствует во всех моторах. Стандартами не определено на какую величину определяется норма, но даже неопытный, начинающий водитель может различить посторонний возникший звук. При возникновении ярко выраженного шума двигателя, который может быть звонким, глухим, тихим, громким желательно как можно быстрее выяснить причину возникновения. Это может нанести вредное воздействие двигателю, в результате чего могут сломаться отдельные элементы деталей или коленчатый вал перестанет вращаться («заклинит»).
Простой пример. Автомобиль проехал небольшое расстояние после замены помпы. Через некоторое время при сбросе газа или наборе оборотов под нагрузкой, а также при глушении мотора возникли стуки около помпы. Оказалось, что новая помпа задевала крыльчаткой корпус. Двигатель подвергся перереву и после перегрева возникли дополнительные проблемы связанные с расходом масла и износом направляющих клапанов.
На холостых оборотах
Обычно на холостом ходу при малых оборотах прослушиваются легкие стуки работы клапанов. На восьми клапанных двигателях более выражен, чем на шестнадцати клапанных, несмотря на их увеличенное количество в два раза. Это объясняется двумя причинами: во-первых, тепловые зазоры регулируются гидрокомпенсаторами, во-вторых, с увеличением количества клапанов, число колебаний амплитуд также увеличивается и в совокупности звуковые волны смешиваясь образуют шумовой эффект, а не отдельные звуки.
На многих восьми клапанных двигателях тепловой зазор регулируется в «ручную». И в случае установки теплового зазора выше предельной нормы, установленной производителем, клапанный механизм начнет стучать во время работы двигателя, особенно выразительным звук будет на холодном двигателе в верхней его части. Большой зазор скажется также и на изменении фазы впрыска топливной смеси, так как газораспределительный механизм ДВС начнет работать с некоторым запаздыванием, как в открытии клапанов, так и в их закрытии.
В случае работы двигателя на холостом ходу без прослушиваемых легких стуков, можно сделать безошибочный вывод о сильно уменьшенные тепловые зазоры клапанов. При таких зазорах падает динамическая компрессия двигателя, возникают неплотности в паре седло-клапан и возможен прогар кромок тарелок клапанов. При этом, снижается динамическая характеристика двигателя и повышается расход топлива.
Необходимо отметить, что чаще всего явно выраженные шумы прослушиваются на малых оборотах коленчатого вала, т.е. на холостом ходу. Стук шатунов также хорошо выражен в нижней части блока цилиндров, если даже не использовать стетоскоп. Шатунный стук может появиться из-за износа вкладышей и это может сопровождаться миганием аварийной лампочки давления масла. Чрезмерно сильный шум шатунов опасен тем, что если, например, после ремонта не произвели нормированную затяжку болтов крышки шатуна, то она может отсоединиться и шатун, отскочив от шейки коленчатого вала может стучать о стенку блока и в конечном итоге пробить ее. В народе такую техническую аварию называют «шатун показал кулак».
На форсунках, в режиме холостого хода прослушиваются звуки от работы клапанного механизма, в виде стержня-иглы, запирающая и открывающая путь впрыску топлива. Стуки форсунок своеобразны и в зависимости от частоты срабатывания иглы напоминают больше треск. На больших оборотах коленчатого вала, частота следования импульсов увеличивается и звук практически уже не слышен на общем фоне.
При запуске на холодную
Если при запуске мотора на холодную температуру начинается стук, это связано с вязкостью масла на холодном двигателе, особенно по этой причине происходит шум компенсаторов.
Если водитель поменял масло, то при запуске услышал стуки в моторе. Это нормальное явление, так как масло при замене было слито, а новое масло еще не успело поступить полностью в систему смазки. Некоторое время двигатель работает с масляным голоданием, вследствие чего. Чтобы ускорить процесс заполнения масла все системы смазки двигателя, перед тем как поменять новый масляный фильтр, его заполняют маслом.
При снижении уровня масла в картере также появляется непонятный шум в двигателе, постепенно усиливающийся по мере прогрева внизу. На горячую усиливается с повышением оборотов и это признаки масляного голодания шатунов и поршневых пальцев.
Причины стука пальцев
Большая часть водителей стакивалась с своеобразным металлическим лязгом во время резкого нажатия на педаль газа. До капремонта или замены прокладки ГБЦ такое явление не происходило, а после капиталки стал постоянным при разгоне. Звук не постоянный и исчезает с уменьшением нагрузки. Часто путают со стуком клапанов, но на самом деле стучат поршневые пальцы.
