ГУР или электроусилитель руля что лучше?
Что лучше ГУР или ЭУР
Были времена когда водители обходились без усилителя рулевого управления и для того, чтобы повернуть руль, требовались некоторые усилия. Особенно это касалось водителей грузовых автомобилей и автобусов. Поэтому инженеры и начали задумываться о том как облегчить управление рулем. Так был придуман гидроусилитель руля или ГУР. Позже инженеры поняли, что необходим более надежный и компактный усилитель рулевого управления поэтому был изобретен электро усилитель руля (ЭУР). В этой статье мы немного поговорим о конструкции ГУР и ЭУР, а также попробуем разобраться, что все таки лучше.
Впервые ГУР на советских автомобилях начал устанавливаться в ГАЗ 14 Чайка, остальные советские автомобили не имели усилителя рулевого управления. Автомобили иностранного производства начали оснащаться ГУР на много раньше.
2) Бачок с жидкостью
4) Золотниковый распределитель
5) Соединительные штанги
ГУР работает по следующему принципу.
1) От коленчатого вала двигателя в действие приводится насос гидроусилителя.
2) Насос гидроусилителя под давлением подает жидкость в золотниковый распределитель.
3) При повороте рулевого колеса распределитель подает поток жидкости от насоса в левую или правую полость гидроцилиндра.
4) Под давлением жидкости поршень гидроцилиндра перемещается облегчая поворот рулевого колеса, поворот колес осуществляется за счет рулевого привода. При движении по прямой жидкость гидроусилителя направляется обратно в бачок.
1) Более дешевое производство по сравнению с ЭУР.
2) Благодаря стойкости к большим нагрузкам имеется возможность устанавливать на внедорожники, автобусы и грузовики.
3) В отличие от ЭУР не подвержен программным сбоям.
1) Конструкция ГУР занимает много места.
2) Некоторая мощность ДВС теряется, так как привод насоса гидроусилителя работает от коленчатого вала двигателя.
3) Нуждается в регулярном техническом обслуживании: герметичность патрубков, уровень жидкости в бачке и т.д
2) Торсионный стержень и вал рулевой колонки
3) Рулевой механизм
4) Датчик положения рулевого колеса
5) Датчик крутящего момента
6) Электронный блок управления
Принцип работы ЭУР.
1) Когда водитель поворачивает рулевое колесо, начинает скручиваться торсионный стержень.
2) Датчик крутящего момента измеряет величину момента затем передает информацию блоку управления.
3) Далее блок управления обрабатывает данные с датчиков ЭУР и сравнивает их с показаниями других датчиков (скорости, оборотов коленчатого вала и др).
4) Блок управления вычисляет усилие которое необходимо приложить для поворота колес и дает нужную команду электродвигателю.
5) Электродвигатель воздействует на рулевую рейку тем самым облегчая водителю поворот рулевого колеса.
1) Возможность реализации дополнительных вспомогательных электронных систем, например парковочный ассистент.
2) Имеется возможность настройки рулевого управления.
3) Компоненты ЭУР занимают мало места.
4) Легкость в обслуживании. Нет необходимости следить за герметичностью и уровнем жидкости, а также за исправностью насоса.
5) ЭУР не расходует мощность двигателя.
1) Дорогой ремонт в случае поломки.
2) Из-за слабой мощности грузовики и внедорожники не могут быть оснащены ЭУР.
3) Может перегреться или временно работать в аварийном режиме при неблагоприятных дорожных условиях
4) Возможен сбой программного обеспечения.
Как видно каждая система усиления рулевого управления имеет свои достоинства и недостатки. Тем не менее все чаще и чаще легковые автомобили оснащаются ЭУР. Тяжелая техника по-прежнему использует ГУР. Перейдут ли все производители со временем на ЭУР или у ЭУР обнаружатся серьезные недостатки и ограничения которые не позволят производителям полностью отказаться от ГУР ? Кто знает время, покажет.
Что лучше ГУР или ЭУР? Разбираемся какой усилитель руля лучше!
