Автобаферы или проставки что лучше?
Полиуретановые проставки и другие способы увеличения дорожного просвета – сравнение. Часть 6
Полиуретановые проставки и другие способы увеличения дорожного просвета – сравнение. Часть 6
В этой статье мы сравним проставки из полиуретана, устанавливаемые между пружиной или опорным подшипником подвески и кузовом автомобиля с широко разрекламированными в интернете и магазинах автозапчастей автобаферами, которые также называют межвитковыми проставками.
Автобаферы – что, как и почему
Причина популярности автобаферов кроется в способе их установки – достаточно поднять одну сторону машины домкратом, очистить пружину от грязи и вставить между витками проставку. Эти действия доступны любому водителю, умеющему самостоятельно менять колеса и требуют лишь наличия домкрата. На первый взгляд, использование автобаферов позволяет увеличить клиренс без особых затруднений и затрат, однако все не так просто. Как минимум у 70 процентов автомобилей, на которые установили автобаферы, через 5–10 тысяч километров приходится полностью перебирать подвеску, включая сюда и установку новых амортизаторов. После этого ремонта пробег подвески не превышает 30 тысяч километров, только теперь, к убитым сайлентблокам и амортизаторам добавляются и лопнувшие пружины. Притом, что нормальный срок службы амортизаторов и сайлентблоков превышает 100 тысяч километров. Такое сокращение срока службы подвески объясняется очень просто – автобаферы увеличивают длину пружин, но длина штока амортизатора остается прежней, из-за чего он работает в неправильном режиме.
Что такое амортизатор? Это металлический цилиндр, разделенный на две части поршнем штока и заполненный маслом. В поршне штока проделаны небольшие отверстия (жиклеры) с клапанами, причем диаметр жиклеров, отвечающих за работу в режиме сжатия всегда заметно больше, чем у тех, которые работают в режиме растяжения. Когда подвеска сжимается, масло из нижней части через жиклеры поступает в верхнюю камеру, обеспечивая небольшое замедление. Это необходимо для того, чтобы при сильных ударах о препятствия пружину не продавливало до максимума, это необходимо для повышения управляемости и устойчивости при езде по неровным дорогам. Затем колесо проходит препятствие и устремляется вниз под давлением распрямляющейся пружины. Если колесо разгонится слишком сильно, то отскочит от земли и весь цикл работы подвески повторится, что резко снизит устойчивость в поворотах на плохих дорогах.
Поэтому амортизатор ограничивает скорость возвращения колеса на исходную позицию. Автобафер меняет режим работы амортизатора, из-за чего объем нижней камеры сильно сокращается, а верхней наоборот, увеличивается, что приводит к снижению сопротивления при разжимании пружины и перегреву масла. Перегретое масло закипает, пары увеличивают давление внутри амортизатора, из-за чего его режим работы нарушается еще сильней. В результате эффективность амортизатора падает настолько, что он перестает справляться со своими задачами, поэтому пружину продавливает гораздо сильней, а вертикальная скорость возвращения колеса на исходную позицию резко увеличивается. Итогом такого развития событий становится резкое увеличение нагрузки на сайленблоки во время езды по плохим дорогам или бездорожью. Ведь на любой кочке пружину продавливает несколько больше, чем если бы амортизатор работал нормально, поэтому нередки случаи, когда колесо проезжает несколько препятствий подряд. На первом препятствии пружина штатно сжимается, но разжаться до второго препятствия не успевает. В итоге при наезде на второе препятствие пружина сжимается гораздо меньше, чем должна, поэтому удар колеса не удается сгладить и, он приходится на кузов.
На большинстве автомобилей передняя и задняя подвеска с каждой стороны закреплена в трех местах, одном вертикальном (крепление пружины и амортизатора или опорного подшипника стойки Макферсон) и двух горизонтальных (рычаги). Когда пружина пропускает удар, он в первую очередь бьет по вертикальной точке крепления, но быстро поднять массивный кузов невозможно из-за его инерционности. Поэтому энергия удара переходит к сайлентблокам, которые не рассчитаны на такие нагрузки, в результате чего упругий наполнитель разрывает. Еще одна серьезная проблема заключается в том, что автобаферы перенапрягают металл пружины. Ведь что такое пружина, как не скрученный в спираль торсион? Несмотря на то, что сама пружина работает на сжатие и растяжение, металл в ней работает на скручивание, которое равномерно распределяется по всем виткам. Установка автобаферов выводит часть витков из этого процесса скручивания, в результате чего на границе с автобаферами в металле резко возрастает внутреннее напряжение. Со временем это внутреннее напряжение приводит к разрушению кристаллической решетки стали, из-за чего металл слабеет и лопается даже от небольшой нагрузки. Все это однозначно говорит о том, что автобаферы – очень плохой способ увеличения дорожного просвета.
