Метан или пропан на авто что лучше?
Метан или пропан на авто, что лучше?
Транспортное средство на сегодняшний день является для многих неотъемлемой частью жизни для работы, семьи или просто для отдыха. Однако стоимость бензинового топлива постепенно увеличивается, с чем соответственно растут затраты на содержание автомобиля. Именно по этой причине многие автовладельцы уже установили, а многие уже готовые установить газобаллонное оборудование на свое транспортное средство. Среди обилия брендов от итальянских до отечественных, еще предлагаются ГБО на метане или пропане. Какой из видов газового топлива лучше подойдет для транспортного средства – мы постараемся дать ответ на этот вопрос в данной статье.
Виды топлива
На сегодняшний день, для заправки авто используют следующий тип топлива:
- бензин марки от АИ-76 до АИ-98 и выше;
- дизель;
- метан;
- пропан;
- газовая смесь.
Так, как стоимость бензина существенно выше, чем газа, то наиболее правильным выбором будет установка ГБО. Особенно экономичность проявится в том случае, если автомобиль используется постоянно изо дня в день. При этом каждая заправка будет обходиться как минимум вдвое дешевле, чем при эксплуатации авто на бензине.
Отличие газа для ТС
Итак, в первую очередь расскажем, что лучше метан или пропан на авто. Метан состоит из природного газа, а пропан – продукт сжиженного нефтяного газа.
Отличия пропана от метана:
- при горении первый газ выделяет значительно больше тепла, чем второй и поэтому отличается более высоким КПД;
- метан по своей природе имеет инертные свойства, в то время как пропан легче вступает в различные химические реакции, что позволяет его использовать для приготовления различных смесей;
- метан отличается более взрывоопасным свойством, в то время как пропан имеет наркотические свойства при его чрезмерном вдыхании;
- жидкий метан для содержания его в таком состояния должен быть под высоким давлением не менее 200 атмосфер, в то время как для сжиженного пропана достаточно рабочего давления 4-6 атмосфер;
- ввиду вышеописанного для транспортировки первого газа необходимо использовать баллоны металлические с толщиной стенки всего 4-5 миллиметров, в то время как для транспортировки второго нужны баллоны с очень толстой стенкой, способы выдерживать давление 200 атмосфер;
- стоимость заправки на пропане обойдется значительно дешевле, чем на метане и расход на первом газе будет значительно ниже, чем на втором.
Экологичность
Если рассматривать газобаллонное оборудование с точки зрения экологичности при его эксплуатации, то в этом случае бензиновое топливо значительно проигрывает. Так как при сгорании газа в атмосферу выделяется обычный водород, а при сгорании бензина в атмосферу выделяются выхлопные газы: NO + NO2, углеводороды, СО и СО₂.
Как видим, при использовании ГБО мы более бережно относимся к нашей природе и не загрязнем окружающую среду. Конечно, эксплуатация электрических автомобилей TESLA является настоящим эталоном для экологии, но и их стоимость еще достаточно высока. Но, тем не менее, ГБО очень близко приблизились к электрокарам в плане экологии.
Безопасность
Рассматривая условия безопасной эксплуатации авто с ГБО можно смело отдать предпочтение бутану, так как данный газ не является взрывоопасным, в отличие от метана. Кроме этого для транспортировки первой смеси используются металлические или композитные баллоны с толщиной стенки всего 4-6 миллиметров.
Выбираем ГБО для своего авто
Безусловно, если рассмотреть все достоинства и недостатки можно смело сделать вывод, что газобаллонное оборудование на пропане будет наиболее предпочтительным, безопасным и экономичным.
Думаю мы дали вполне обоснованный и развернутый ответ на вопрос – метан или пропан на авто что лучше. Также стоит не забывать о качестве проведенных работ по установке газобаллонного оборудования на ТС. От этого также будет зависеть не только безопасная и надежная эксплуатация ГБО, но и технические характеристики, расход, приемистость авто и многое другое. Именно по вышеописанным причинам мы рекомендуем доверять работу по установке и подбору ГБО исключительно зарекомендованным и проверенным компаниям, которые имеют не только опыт и квалифицированный штат, но все необходимые сертификации для проведения данных работ.
Профессиональная установка ГБО на транспортные средства в компании «ЮгГазМонтаж»
В нашей компании проводятся квалифицированные работы по подбору, установке, настройке и обслуживанию газобаллонных систем любого уровня сложности. На весь комплекс предоставленных услуг мы выписываем своим клиентам надежную гарантию на безопасную и надежную эксплуатацию ГБО. Кроме этого мы предоставляем услуги по быстрому и законному оформлению ГБО в государственных органах и ГИБДД.