Сегодня на ВопросАвто мы поговорим об усилителе руля, о том каким он бывает, а также постараемся разобраться в вопросе, что лучше ГУР или ЭУР. Поехали.
Усилитель руля придумал хлипкий слабенький водитель большого грузового авто, у которого просто не было сил поворачивать тяжелый руль и огромные колеса. 🙂 Шучу конечно! 🙂 Хотя доля правды в этой шутке все-таки есть. Правда в том, что усилитель и вправду был позаимствован у грузовиков, именно их изначально стали оборудовать ГУРами (ГидроУсилитель Руля). Большие грузовые машины имеют большие колеса, которые повернуть не так уж просто, а если машина еще и стоит на месте, то и вовсе невозможно. Поэтому было изобретено устройство, которое вместо водителя выполняло силовую задачу во время вращения водителем рулевого колеса.
Чуть позже гидроусилитель перекочевал на легковые авто, владельцы которых также жаждали комфорта и легкости управления. Но до этого наши отцы, деды и прадеды управляли своими “ГАЗами”, “Волгами”, “Жигулями” и “Москвичами” без каких-либо усилителей руля, возможно из-за этого и были такими сильными и смелыми. 🙂 (Юмор!)
Что такое гидроусилитель рулевого колеса (ГУР)?
Гидроусилитель появился первым и существенно упростил управление автомобилем, при этом его главная задача была не только снять силовую нагрузку с рук водителя, одной из задач, которые поставили перед собой конструкторы была — безопасность. После повреждения переднего колеса на скорости при наличии ГУРа водитель не терял управления над автомобилем, к тому же меньше ощущал вибрации, которые поступали от колес во время езды по неровностям.
Как работает ГУР?
Гидроусилитель руля представляет собой набор узлов, среди которых: система масляных магистралей высокого и низкого давления, масляный насос при помощи которого происходит циркуляция жидкости гидроусилителя в бачок, в котором находится жидкость ГУР, а также рулевая рейка и наконечники. Во время поворота руля в системе гидроусилителя происходит ряд событий, о которых вы даже не догадываетесь. Вы, водитель, поворачивая руль, задаете направление, после чего специальная жидкость (синтетическое или полусинтетическое масло почти такое как в АКПП) под высоким давлением нагнетается насосом через распределитель. Тем самым образуя силу, которая воздействуя на гидроцилиндр и поршень, смещает механизмы рулевой рейки в ту сторону, которую вам необходимо. После этого жидкость ГУР по системе обратной подачи снова возвращается в бачок ГУР.
Что такое электроусилитель рулевого колеса (ЭУР) и как он устроен?
Спустя многие годы после появления и успешного использования ГУРа появился ЭУР — ЭлектроУсилитель Руля. Задача ЭУР такая же как и у ГУРа — облегчать управление и поворот руля. В отличие от гидроусилителя, ЭУР не использует в своей конструкции жидкость, вместо этого используется электромотор, который и создает необходимое усилие. Кроме прочих отличий, ЭУР отличается большим количеством электроники, различных датчиков, а также целого электронного блока управления (ЭБУ). Принцип установки ЭУР также отличается от гидравлического аналога. Электрический аналог располагается непосредственно на самой рулевой рейке или рулевой колонке, а поворот и передача крутящего момента происходит при помощи торсионного вала, который вмонтирован в систему рулевого управления. Гидроусилитель создает усилие при помощи насоса и жидкости, которая образует давление, под которым происходит смещение рулевых механизмов и непосредственно поворот колес, электроусилитель выполняет то же самое действие только использует для этого электромотор и ток. Когда руль с ЭУР поворачивается, датчик крутящего момента ЭУР это обнаруживает и сообщает об этом в ЭБУ. Затем электронный блок анализирует данные и руководствуясь определенными алгоритмами определяет количество тока необходимое для электромотора, чтобы осуществить поворот руля. Характерным отличием для ЭУР является способность увеличивать/уменьшать усилие в зависимости от скорости движения автомобиля. Как вы знаете, на скорости поворот руля происходит гораздо легче и в усилителе практически нет необходимости, так вот гидроусилитель в отличии от электроусилителя не способен учитывать скорость движения и угол поворота, за счет чего на скорости руль авто с ГУР становится “ватным” и неинформативным. ЭУР учитывает скорость движения авто и снижает усиление, в результате рулевое управление становится более острым, и водитель лучше контролирует свой автомобиль во время маневров.
