Как обкатывать новую машину?
Обкатка нового автомобиля: обкатай и властвуй
Появление у автолюбителя новенького автомобиля помимо бурной радости накладывает на него и определенные обязательства. Отнюдь не последнее место среди них занимает такой ответственный и требующий к себе повышенного внимания процесс, как обкатка машины. Несмотря на то, что на множестве автомобильных форумов, а часто и со страниц околоавтомобильной прессы высказываются мнения об отсутствии необходимости обкатывать новую машину, мнения эти не только не бесспорны, но и порой не основаны на действительно логически обоснованных фактах.
Необходима ли обкатка именно вашему автомобилю, или вы присоединитесь к мнению о том, что двигатель уже достаточно обкатан во время заводских испытаний, а современный уровень производства деталей не требует их так называемой притирки, решать только вам. Тем не менее, для каждого нового автомобиля, пусть и не требующего специального режима обкатки, существует несколько определенных правил начала его эксплуатации, от соблюдения которых в первые 1500-3000 километров пробега зависит его дальнейшая “ездовая” судьба.
Поскольку все мы хотим, чтобы наша “ласточка” бегала как можно дольше без существенного ремонта двигателя или ходовой части автомобиля, расходовала бензин как можно экономнее, да и вообще доставляла нам одни только радости, постольку и выполнение основных требований к обкатке новой машины является для нас неотъемлемой обязанностью. Перефразируя известного классика, мы в ответе не только за свою “ласточку”, но и за сам процесс ее “приручения”.
Итак, самое известное большинству автолюбителей правило – это не превращать новенький автомобиль в гоночную машину, и не пытаться в первые же километры пробега испытать максимальные возможности его двигателя и трансмиссии. Особенно актуально это правило в первые 1000-1500 километров пробега.
Двигатель нового автомобиля не очень хорошо воспринимает длительную работу на постоянных оборотах. Указание на подобное ограничение в эксплуатации автомобиля при обкатке содержится в инструкциях к большинству современных машин, даже самых дорогих марок. Причем одинаково справедливо это правило для движения как на небольших, так и на высоких оборотах.
В связи с этим автолюбителю следует избегать длительного движения с одной и той же скоростью в период обкатки автомобиля. Правило достаточно простое и не требует специальных навыков вождения, однако его соблюдение способно сослужить вашему автомобилю отличную службу, существенно увеличив его надежность и экономичность.
В период обкатки нового автомобиля автолюбителю следует избегать резких разгонов и торможений, рывков автомобиля, а особенно разгонов с перекрестка с так называемой “тапкой в пол”. До конца выжатая педаль акселератора влечет за собой повышенный расход топлива, что не есть хорошо для нового двигателя.
Большинство специалистов сходятся во мнении, которое, кстати, широко тиражируется на автомобильных форумах, о том, что работа двигателя в период обкатки, да и после нее наиболее оптимальна в диапазоне от 2 до 4 тысяч оборотов. Такой режим движения к тому же является самым экономичным. При этом в первые 1500 километров пробега раскручивать двигатель свыше 3000 оборотов без особой для этого необходимости не желательно.
Соответственно, не стоит без нужды как “тянуть” двигатель на повышенной передаче, позволяя стрелке тахометра падать до 2-х и менее тысяч оборотов, так и “крутить” его за пределы 3,5 – 4 тысяч оборотов. В связи с этим, оптимальной для периода обкатки можно считать скорость автомобиля в 90-110 километров в час.
Изучая так называемый “мануал” к новой иномарке, в том числе и российской сборки, внимательный автолюбитель наверняка увидит упоминание о том, что работа двигателя на нейтральной передаче напрямую отнесена специалистами к тяжелым условиям эксплуатации. Соответственно в период обкатки автомобиля не позволяйте двигателю длительное время работать на “холостом ходу”.Еще один момент, который следует учесть автолюбителю при обкатке нового автомобиля, это на время забыть о том, что такое торможение двигателем. Его использование нежелательно для нового двигателя, поскольку создает чрезмерную нагрузку на его основные узлы и агрегаты.
