Лопнул бампер что делать?
Как и чем склеить поврежденный бампер
Повредив переднюю часть автомобиля (возможный наезд на бордюр, невнимательная парковка, ДТП), любой автомобилист подбирает варианты, как заклеить бампер своими руками.
Есть ситуации, при которых не удаётся запаять образовавшуюся расщелину, когда при производстве детали был применён способ холодного механического прессования. Имея под рукой необходимые приборы и материалы, устранить пробоину можно самому, изучив правила и технику процесса. Единственное обстоятельство для устранения проблемы с помощью клея — повреждённая деталь должна быть пластмассовой, именно пластик лучше других материалов поддаётся склеиванию.
Для ремонта бамперов (именно полноценной работы), потребуется небольшой набор инструментов: острый нож, специальный электрический фен, для покраски — кисточки и паяльник.
Подготовка поверхности
Важно! Тщательная подготовка ремонтируемой поверхности непосредственно влияет на качество крепления и, в дальнейшем, на продолжительность носки детали!
- Необходимо снять повреждённый бампер с автомобиля.
- Старательно помыть и очистить покрытие от грязи.
- Проверяем штамп (он нанесён на внутреннюю сторону детали), для определения материала, перед тем, как склеить бампер.
- Удаляем покрытие ремонтируемого участка (краску, лак, возможную ржавчину).
- Разумно будет засверлить концы трещины на бампере, предотвратив этим её дальнейшее расширение.
- Обезжирить повреждённую деталь ацетоном, спиртом, либо обычной водкой, затем тщательно зашкурить.
- Грунтуем испорченную область, оставляем до полного её высыхания.
- Лучше на краях трещины на бампере сделать канавки (в форме латинской V) фрезерной машинкой, для удобства предстоящего ремонта и надёжной сцепки.
- Обязательно промазать профессиональным химическим составом для пластика, который увеличит адгезию (прочность склеивания).
Для проверки качества обработанной детали проводится оценка, при помощи смачивания её раствором любого спирта: капают 60 % спирт, после чего, максимальный «размах» отметины должен составлять не больше 35 мм.
Склеивание бампера автомобиля профессиональными клеевыми составами также надёжно и актуально, как и сварка треснутой детали.
Посмотрите на видео чтобы узнать как это сделать:
Чем склеить повреждённый бампер
Естественно, качество крепежа напрямую зависит от состава выбранной марки клея для работы. Для устранения поломки пластиковых поверхностей, рынок строительных материалов предлагает достаточный выбор специализированного клея для ремонта автомобиля, а именно — для бампера. Как пример:
Они разносторонние и подходят для заклейки пластика любого вида, а после затвердевания преобразуются в полноценный монолитный слой. После проведённой подготовки, для горячей просушки склеенной детали, стоит применять специальные виды термоклея, чтобы не спровоцировать в дальнейшем ухудшения состояния шва, либо его повторную поломку. Также термопластические клеящие составы применяют при условии, что в будущем бампер подлежит покраске, поэтому разумно и ремонт и покраску проводить одновременно.
Для проверки клеевой способности смеси индивидуально для данного предмета, необходимо предварительно проверить её, провести пробное склеивание.
Процесс заклеивания трещины бампера
После тщательного проведения зачистки ремонтируемой поверхности, на лицевую часть бампера укладывают металлическую фольгу, которая не позволит клею вытечь. Фольгу убирают после окончания основной работы, когда просохнет клей. Важно! Клей нужно нанести равномерным слоем, в достаточном количестве! Пластик бампера и состав клея должны обрести равносильные свойства в результате высыхания. Неровности станут заметны по окончанию работы (после покраски) летом — в процессе накаливания на солнце, либо при заморозках в зимнее время.
На рабочие поверхности ровным слоем наносят подобранный клеевой состав так, чтобы склеиваемые поверхности плотно прижались друг к другу. Для особой прочности шва, на внутреннюю сторону рабочей детали наносят синтетическую, либо металлическую сетку, которую заранее пропитывают таким же составом. Полное затвердевание клея происходит по-разному: иногда этот процесс занимает минут десять, но возможно продлится несколько часов.