Уфф. Вроде разобрались, теперь давайте перейдем непосредственно к сравнению “плюсов” и “минусов” каждого из этих устройств.
“Плюсы” гидроусилителя
ГУР относительно не дорогая система, устанавливается преимущественно на большие авто или бюджетные легковушки. Производство системы гидроусилителя менее затратное, за счет чего производитель удешевляет себестоимость своих авто.
Запас мощности. Гидроусилитель более мощный, поэтому ими оборудуются внедорожники и микроавтобусы, на которых использование ЭУР невозможно.
“Минусы” гидроусилителя
- Необходимо постоянно следить за состоянием и уровнем жидкости в ГУРе. Кроме того, ее необходимо менять в соответствии с требованиями автопроизводителя.
- Необходимо соблюдать определенные правила эксплуатации. К примеру, крайне нерекомендовано долго удерживать руль в крайнем положении, поскольку это может привести к перегреву жидкости ГУР или вывести систему гидроусилителя из строя.
- Гидроусилитель требует постоянного контроля со стороны владельца. Регулярно следует проверять состояние приводных ремней, шлангов, а также насоса ГУРа на предмет трещин, подтеканий и т. д.
- Работа гидроусилителя напрямую зависит от работы мотора. Привод масляного насоса ГУРа связан с мотором, ремнем или цепью, поэтому если не работает мотор, колеса повернуть будет сложно. Кроме того, когда вы движетесь по прямой трассе на большой скорости, и в ГУРе нет никакой необходимости, мощность двигателя расходуется впустую, поскольку насос все равно работает и создает определенную нагрузку на мотор.
- ГУР не позволит регулировать усилие в зависимости от скорости, положения руля или режима езды (“SPORT”, “NORMAL” и т. д.).
- “Ватность” и неинформативность рулевого на большой скорости. Как я уже говорил, на скорости гидроусилитель “убивает” чувствительность и водителю тяжело выполнять маневр.
“Плюсы” электроусилителя
- Довольно простая и негромоздкая конструкция. Это позволяет сэкономить место под капотом.
- Отсутствует насос и какие-либо шланги. Это упрощает и удешевляет эксплуатацию. Нет необходимости следить за уровнем или состоянием жидкости в бачке или контролировать состояние ремней и шлангов.
- Компактные размеры. Компактность позволяет располагать ЭУР в салоне авто, что существенно сказывается на продолжительности “жизни” этого устройства.
- Электроусилитель экономит топливо. За счет того, что ЭУР контролирует блок управления, во время движения ЭБУ практически не использует электроусилитель, тем самым снижая нагрузку на двигатель, как результат — экономия топлива.
- Возможность настройки усилителя “под себя”. ЭУР можно очень тонко настроить, как само усиление, так и усиление на определенных скоростях и режимах работы.
- Руль с ЭУР всегда остается “острым”. Это качество очень важно для гонщиков, которые ценят информативность рулевого колеса и управляемость автомобиля превыше всего.
“Минусы” электроусилителя
Несмотря на кажущуюся безупречность, ЭУР имеет недостатки.
- Цена. Пожалуй, самый главный и большой недостаток электроусилителя — это его стоимость.
- Дорогой ремонт. Электроусилители считаются довольно выносливыми устройствами, однако тоже подвержены поломкам, и уж если ломаются, починить их сложно и недешево. В некоторых случаях приходится менять весь механизм в сборе.
- Небольшой запас мощности. Этот недостаток — причина, по которой электроусилителем не комплектуются внедорожники, автобусы, пикапы и грузовики.