Во время капитального ремонта мотор тщательно осматривают, производят замеры износа цилиндров, прогиба и неровности ГБЦ, а также сопряженной поверхности блока с ГБЦ. Если произошел сильный увод поверхностей, их подвергают выравниванию методом фрезеровки, т.е. снимается слой от 0,01 до 0,05 мм поверхности, что, естественно, изменяет геометрические размеры высоты цилиндра и радиуса камеры сгорания в головке блока. Изменение геометрических параметров влечет к отклонению степени сжатия от заводских параметров. Степень сжатия увеличивается и требуемый угол опережения зажигания, заложенный в калибровка программы уже не соответствует исходной. Мотор собрали, залили тот же самый бензин с октаном 92, и звон появился. Это одна из причин, появления треска пальцев на двигателе.
Почему стучат пальцы на автомобиле с установленным газобаллонным оборудованием во время работы на бензине. При установке газового оборудования, специалисты в программе смещают угол опережения зажигания в «раннюю» сторону, и при переключении режима работы двигателя с газа на бензин, происходит стук пальцев при разгоне, вызванный небольшой детонацией в цилиндрах. Некоторые владельцы автомобилей с установленным газовым оборудованием пытаются перешивать блок управления с двойными калибровками, рассчитанными на бензин и газ.
Частным причиной стука поршневых пальцев может быть не корректно установленная метка на распределительном вале двигателя после замены ремня ГРМ.
Почему стучат клапана
Работа двигателя сопровождается стуком клапанов. Цокающий звук клапанов, но не очень громкий является признаком их правильной регулировки, хотя не является фактом, подтверждающим этот признак. При пуске на холодную двигатель застучал громко и потом пропадает громкий стук по мере нагрева. Симптомы неправильной регулировки тепловых зазоров – это или отсутствие цоканья, или, наоборот, очень громкий стук. Есть ряд двигателей, которые стучат достаточно весело и на горячей температуре, например, восьми клапанный мотор ульяновского моторостроительного завода (УМЗ), дизельный Cummins, Steyr-560.
Звонкая работа клапанов на двигателе УМЗ объясняется нижним расположением распределительного вала и применяя для передачи к коромыслам специальные штанги, общее количество зазоров между элементами, контактирующими между собой увеличивается и в итоге стук клапанов контрастно выделяется на общем фоне шумов. Шумно работает дизель из-за больших тепловых зазоров клапанов и к этому звуку прибавляется стук плунжерной пары.
На горячую
Бывают ситуации, когда двигатель при заводке на горячую начинает стучать и стечением времени прекращается. Часто такое происходит на двигателях с гидрокомпенсаторами. Если залито не качественное масло, на горячем двигателе оно теряет свои свойства вязкости, напоминая обычную воду. В результате, плунжеры компенсаторов не могут выполнить свои функции и начинается их шум. Что делать в такой ситуации? Заменить масло с более вязким параметром.
Датчик контроля стука
Узнать стучит ли сильно двигатель можно посредством датчика детонации установленного на блоке цилиндров. Датчик представляет собой пьезокристалл, который сжимаясь от ударной волны вырабатывает напряжение, которое поступает на логический элемент блока управления. Если при проверке сканером в параметрах напряжение датчика детонации показывает выше 3 Вольт это означает, что появились посторонние стуки, вызванные, износом направляющих клапанов или свободно перемещается поршень в цилиндре.
Главное назначение датчика детонации заключается в моментальном изменении угла опережения зажигания. Неправильно поджигаемая смесь со взрывом вызывает стуки внутри двигателя, что приводит к поломке поршней и шатунов.
Поэтому датчик является важным при работе мотора, защищая его от детонационных стуков.
При неисправности датчика детонации возможны пропуски воспламенения смеси, так как угол опережения зажигания становится не контролируемым. Пропуски зажигания (правильнее – воспламенения), возникшие в двигателе, контролирует программа драйверной диагностики отключая неисправный цилиндр. После отключения цилиндра блокированием работы форсунки, включить ее вновь возможно переключением замка зажигания.
Таким образом, мы частично рассмотрели вопросы, связанные со стуками на автомобиле, их причины и возможные места. Природа стуков при эксплуатации автомобиля очень разнообразна. Стучать может установленная защита, пластмассовая декоративная крышка на двигателе, акпп или крестовина карданной передачи. При возникновении любого постороннего стука необходимо выяснять причину его возникновения и незамедлительно устранять, так как растет вероятность сложной и дорогостоящей поломки.