Профессиональная установка ГБО с регистрацией в Краснодаре…
В начале 2019 года стоимость одного лита бензина марки АИ-95 превысила 42-43 рубля и постепенно стоимость увеличивается.…
Приемлемая стоимость установки ГБО на автомобиль в…
Современно ГБО на автомобиль в 2018 году становится все более востребованным по всем регионам РФ. Условия инфляции, повышение…
Стоимость установки ГБО метан на авто преимущества…
Газобаллонные установки для автотранспортных средств в последние годы стали особенно популярными. Также стоит отметить,…
Мы находимся в центре города
Для точного расчета стоимости работ – оставьте заявку и мы вам перезвоним.
Это бесплатно.
Метан или пропан на авто что лучше?
Разбираясь, что лучше – автомобили на метане или пропане, нужно знать основные отличия в этих видах топлива и особенности газовой аппаратуры. Данная статья должна помочь вам принять правильное решение.
В чем разница метана и пропана
Эти два вида природного топлива стали составлять серьезную конкуренцию бензину. Однако, решив перевести свою машину на газ, автовладелец всегда строит перед выбором — какой газ выбрать?
Метан
Метан (еще его называют природный газ, химическая формула CH4) – все время находится в газообразном состоянии и транспортируется под давлением по газопроводам по улицам городов. Доставляется в квартиры граждан с целью использования для отопления и приготовления пищи и АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) для заправки автомобилей.
В естественных условиях не имеет запаха, легче воздуха (при утечке стремиться подниматься вверх и смешивается с ним). Смесь метана с воздухом при наличии источника огня приводит к взрыву. Для этого газа в смеси должно быть от 5 до 15%.
Метан имеет практически один и тот же состав, поэтому его качество достаточно высокое. Температура наружного воздуха не оказывает на этот газ никакого влияния. Все это положительно сказывается на работе газового оборудования и двигателя.
Пропан
Для бытовых нужд и автомобилей используется смесь газов – пропана и бутана (химические формулы C3H8 и C4H10). Оба эти газа находятся и закачиваются в баллоны в сжиженном состоянии под давлением 16 атмосфер. В силу их свойств, 20% объема баллона жидкой фазой не заполняется и остается для возможности скопления испарений. Таким образом, в баллоне или другой емкости, пропан-бутан одновременно находится в двух состояниях – сжиженном и газообразном.
Смесь пропан-бутана тяжелее воздуха, поэтому при утечке стремиться опуститься вниз и скапливаться в низинах местности. Испаряясь и смешиваясь с воздухом, образует взрывоопасную смесь при содержании в воздухе газа от 2 до 9 %. При наличии источника огня такая смесь взорвется.
Пропан-бутановая смесь имеет разный состав в зависимости от периода года, когда используется газ. Пропан легко испаряется, а бутан – наоборот, трудно. Именно из-за этих свойств, в чистом виде такие газы для бытовых нужд и автомобилей не применяются. На свойства этих газов оказывает влияние температура воздуха.
Поэтому, оптимальной для применения считается именно их смесь, а не чистый газ пропан или бутан. Для зимних условий в смеси должно быть больше пропана (чтобы она лучше испарялась), а для летних – больше бутана (чтобы давление газа при испарении не превышало допустимое).
В составе этих газов много примесей, которые оказывают неблагоприятное влияние на процесс их сгорания. Поэтому, для автомобилей важен качественный сжиженный газ, который, сгорая в двигателе, благоприятно бы влиял на его элементы.
Автомобили на метане – особенности ГБО
Принципиальным отличием использования метана от пропана в качестве моторного топлива для автомобиля заключается в давлении газов. Давление, с которым приходится иметь дело при эксплуатации в ГБО на метане (220 атмосфер), почти на полтора порядка больше, чем при использовании пропана (максимум 16 атмосфер).
Отсюда и два основных отличия ГБО для метана:
- баллоны повышенной прочности;
- редуктор с несколькими (чаще с двумя) ступенями снижения давления газа.
Есть еще незначительные отличия при использовании метана, но в остальном процесс сжигания газа и оборудование такое же, как и на пропане.
Баллоны для метана
Метан имеет небольшую плотность — в тысячу раз ниже, чем бензин. Поэтому для его накопления в достаточном количестве для обеспечения запаса хода, применяют принудительно сжатие. Газ закачивают в баллоны под давлением 200 – 250 атмосфер. Это требует, чтобы баллон был достаточно прочным.