Говоря о необходимости обкатки нового автомобиля, не следует сводить ее только к обеспечению правильной и спокойной работы двигателя в первые 1500-3000 километров пробега. В подобном бережном отношении со стороны автолюбителя нуждаются и другие элементы новой машины.
Не напрасно упомянута здесь и необходимость воздерживаться от резкого торможения автомобиля. Примерно до достижения автомобилем 300-500 километров пробега идет процесс “приработки” накладок тормозных колодок машины, в силу чего усиленная и резкая работа педалью тормоза губительно сказывается на их “здоровье” и влечет за собой ускоренный износ накладок.
Трансмиссия нового автомобиля не меньше чем его двигатель нуждается в “ласковой” обкатке. Поэтому автолюбителю необходимо избегать как резкого нажатия на педаль сцепления, так и ее “бросания” после включения передачи. Включение и выключение передач следует производить плавными движениями, не прилагая к рычагу КПП чрезмерных усилий. За это вам будут очень благодарны синхронизаторы коробки передач, да и само сцепление, которому вы существенно продлите срок безупречной службы.
Не стоит напоминать автолюбителю о том, что езда на новом, еще не обкатанном как следует автомобиле с использованием прицепа способна “убить” положительные качества его двигателя, особенно в части динамики и экономии топлива. Примерно такого же правила необходимо придерживаться практичным владельцам универсалов, воздерживаясь от их чрезмерной загрузки при поездках на дачу и т.п.
Обкатывая новый автомобиль, не забывайте ежедневно проверять уровень масла в двигателе. Пренебрежение этим довольно простым правилом может впоследствии обойтись незадачливому автолюбителю очень дорого. По возможности следует выбирать для движения нормальные асфальтированные дороги, воздерживаясь на период обкатки от дачных и загородно-рыбацких поездок на новенькой машине.
Самым приемлемым вариантом для правильной обкатки нового автомобиля будет назначить первые 300-500 километров пробега на свой выходной день, когда спокойно можно прокатиться по асфальтированной трассе, вдали от пробок, светофоров и городской суеты. Не забывайте о том, что самой трудной для двигателя вашего автомобиля, его трансмиссии, тормозной системы и подвески, является именно первая тысяча километров пробега. Поэтому соблюдение названных правил особенно актуально в этот период.
Правильная обкатка автомобиля после его приобретения позволит автолюбителю продлить срок службы основных узлов и агрегатов машины, сделать их работу надежной и экономичной, одновременно избегая затрат на преждевременный ремонт и устранение неполадок, вызванных повышенными нагрузками на еще не приработавшиеся детали.
Обкатка нового автомобиля
Вместе с покупкой нового автомобиля у владельца тут же возникает целый ряд вопросов. Например, как начинать эксплуатацию машины, чтобы она служила долго и оставалась надежной ? Другими словами — существуют ли какие-то особенности обкатки нового автомобиля ?
Вообще, обкаткой называют особый режим эксплуатации нового оборудования. Это связано с тем, что в процессе работы детали механизмов прирабатываются друг ко другу, отдельные узлы в процессе работы могут немного менять свое месторасположение (профессионалы называют этот процесс еще притиркой), а также с усиленным износом новых агрегатов.
В случае с новым автомобилем речь может идти о том, как следует начинать эксплуатировать новый двигатель, новую трансмиссию, новые колеса и шины и другие системы и оборудование. Нуждается ли в принципе новая современная автомобильная техника в каком-либо особом режиме эксплуатации ? Несмотря на кажущуюся очевидность ответа на этот вопрос, единого мнения по этому поводу нет даже у специалистов. И вот почему.
Во-первых, точность производства отдельных деталей для автомобилей в настоящее время находится на довольно высоком уровне. Особенно этим отличаются немецкие и японские автопроизводители. Так что, по мнению многих, какой-то специальной притирки или приработки им не требуется.