Обе ремонтируемые части автомобильного бампера нужно точно и надёжно зафиксировать, в целях обеспечения надёжности заклеивания, то есть, чтобы избежать перемещения деталей!
Процесс лучше показан на видео:
Бывает ситуация, при которой на бампере выбит целый кусок пластика, как приклеить его и восстановить недостающую часть. Что требуется для этого:
- провести обработку, идентичную склеиванию (описание выше);
- слоя пропитанной армированной сетки увеличить до трёх, и ей же заполнить недостающий фрагмент в бампере;
- затем нанести шпатлёвку. На практике, для надёжности, часто используют вставку, усиленную стекловолокном, либо специальными смолами.
Достижение конечного результата
Для достижения исходного вида автомобиля, при любом ремонте бампера, необходим окончательный этап. Проводим устранение лишнего материала, скрывая неровности, чтобы склеенный шов (вставленный кусок) и пластик бампера были монолитом, единым целым. Крупные куски аккуратно срезаем шлифовкой.
Использовать шлифовальную машинку нужно на максимально маленькой скорости, чтобы не расплавить пластик, и не повредить кузов автомобиля ещё больше!
После, идеально ровную поверхность подготавливают к окрашиванию. Для предотвращения трещин после окраски, при эксплуатации машины, либо вовсе её отслоения, необходимо использовать шпатлёвку и грунтовку. Придерживаясь правил технологии покраски, бампер приводят в начальный вид.
Конечно, от бампера не зависит развиваемая скорость машины или комфорт салона. Но именно эта запчасть обеспечивает безопасность поездки и защищает автомобиль, принимая возможный удар на себя!
При повреждении его проще и заменить, но процедура эта довольно дорогостоящая. Как видно из данной статьи — самостоятельный ремонт бампера можно вполне провести в гараже, не прибегая к помощи специалистов, что позволит значительно сэкономить финансы!
Самостоятельный ремонт трещин на пластиковом бампере
Бампер современного автомобиля можно считать рудиментарным органом, у него мало общего с теми массивными железными конструкциями, которые устанавливались на ГАЗ-21, «Москвичи» или «Жигули» первых годов выпуска. Выполненный из тугоплавкого полимера или стеклопластика, он в большей степени играет роль декоративной или аэродинамической накладки на кузов. Однако само место его расположения предопределяет, что бамперу, как и встарь, достается большое число мелких ударов, которые он с той или иной степенью эффективности парирует, в результате чего на нем появляются царапины и трещины.
Подобные повреждения не влияют на ездовые качества, но вполне могут отравить жизнь автолюбителя, считающего, что у его «ласточки» все должно быть идеально. Поэтому вопрос о том, как заделать трещину в бампере и можно ли это сделать самому, является весьма актуальным и распространенным.
Из чего делают бамперы
Упоминая о том, что современные бамперы делают из пластика, мы несколько упрощаем реальную картину, потому что полимеры – это очень широкая группа веществ, обладающая разными механическими свойствами и химической активностью. Одни хорошо плавятся и формуются при нагревании, но плохо растворяются в технических жидкостях вроде ацетона, с другими же все происходит с точностью до наоборот.
Поэтому, прежде чем начинать заделывать трещины, стоит узнать, из чего же сделан ваш бампер и свойства этого вещества. Для тех, кто способен найти и прочитать маркировку на обратной стороне детали, приводим список обозначений материала.
- РЕ – полиэтилен.
- PUR – полиуретан.
- РС – поликарбонат.
- ABS – бутадиеновый стирол.
- PVC – поливинилхлорид.
- РР – полипропилен.
- GPR – стеклопластик, композит из термостойкого связующего и полиамидных смол.
- РВТ – полибутилен терефлорат.
Полный список и описание свойств стоит посмотреть на нашем сайте. Если вам никак не удается произвести распознание материала, то придется действовать методом научного тыка. В процессе опытов вас могут ждать как радостные, так и неутешительные открытия.