Таких свойств можно достигнуть за счет применения для их изготовления качественного металла, специальной технологии изготовления и толщины стенки баллона. Современные технологии позволяют изготавливать такие баллоны высокого давления не только из металла, а и из других прочных материалов. Все эти особенности приводят в итоге к тому, что стоимость баллона становится довольно не малой.
Баллоны для метана бывают:
-
изготовленные из стали — это старые конструкции, используемые много лет. Вопрос обеспечения высокой прочности здесь решается за счет толщины стенки баллона. Это приводит к огромному весу и, как правило, невозможности использования для легкового автомобиля. Емкость баллона невелика, поэтому для достижения хотя бы среднего запаса хода необходимо использовать сразу несколько баллонов. Это значительно повышает вес автомобиля и занимает почти все пространство багажника. Например, для легкового автомобиля один баллон объемом 53 литра (диаметр 322 мм, длина – 882 мм и объем газа – 10, 6 м 3 ) весит 70 килограммов. Этого количества газа хватает примерно на 90 километров пробега. В основном автомобили на метане такие баллоны применяют для грузового и пассажирского транспорта в виде автобусов.
Для сравнения — баллон такой же емкости для пропана весит 22 килограмма.
Вес – около 0,8 кг на один литр емкости, стоимость – около 12$ за один литр.
В этом перечне каждый последующий тип баллона стоит дороже, чем предыдущий. Также следует иметь в виду, что все баллоны для метана имеют только цилиндрическую форму. Поэтому, разместить его в месте, предусмотренном для хранения запаски в легковом автомобиле, невозможно.
Запорная арматура на баллоне
Особенностью арматуры ГБО на метане является то, что вентиль на баллоне оснащен скоростным клапаном. Это устройство для мгновенного прекращения истечения газа из баллона в случае, если произошел разрыв газовой магистрали от баллона до редуктора.
Редукторы
Так как давление метана в баллоне при полной заправке превышает 200 атмосфер, то процесс его снижения происходит в несколько этапов. Если редукторы на пропане имеет одну-две ступень снижения, а на метане их две, а иногда и три. Переходя от одной ступени к другой, давление поэтапно снижается до рабочей величины. Только после этого автомобили на метане могут использовать этот газ в двигателях.
Влияние метана на двигатель автомобиля
Когда метан горит в цилиндрах, он не срывает масляную пленку с их стенок. При октановом числе 120 (по исследовательскому методу) детонация при использовании метана исключена, что является полной противоположностью бензину. Все это положительно сказывается на ресурсе двигателя. Соответственно, масло в двигателе можно менять реже.
Двигатель на метане теряет мощность до 20%, в то время как на пропане – до 10%. Причиной этому в основном являются регулировки ГБО, а для метана и еще его не способность в требуемой пропорции связываться с составляющими компонентами воздуха.
Установка ГБО и заправка метаном
При изучении вопроса о выборе газа для перевода автомобиля, нужно иметь информацию о всех дальнейших выгодах или проблемах, которые за этим стоят.
Стоимость ГБО на метане
Оборудование для перевода автомобиля на метан примерно на 50% стоит дороже, чем на пропан. В основном это связано с большой стоимостью баллонов и арматуры высокого давления.
Сервис
Сервисов по установке ГБО на метане гораздо меньше, чем на пропане. Это связано с тем, что желающих перевести автомобиль на сжатый газ пока гораздо меньше, чем на сжиженный.
Где заправляться
Заправлять автомобили на метане нужно только на специальных заправках (АГНКС), которых и в больших городах пока не так много, а в малых вообще может не быть. Одной заправки таким газом хватает примерно на 200 километров пробега. Для сравнения – один полностью заправленный баллон пропана позволить проехать до 500 километров.
Затраты на топливо и пробег
Расход газа в соотношении с одним литром бензина равен:
- примерно 0,9 – 1,0 кубическому метру метана;
- около 1,2 литра пропана.
Метан дешевле бензина. Один его кубический метр стоит 15 рублей, в то время как пропан – 18 рублей (могут быть и другие цены в зависимости от региона). Расход на 100 километров пробега в среднем:
- метана – 10 кубических метров;
- пропана – 12 литров.
Можно привести реальный пример из жизни: в баллон для метана на 95 литров входит 23 кубических метров газа и на Skoda Octavia удается проехать 180 километров до следующей заправки. Давление в полностью закачанном баллоне 220 атмосфер и 22,5 кубических метра газа, что стоит 122 рубля (ноябрь 2017 год).