Во-вторых, каждый новый двигатель внутреннего сгорания, перед тем как попадает с моторных отсек авто, проходит проверку на стенде. Кроме того, каждый автомобиль также проходит испытания, что позволяет утверждать, что процесс обкатки был выполнен самим изготовителем.
В-третьих, сами последствия неправильной обкатки силового агрегата в конечном итоге сведутся к увеличенному расходу масла. Не существует доказательств выхода из строя двигателя внутреннего сгорания из-за неправильной обкатки, а гарантийный ресурс (обычно – это 100 000 км) он отработает даже если обкатать его неправильно.
Кроме всего прочего, сами изготовители автомобильной техники (как отечественные, например ВАЗ, так и иностранные) в технической документации к новым автомобилям прямо утверждают, что в особой обкатке машины не нуждаются и их сразу же можно эксплуатировать в обычном режиме.
Но свои аргументы существуют и у тех специалистов, которые высказываются за необходимость обкатки нового автомобиля. Кроме уже упомянутой притирки цилиндро-поршневой группы существуют и другие соображения.
Невозможно отрицать тот факт, что заводская обкатка новой техники — это гораздо меньше традиционных пару тысяч километров осторожного вождения. Следовательно, даже хорошо подогнанные на заводе детали все-равно будут притираться какое-то время, что, возможно, не будет видно невооруженным глазом, но, тем не менее, в моторном масле оказывается значительное количество мельчайшей стружки. Если его вовремя не заменить, то это вполне может сказаться на работе двигателя.
Кроме этого, при нарушении регламента производителя по эксплуатации, заклинивание деталей двигателя чаще всего случается именно на новых агрегатах, что является дополнительным доказательством в пользу необходимости обкатки.
Приводятся данные, что ресурс необкатанного двигателя составляет всего треть от ресурса двигателя, обкатанного в соответствии со всеми правилами и рекомендациями. Так на чьей же стороне правда ? Как это и бывает почти всегда, правыми отчасти оказываются обе стороны.
Еще в советские времена считалось, что обкатка машины — это 5 или даже 10 тыс. км с заменой масла после каждой 1 000 км (или даже чаще), на протяжении которой новый автомобиль следует эксплуатировать в особом режиме. Естественно, что необходимость в такой обкатке уже давно отпала.
Тем не менее, долгая и исправная служба автомобиля зависит от соблюдения предписаний производителя в этом отношении. А большинство из них считают достаточным упомянуть в технической документации лишь в необходимости соблюдения «щадящего режима». Что под этим подразумевается и как долго это следует делать ?
Есть некоторые советы общего характера, которые не просто не повредят, а однозначно продлят ресурс службы всех систем, если их соблюдать в отношении эксплуатации нового автомобиля. Они касаются различных систем.
Силовой агрегат (двигатель внутреннего сгорания) — это, конечно, главный механизм в автомобиле. В отношении обкатки нового (или прошедшего капитальный ремонт) существуют следующие рекомендации:
— Следует избегать резких разгонов;
— Соблюдение скоростного режима предотвратит заклинивание нового двигателя;
— Длительность «щадящего режима» обычно указывается в мануале (обычно это 300 — 1 500 км);
— Следует избегать езды на одной скорости с одинаковыми оборотами в течение длительного времени;
— Недопустимо, чтобы двигатель долго работал на холостых оборотах (кроме необходимого прогрева);
— Запрещается буксировка (в том числе и прицепов) и значительная загрузка;
— Перед обкаткой и после нее заменить масло и фильтры;
— После обкатки режим нагрузок наращивать постепенно.
Чтобы приработались новые тормозные колодки, понадобится где-то километров триста. В это время не стоит резко тормозить и другим образом серьезно их нагружать.
Обкатка коробки передач потребует того, чтобы переключения производить плавно. Рывков и толчков рычага следует избегать. Иначе повреждения синхронизаторов могут быть весьма вероятными. Естественно, что эти советы актуальны для всего срока службы автомобиля. Однако, в течение первых тысяч километров следует быть особенно внимательным.