Тестируем «Автобаферы»: пустая трата денег или стоящая вещь?
Автобафер стал привычным товаром в магазинах автомобильных аксессуаров, но его появление на российском рынке было воспринято по-разному. Одни автовладельцы оценили преимущества приспособления, другие отнеслись к нему критически.
Что же это за ноу-хау и целесообразно ли его использовать?
Что такое автобаферы и в чем их польза
Автобафер — это амортизирующая подушка, которая монтируется в пружине между витками. Она выполнена из упругого и прочного полимера — полиуретана.
Данный материал способен выдерживать значительную нагрузку, восстанавливает свою изначальную форму даже после продолжительной деформации, не боится резкой смены температур и сохраняет качественные характеристики в диапазоне от -60 до +120°C.
Компании спортивных товаров применяют его в производстве обуви. В автомобильной сфере он был изначально задействован для уменьшения вибраций и тряски автотранспорта, чтобы люди с заболеваниями спины легче переносили поездки.
Главное предназначение аксессуара (который также может изготавливаться из чуть более дорогого хлоропренового каучука) — гасить исходящие от колес мощные удары и колебания.
А преимущества такие:
- Защита ходовой части автомобиля и повышение его ходовых характеристик.
- Увеличение срока эксплуатации амортизаторов вследствие уменьшения хода штока стойки.
- Повышение управляемости транспортного средства.
- Улучшение маневренности и безопасности вождения при прохождении поворотов на значительной скорости.
- Снижение крена автомобильного кузова при выполнении резких маневров.
- Минимизация ударов и общее повышение комфорта при преодолении «лежачих полицейских», железнодорожных переездов и прочих неровностей на пути следования.
- Экономия средств на техобслуживание и замену различных комплектующих.
Результаты испытаний автобаферов
Для проведения теста приспособления, как и для последующей эксплуатации, нужно применить подъемник или домкрат. Рекомендуется предварительно очистить пружины от загрязнений, а автобаферы смазать мыльным раствором, чтобы они легче двигались по виткам.
Испытания оригинальных автобаферов Power Guard Gmbh позволяют иметь более четкое представление о характеристиках изделия. Далее в виде графиков предоставляются результаты тестов с монтированной межвитковой подушкой, а также без нее.
Слалом-тест авто
Воздействие поперечной силы на колесо:
Во время слалом-теста для измерения действующей на колесо поперечной силы (а также во время других тестов) был использован датчик с сенсором. В данном случае результат показал, что после установки фирменной подушки сила воздействия становится меньше.
Измерение кренов кузова:
После установки такого буфера поперечный крен кузова уменьшается.
Тест автомобиля на резкое перестроение
Воздействие поперечной силы:
Полученные в ходе теста на резкое перестроение данные измерений действующей на колесо поперечной силы свидетельствуют о том, что воздействующая сила уменьшается.
Обмер кренов кузова:
Вследствие монтажа изделия поперечный крен кузова снижается.
Тест машины на торможение
Воздействие продольной силы:
Результаты влияния продольной силы на колесо до и после монтажа автобаферов качественно отличаются.
Измерение кренов кузова:
После установки вспомогательного изделия продольный крен значительно меньше.
Или все-таки не стоит покупать?
Часть автовладельцев подвергает сомнению целесообразность такой покупки, перечисляя следующие аргументы:
- Цена аксессуара . Она действительно немаленькая.
- Жесткость подвески и нагрузка на ходовую часть. Это можно расценивать двояко: для кого-то мягко — хорошо, а для кого-то — наоборот.