Реальная экономия денег против бензина (стоимостью 39 рублей за литр) при езде на газе составляет:
- на пропане – в 1,6 раза (во многом расход пропана, а соответственно и экономия на нем зависит от правильной регулировки состава газовоздушной смеси);
- на метане – в 2,8 раза.
В любом случае использование газа вместо бензина является выгодным, но многое зависит от правильного отношения к самой газовой установке при ее выборе и обслуживании классными специалистами, а также от манеры езды на автомобиле.
Безопасность
Одно из самых основных опасений при рассмотрении вопроса о переводе машины на природный газ, является то, что автомобили на метане транспортируют его в баллонах под огромным давлением. Для правильного понимание этого момента следует знать больше информации о самих баллонах и их безопасности.
При ДТП
Надежность баллона под природный газ очень высока. Он проходит многократные испытания на прочность – при повышенном давлении (300 атмосфер), при ударе, падении, поджоге и даже простреливании пулями. Проведенные опробования показывают, что вероятность повреждения баллона для метана составляет от 1 до 5% случаев.
Он устанавливается в машине в наименее уязвимом месте при ДТП, куда к нему трудно добраться. Если баллон для метана правильно интегрирован в кузов автомобиля, то он менее опасен, чем бак для бензина.
Есть одно обязательное условие для безопасного пользовании баллоном для метана. Оно состоит в том, что баллон должен периодически – один раз в пять лет, проходить испытания на прочность избыточным давлением (300 атмосфер) и на плотность давлением 200 кгс/см 2 . При удачных результатах опробований, вы получаете гарантию, того, что баллон выдержит значительно большее давление, чем то, с каким в него закачивают газ на заправке.
Утечка газа
Природный газ легче воздуха и при утечке стремится подняться вверх. В смеси с воздухом в соотношении от 4 до 15% при наличии источника огня взрывается. При утечке метана в трубопроводе от баллона до редуктора аппаратура, установленная на баллоне, отсекает его подачу и утечка прекращается. К тому же сам трубопровод ставится прочный – изготовленный из стали.
Статистика
Нельзя сказать, что автомобили на метане безопасны, но все неприятности, как правило, случаются в результате халатного отношения к оборудованию. Статистика говорит о том, что происшествия связанные с газом, происходят реже, чем с бензиновыми авто. Большинство людей к таким машинам относятся более ответственно, понимая, что газ – это опасно. Отсюда, и внимания к этому оборудованию больше, и ухода, что снижает риски пользования.
Автор: Сергей Морозов
Внимание! Это статья защищена законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещено любое копирование без моего разрешения.
Метан или пропан: что лучше на авто?
Всем опытным автомобилистам прекрасно известно, что цены на бензин и дизельное топливо растут, что называется, не по дням, а по часам, причем вне зависимости от того, дорожает нефть или дешевеет. Именно по этой причине многие владельцы транспортных средств, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, задумываются над тем, чтобы перевести свои машины на газовое топливо. При этом у них неизбежно возникает вопрос, что лучше, метан или пропан.
Именно их потребляют автомобили, переведенные на газ. Как свидетельствует статистика, на данный момент примерно 70% машин, оснащенных газобаллонным оборудованием (ГБО) работают на пропане, а 30% — на метане. У каждого из этих разновидностей газов есть как сторонники, так и противники, и поэтому прежде чем переводить свое авто на один из них (что, кстати говоря, связано с немаленькими расходами на специальное оборудование, его монтаж и наладку), нужно тщательно взвесить все «за и против» каждого из вариантов.
Характеристики и особенности метана и пропана
Прежде всего, необходимо как следует разобраться в том, что представляет собой каждый из газов, как их получают, каковы их основные характеристики. По сути дела, именно они во многом определяют то, в пользу какого из них имеет смысл сделать выбор.
Пропан
С точки зрения химической классификации, пропан является органическим веществом и относится к классу алканов. Чаще всего он, так же, как и бензин или дизельное топливо, является продуктом переработки нефти, из которой выделяется в ходе такого технологического процесса, как крекинг. Впрочем, существуют и все более широко применяются на практике технологии получения пропана из природного газа.
Пропан — это углеводородный газ, он тяжелее воздуха и является взрывоопасным, если его содержание в окружающей среде превышает 2,1%. В качестве автомобильного топлива он используется не в чистом виде, а в смеси с бутаном или этаном, которая закачивается под давлением в 10-15 атмосфер в баллоны, и содержится в них в сжиженном виде. Кстати говоря, пропан можно встретить и в быту: именно им заполняются обычные газовые зажигалки.