В отношении обкатки шин можно говорить долго. Если ограничиться несколькими советами, то следует запомнить следующее. На новой автомобильной резине всегда имеется слой защитной смазки, которая находится на форме для отливки. Эта смазка несколько снижает сцепление протектора с полотном дороги. Чтобы она стерлась, необходимо проехать пару сотен километров (для летних шин — меньше, для зимних — больше). При этом следует избегать резких маневров и торможений.
Автомобили с дизельным двигателем обкатываются практически также. Разве что необходимо следить за работой свечей накала и заводить мотор только после того, как потухнет лампочка «индикатор работы свечей», а сами обороты стараться держать минимальными.
В заключение необходимо подчеркнуть еще раз — обкатка нового современного автомобиля в том смысле, который вкладывался в это понятие в советское время, уже не требуется. Но первые пару тысяч километров пробега новый автомобиль, независимо от производителя, следует эксплуатировать аккуратнее, избегая критических нагрузок, агрессивной манеры езды и прочих нежелательных вещей.
Обкатка нового авто. Так ли это необходимо?
Для чего нужна обкатка новго авто
Покупая новую автомашину, многие водители встают перед дилеммой. Требуется ли ей обкатка для приработки деталей двигателя и основных узлов, либо эта процедура – уже анахронизм. Обсудим подробнее, обязательна ли обкатка (пробная работа) двигателя и в чем заключается ее правильное выполнение.
Единого мнения нет
Невозможно однозначно ответить на вопрос: есть ли смысл обкатывать мотор.
Некоторые автопроизводители считают, что при современных технологиях рабочие поверхности цилиндро-поршневой группы обрабатываются так, что двигатели с самого начала работают в оптимальном режиме. В этом случае какие-либо пробные испытания не нужны.
Инструкции других брендов содержат соответствующие рекомендации аккуратного вождения на первых 2-3 тысячах километров – движение на малых скоростях и оборотах двигателя, без резкого разгона и торможения, избегая больших нагрузок, буксировки прицепов и буксования самого транспортного средства.
Специалисты-авторемонтники тоже не отвечают четко на вопрос: является ли обкатка только что купленного авто непременным условием его исправной работы. Некоторые из них утверждают, что серьезных поломок в дальнейшем можно избежать, если обкатать основные важные узлы двигателя на первых нескольких тысячах километров.
Для чего обкатывается мотор?
В узлах двигателя имеется большое количество движущихся элементов, трущихся один о другой и соприкасающихся друг с другом при работе. Даже используя высокоточное оборудование, идеально подогнать одну к другой такие детали довольно сложно. Следовательно, потребуется некоторый начальный пробег автомобиля, чтобы они притерлись. Если в этот период машину эксплуатировать активно и без ограничений, есть вероятность повышенного износа нового двигателя.
Мастера, советуя начинать с пробной езды, поясняют, что смазка на начальном этапе не достигает всех труднодоступных мест. Этим объясняется возникновение, так называемого, «масляного голодания», когда некоторые подвижные элементы взаимодействуют без смазки — посуху. Чтобы улучшить работу двигателя в дальнейшем и предотвратить его ранний износ, масло должно попасть во все малодоступные точки. Это и происходит во время первоначального пробега. Но если водитель после покупки новой автомашины, не раздумывая, начинает эксплуатировать двигатель на максимуме, возможен выход из строя этого механизма и иные проблемы с транспортным средством.
Есть гарантия – зачем обкатка?
Многие водители считают, что имея гарантийный талон на машину, обкатку можно не делать. Действительно, при выявлении сколь-нибудь серьезных поломок двигателя их устранение производится в течение гарантийного срока бесплатно. При этом основательные поломки, связанные именно с неправильной обкаткой, возникают довольно редко. Неверно выбранный режим работы мотора в начале использования автомобиля приводит только к ускоренной амортизации силового агрегата. Видимые симптомы этого появляются лишь через несколько лет после начала эксплуатации машины. Гарантийные сроки к тому моменту, как правило, заканчиваются, и дорогостоящий ремонт целиком ложится на владельца авто.