- Возможные проблемы с установкой. Не исключено, что в некоторых случаях во время монтажа межвитковые подушки придется «подгонять» (подрезать, специально крепить и т.д.) под конкретное авто.
- Недостаточно эффективное крепление. Иногда автолюбители теряют данные приспособления. Часто изделия крепятся капроновыми хомутами, которые со временем изнашиваются и рвутся.
А вот прочные металлические хомуты применять не рекомендуется, так как они сами способны протереть вставки. Поэтому возникает необходимость в периодической проверке состояния и даже наличия автобаферов, что отнимает время, а порой и денежные средства.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что автобаферы найдут своих покупателей среди тех, кто хочет улучшить:
- стабильность поведения подвески и повысить ее функциональность;
- минимизировать раскачивания и крены;
- повысить комфорт во время преодоления дорожных преград;
- увеличить срок эксплуатации амортизаторов и т. д.
У этого высокотехнологичного изобретения можно найти и минусы – цена, жесткость подвески, проблемы монтажа и износ крепления.
Отзывы водителей об автобаферах
Автобаферы — это амортизирующие межвитковые подушки, которые устанавливаются в пружины и тем самым обеспечивают безопасность и комфорт при вождении. (Так вам расскажут и опишут дилеры и консультанты интернет-магазинов). Мы же на сайте Vodi.su стараемся донести людям реальную информацию, поэтому и сами хотели бы решить для себя этот вопрос — ставить автобаферы или нет?
Поскольку продукт этот относительно новый, достоверную информацию найти о нем достаточно сложно. На многочисленных форумах можно прочитать миллионы хвалебных отзывов, представители официальных производителей расхваливают свой товар, в качестве главного аргумента рассказывают о невероятных свойствах уретана:
- прозрачный материал, который использует фирма NIKE при производстве своих знаменитых кроссовок;
- уретан поглощает удары;
- он обладает эффектом памяти — если его сильно сжать, даже проехаться по нему катком, то он все равно вернется к прежней форме;
- в компании ТТС 20 лет экспериментировали с данным материалом, в результате чего была изобретена особая технология литья;
- подушки абсолютно не изнашиваются, срок их службы достигает то ли 3, то ли 6 лет.
Однако, простого покупателя, не обремененного лишними казначейскими знаками в кошельке, интересует вопрос:
— почему килограмм жигулевских проставок можно купить за 100-200 рублей, а автобаферы, якобы созданные по какой-то сверх современной технологии в Корее, стоят 4-5 тысяч рублей?
Ответ на такой вопрос всегда один: «не путайте резиновые проставки с уретановыми автобаферами».
Мы на всякий случай посмотрели, что такое этот самый уретан:
- Уретаны — кристаллические вещества, растворимые в воде и органических растворителях. Из них получают полиуретановые волокна методом синтеза.
То есть более правильно было бы называть автобаферы не уретановыми, а полиуретановыми амортизирующими подушками.
Негативные отзывы водителей об уретановых автобаферах
Прежде всего, стоит сказать, что найти отзывы людей, которые реально установили эти подушки, — сложно. А вот за границей автобаферы известны уже давно под названием Power Cushion Buffer for Car Spring (подушка-буфер для автомобильных пружин).
Вот что рассказал о них пользователь под ником Steevo из США (ездит на Honda Civic):
«Я бы автобаферы не рекомендовал никому, сплошная трата денег. Поставил их меньше года назад. Передние уже через несколько месяцев полностью утратили формы и где-то потерялись, а задние едва держатся и скорее всего я их просто сниму и выброшу».
Свой отзыв Steevo завершил непереводимой фразой: «TTC Buffers are crap».
Можно найти еще много подобных отзывов на заграничных ресурсах.
Так, один пользователь с ником Santa пишет:
«Советовался с одним механиком, он мне сказал, что ничего лишнего в пружины устанавливать не нужно. Если бы различные автобаферы и межвитковые проставки (coil stiffeners) действительно играли такую важную роль, их бы уже давно использовали автопроизводители.
Я же его не послушал, потому что начитался отзывов и поставил автобаферы, правда не корейские прозрачные за 80 долларов, а красные китайские чуть дешевле. Разницы никакой нет — клиренс сначала чуть приподнялся на сантиметр-полтора, а через пару месяцев осел обратно. Их установка никак не отразилась и на комфорте».