Именно эти, на первый взгляд, незначительные недостатки, играют в пользу ГУР и позволяют ему успешно сосуществовать с более выгодным и совершенным с любой стороны ЭУРом. Хотя, кто знает!? Прогресс не стоит на месте и возможно уже сегодня кто-то придумывает или конструирует самый новый и совершенный электроусилитель, который навсегда вытеснит из автомобильной промышленности старый добрый ГУР.
Что лучше гидроусилитель или электроусилитель руля и в чем разница
Производители современных автомобилей делают всё, для того чтобы езда на машине была комфортной и доставляла максимальное удовольствие. Сегодня машины без усилителя руля – это прошлый век и поэтому все автомобили оснащаются одним из двух видов усилителей руля:
- ГУР – в основе гидравлика;
- ЭУР – в основе электродвигатель.
Постараемся разобраться в принципиальной разнице между представленными видами.
Как работает ГУР
Сегодня гидравлическим усилителем оснащается около 65% всех новых автомобилей. ГУР – это специальный механизм, в котором можно выделить 4 основных элемента:
- Насос, который связан с коленвалом мотора при помощи приводного ремня;
- Ёмкость с гидравлической жидкостью;
- Поршень, который устанавливается непосредственно в рулевом узле управления;
- Специальный гидравлический распределитель, определяющий движение поршня.
Представленные детали соединены друг с другом металлическими трубками, через которые рабочая жидкость направляется в нужные рабочие узлы.
Как только водитель заводит двигатель своего авто, насос начинает накачивать давление в гидравлической системе. До тех пор, пока рулевая рейка не поворачивается, лишнее нагнетаемое давление перенаправляется в расширительную ёмкость.
При повороте руля, гидравлический распределитель открывает одну из камер, куда направляется жидкость и создаваемое давление приводит в движение рулевую рейку.
Если же начать поворачивать руль в противоположную сторону, то гидрораспределитель сразу закрывает одну камеру, открывает вторую и направляет жидкость туда, что создаёт давление и двигает поршень в другом направлении.
Как работает электроусилитель руля
Ключевое различие между двумя представленными вариантами в том, что последний тип облегчает рулевое управление при помощи электромотора. Работа данного электродвигателя контролируется ЭБУ.
После того, как водитель запускает двигатель на ЭБУ поступает напряжение. При повороте руля, выполняется передача импульса на электродвигатель в рулевой рейке и тот начинает вращать вал в нужную сторону.
Преимущества и недостатки ГУР
К главным преимуществам ГУР можно отнести:
- Небольшая себестоимость, сказывающаяся на стоимости автомобиля;
- Большая мощность, облегчающая управление крупных машин;
- Надёжность работы ГУР.
К недостаткам гидроусилителя руля относятся следующие факторы:
- Постоянный контроль состояния гидравлической жидкости;
- Периодичное обслуживание всей гидросистемы, в которое включается замена сальников, изучение состояния насоса и распределителя, ремня и подшипников;
- Незначительный рост расхода автомобильного топлива.
Плюсы и минусы ЭУР
У электроусилителя руля другие плюсы:
- Нет необходимости регулярно осматривать и обслуживать электромотор и ЭБУ;
- Небольшие габариты рабочего узла;
- Не влияет на расход автомобильного топлива.
Минусы ЭУР выражаются в следующих факторах:
- Слишком высокая стоимость системы;
- Дорогой ремонт;
- Меньшая мощность, что исключает использование на больших грузовых авто.
Что лучше ГУР или ЭУР
Оба варианта усилителя рулевой рейки остаточно надёжны и эффективны. Конечно же, иногда ломается и ГУР, и ЭУР. Для выбора усилителя руля необходимо учесть модели автомобиля, бюджет владельца авто и условия эксплуатации.
В последнее время усилители с электрическим приводом становятся всё популярнее и вытесняют ГУР с автомобильного рынка. Скорее всего, через несколько лет их стоимость существенно снизится, и они станут более доступными для покупателей.