Метан
По химической классификации метан относится к простейшим углеводородам. В отличие от пропана, он является природным газом и содержится в больших подземных месторождениях, из которых его и добывают практически в чистом виде. После извлечения из недр он проходит фильтрацию, и в него добавляются так называемые одонаторы, чтобы придать запах (в чистом виде метан его не имеет). В отличие от пропана метан не сжижается и содержится в баллонах под большим давлением. Они должны иметь повышенную прочность и из-за значительной толщины стенок имеют довольно внушительный вес.
Так же, как и пропан, метан взрывоопасен, однако в гораздо более серьезной концентрации в окружающей среде: более 4,4%. Поскольку он очень легкий, то легко уносится воздушными потоками, так что в угрожающих количествах он может накапливаться только в замкнутых пространствах. В быту метан встречается практически повсеместно: именно он является топливом при использовании бытовых газовых плит.
Преимущества и недостатки метана и пропана
Оба эти газа существенно дешевле бензина, что и является основной причиной их все более широкого применения в качества топлива для двигателей внутреннего сгорания автомобилей. Относительно невысокая стоимость, однако, является далеко не единственным достоинством пропана и метана.
Среди прочих особо следует выделить следующие:
- Оба эти газа отличаются высокой степенью экологической безопасности: при сгорании они выделяют в атмосферу существенно меньше вредных веществ, чем бензин или дизельное топливо;
- И пропан, и метан, можно заправлять в значительных объемах, что существенно продлевает срок езды без дополнительной заправки топливом;
- Применение в качестве горючего этих газов влечет за собой гораздо более медленный износ двигателя, чем при использовании бензина или солярки (особенно это касается специально приспособленных «под газ» силовых агрегатов).
В то же самое время и пропан, и метан имеют некоторые минусы по сравнению с соляркой и бензином. Прежде всего, следует заметить, что они пока не столь широко используются в качестве топлива, поэтому газовых заправочных станций существенно меньше, да и центров сервисного обслуживания автомобилей с установленным на них газовым оборудованием — тоже. Еще один весьма существенный недостаток — это то, что при переводе автомобиля на газ довольно значительно снижается мощность двигателя.
Если же сравнивать как автомобильное топливо метан и пропан между собой, то картина также получается весьма неоднозначная. Что касается стоимости, то метан существенно дешевле пропана, однако газобаллонное оборудование для него значительно (примерно на 70%) дороже. Таким образом, можно сделать вывод, что переводить автомобиль именно на метан имеет смысл тогда, когда предполагается его длительная и весьма активная эксплуатация. С течением времени за счет более низкой стоимости метана ГБО окупается, и использовать именно этот газ становится практически однозначно выгоднее, чем пропан.
Справедливости ради, следует заметить, что переводить авто именно на метан имеет смысл тогда, когда есть возможность без проблем заправляться этим газом. Дело в том, что «метановых» АЗС пока существенно меньше, чем «пропановых».
К неоспоримым достоинствам метана следует отнести и то, что он намного менее взрывоопасен, чем пропан. Специалисты вообще считают, что благодаря способности очень быстро рассеиваться в атмосфере этот газ вообще является наиболее безопасным среди практически всех других видов топлива. К тому же, следует учитывать и то обстоятельство, что из-за высокой прочности баллонов, используемых для заправки метаном, риск их повреждения при авариях существенно ниже, чем баллонов с пропаном (что, кстати говоря, вполне подтверждается статистикой ДТП).
При этом вес баллона с пропаном намного ниже, чем вес баллона с метаном. За счет того, что он содержится в емкости в сжиженном виде. Благодаря этому в одном и том же объеме его можно запасти существенно больше. Еще одним достаточно серьезным доводом в пользу использования в качестве топлива именно пропана является то, что падение мощности двигателя при его применении вместо бензина составляет всего около 5%, в то время как для метана эта величина составляет от 20% до 30%.
Читайте также: Больше информации о ГБО в автомобиле .
Некоторые выводы
Таким образом, можно констатировать, что однозначного преимущества нет ни у метана, ни у пропана, и окончательный выбор в пользу одного из этих видов газового топлива должен делать автомобилист, исходя из конкретных условий эксплуатации своего транспортного средства. Метан и дешевле, и безопасней, но ГБО для него обходится дороже, к тому же могут возникнуть проблемы с заправкой и серьезным падением мощности двигателя. Газобаллонное оборудование для пропана дешевле, сам этот газ довольно широко распространен, баллоны с ним весят меньше, однако он и опаснее, и дороже метана.
Читайте также: Что такое ГБО 4 поколения?.