Однако тенденция последнего времени указывает на то, что собственники меняют автомобили практически через 3-5 лет. За такой период, какие-либо значительные дефекты двигателя не проявятся, даже если его обкатка не выполнялась. В действительности вы поменяете авто до проявления в нем первых признаков раннего износа. Но если транспортное средство решено эксплуатировать в течение длительного времени, то лучше правильно начать его использование, проведя требуемую обкатку двигателя.
Первое техническое обслуживание
Большинство производителей автомобилей советуют пройти нулевое техническое обслуживание — первое ТО после покупки. На этот момент машина уже наездила требуемый начальный километраж. Выполнением такого сервисного обслуживания завершается процесс обкатки. В рамках этого ТО производится замена масла и при необходимости других жидкостей автомобиля, замеры уровня трансмиссионной эмульсии в коробке переключения скоростей, проверка и замена при необходимости тормозных колодок, дисков и других важных деталей.
Не все автовладельцы считают целесообразным пригонять автомобиль на нулевой технический осмотр. Многим кажется, что обслуживание после такого незначительного пробега не имеет смысла, и только увеличивает затраты на содержание машины. В действительности, первое ТО можно считать в определенной степени гарантией беспроблемной работы транспортного средства на весь дальнейший период его использования. В некоторых случаях бывает, что пропуск одного ТО может лишить автовладельца права на гарантийное обслуживание. Тогда любая неполадка будет устраняться за счет собственника машины.
Правила обкатки
Довольно часто водители не имеют представления, в чем именно заключается правильная обкатка купленного автомобиля. Обычно в прилагаемом руководстве по эксплуатации содержатся все необходимые сведения относительно проведения такой процедуры. Прежде всего, ограничивается езда на высоких (более 3000 в минуту) оборотах двигателя. Надо воздержаться от резкого торможения. Тормозные колодки и диски еще не приработались, а это влияет на безопасность движения.
Обкатывать авто нужно в различных режимах, включающих в равной мере езду по городу и вне его. Не рекомендуется сразу после приобретения автомобиля пользоваться им исключительно на загородных магистралях. Скорости здесь существенно отличаются от городских, и требуемый начальный пробег будет наезжен буквально за пару дней. За такой короткий период подвижные детали как двигателя, так и других агрегатов не успеют приработаться в достаточной степени.
По завершении правильно выполненной процедуры начальной обкатки машины обязательно выполнение нулевого сервисного обслуживания. При осуществлении этих регламентных работ производится замена циркулирующих в агрегатах технических жидкостей и проверка важнейших узлов автомобиля. Если в результате компьютерной диагностики выявлены разного рода неполадки, то по гарантии они устраняются и заменяются вышедшие из строя или бракованные детали.
Пренебрегая проведением соответствующей обкатки транспортного средства или не выполняя нулевое ТО, мы неизбежно в будущем можем столкнуться с необходимостью серьезного ремонта автомобиля. И стоимость его может существенно превысить сумму, которую удалось сэкономить на обкатке.
Подведем итог
Обкатка двигателя, выполненная в полном объеме, позволяет притереться подвижным деталям друг к другу, а также заполнить смазкой все малодоступные точки. Сегодня большинство производителей автомобильной техники советуют выполнять процедуру обкатки, что при дальнейшем пользовании машиной предотвращает досрочный ее износ. Во время такой пробной езды, длящейся для нового автомобиля примерно 1.5-2 тысячи километров, нежелательно: слишком быстро разгоняться и ездить на скорости выше 120 км/час, эксплуатировать двигатель на оборотах более 3000, применять торможение двигателем, прибегать к агрессивному стилю вождения. После окончания периода обкатки проводится нулевой сервис, и в дальнейшем какие-либо нежелательные моменты, связанные с использованием автомобиля, отсутствуют.