Встречаются отзывы об автобаферах и на отечественных ресурсах.
Пользователь со страшным ником WereWolf (Оборотень) пишет:
«Купил сначала китайские жене на Матиз. Они как вместе с тещей сядут сзади, веса на 200 кг прибавляется. Так китайские за несколько месяцев полностью расплющились. Поэтому раскошелился и купил корейские ТТС, комплект за 5 тысяч. Единственное, что заметил, — проседать машина стала меньше при полной загрузке. Больше изменений никаких».
Ну и еще один короткий негативный отзыв от Александра:
«Из личного опыта скажу: уретан-пуретан — всё это от лукавого. Я поставил себе эти штуки, некоторые знакомые тоже попросили. Немного поездили и выбросили. Если хотите улучшить характеристики подвески, меняйте амортизаторы или сами пружины».
Положительные отзывы
Положительных отзывов гораздо больше. Правда написаны все они практически одинаковым языком и везде даются ссылки, типа: «Покупал здесь — самые низкие цены, самые качественные товары».
Роман на форуме для дачников пишет:
«Ждал своего заказа с нетерпением полтора месяца. Наконец приятной внешности вежливая девушка мне их доставила. Установил за полчаса на задние пружины, и вы знаете…. Очень доволен:
- стало мягче, намного мягче;
- лежачих полицейских проезжаю без проблем (а раньше было такое чувство, что пробил амортизатор, аж инструменты к потолку подлетали);
- крен уменьшился.
Товар хороший. А все, кто пишет плохие отзывы, — вы хоть правильно автобаферы заказывали? тот размер? Специально подбирали под конические или бочковые пружины?»
Есть положительные отзывы и на иностранных ресурсах.
Blueworm на форуме для фермеров пишет:
«Привет всем. Я живу в Канаде и часто езжу к старикам на ферму. Вожу им баллоны с газом, бочки с моторным маслом для тракторов, еду и всё такое. Без автобаферов от ТТС (которые я заказывал на таком-то сайте) мой пикап почти на каждой кочке бился днищем об асфальт. А вот с автобаферами все изменилось:
- машина едет тише;
- улучшилась стабильность, нет крена;
- уменьшился тормозной путь.
Мне часто приходится перегружать машину, но с этими амортизационными подушками я полностью спокоен за подвеску и за свой автомобиль».
Вот еще один отзыв от Кузи:
«Долго думал. Покупать или не покупать. Решил купить, потому что еду в Анапу своим ходом. Нашел магазин в городе, менеджер подобрал по каталогу нужный размер: спереди В, сзади С. Сам установил за 20 минут, хотя предлагали установку за 1000 рублей. Первые впечатления: машина чуть поднялась, пока проехался до гаража почувствовал, что подвеска стала чуть более жесткой, зато нету крена и раскачивания. В общем приобретению доволен. Что будет дальше — сообщу».
Все остальные отзывы тоже подобного содержания: все хорошо, ездить стало мягче, жить стало лучше.
Немного механики и физики
Пружина работает как единое целое. Если же вы ставите проставку — все равно из чего: резины или уретана — вы делите пружину на две части и автоматически один виток как бы выбывает из игры, нагрузка не распределяется равномерно. Возрастает давление на саму пружину, а также на чашу пружину.
Хотя, следует отдать должное корейским изобретателям, уретан (или полиуретан) — достаточно мягкий материал, и в отличие от резины, хорошо поглощает колебания, может деформироваться и принимать начальную форму. Вот тут-то и возникает главный вопрос:
— а зачем тогда он нужен, этот автобафер?
Вот это самый интересный момент, мы даже специально посоветовались со специалистом. Вот, что он сказал.
Производитель учитывает массу нюансов, так же и пружины рассчитаны под конкретные условия эксплуатации. Различные дополнительные проставки или подушки нужны только тогда, когда пружины начинают проседать. То есть это дешевый способ вернуть жесткость пружинам.
Можно еще добавить, что хорошая пружина передней или задней подвески будет стоить от 30 у.е. (1800 рублей). Если же пружины и амортизаторы в порядке, а вы не очень сильно загружаете свою машину, то можно вполне обойтись без различных дополнительных элементов.