Например, бамперы из полиэтилена неплохо поддаются ремонту с помощью бытовых паяльников, но клеить их сущее мучение. А ударопрочные пластики ABS размякнут только под действием газовой горелки или ремонтного фена, но зато края трещины неплохо схватываются большинством клеев. В том числе и из семейства так называемых моментальных, цианакрилатных. Со стеклопластиком же можно работать только клеем на основе эпоксидных смол.
Общие правила ремонта
Перед началом работы надо провести фиксацию краев трещины, придав детали форму, которая хотя бы приблизительно соответствует изначальной. Для этого подойдут небольшие струбцины или грубый упаковочный скотч, который наклеивается на ту сторону, которая будет ремонтироваться в последнюю очередь. Обычно это делают снаружи.
Если пластик вязкий – он без особых усилий строгается, образуются длинные, мягкие стружки, то концы трещин можно не засверливать. Обычно так делают с деталями из полиэтилена. Жесткий поликарбонат и ABS-пластик склонен к дальнейшему растрескиванию, поэтому постарайтесь как можно точнее определить место окончания трещины и просверлите там отверстие диаметром не более 1 мм.
Все детали должны быть хотя бы вымыты и высушены, а если вы собираетесь использовать клей, то обязательно обезжирены. Не применяйте в качестве растворителя и очистителя бензин, он сейчас не того качества, чтобы доверяться ему безоглядно. Идеально подойдет аэрозольный баллончик с очистителем монтажной пены. Он на 90 процентов состоит из ацетона и его удобно наносить – не нужны баночки, кисточки.
Снимать или не снимать бампер – дело, конечно, ваше. Но, если вы хотите достичь хорошего результата, лучше это сделать. Тем более что на внутренней стороне можно найти маркировку и точно узнать материал, из которого изготовлена деталь.
Ремонт
Перед началом работ еще раз внимательно осмотрите свой бампер. Возможно, вы упустили одну важную деталь и выбрали неправильную тактику ремонта. Если он выполнен из термопластичного пластика, то на его поверхности наверняка будет благородная шершавость или не очень ярко выраженный рельефный рисунок. В этом случае все основные работы ведутся только изнутри, вмешательства снаружи сводятся к минимуму. Ошкуривание и полировка усугубят положение и безнадежно испортят внешний вид.
Ремонт преследует две цели:
1) восстановление механической прочности, в большинстве случаев проводится изнутри;
2) восстановление товарного вида.
Паяльник, фен или горелка
В Сети нередко встречается совет, что для заделки сквозной трещины достаточно «протыкать» вдоль нее жалом паяльника, скрепив края. Его нельзя считать удачным, поскольку толщина сцепившегося материала может быть чрезвычайно мала, а качество шва вы никак не сумеете проконтролировать.
Чтобы восстановить механическую прочность бампера, с тыльной стороны трещины лучше установить «протез». Его роль может сыграть одна или несколько металлических пластин толщиной не более 1 мм или частая металлическая сеточка (что предпочтительнее). Он разогревается и утапливается на всю толщину. Пластинки по краям можно дополнительно завальцевать материалом бампера, чтобы лучше держались.
Предпочтительным инструментом в этой операции является монтажный фен. Он способен размягчить и прочный акриловый пластик. Паяльник пригоден для работы только с полиэтиленом или полистиролом. Его жало имеет малую площадь, поэтому прогреть им большую пластину весьма проблематично. Если его мощность 65 ватт и менее, то вы будете мучиться долго, а пока греете один конец, второй будет отлипать. Газовая горелка чрезмерно горяча, пользоваться ею надо с очень большой осторожностью.
Каким клеем пользоваться
Не всегда удается восстановить механическую прочность путем впайки металлического протеза. Или материал неподатлив на разогрев, или нет подходящего инструмента. Современные клеевые составы позволяют сделать это с хорошей эффективностью. Чтобы все прошло удачно, клеевое соединение должно иметь те же механические свойства (гибкость), что и основная деталь. Поэтому «протезы» изготавливают из того же или похожего материала.
Клей лучше использовать тот, что образует после полимеризации эластичную пленку. Например, «Момент» или подобный ему. Причиной тому сильные вибрационные нагрузки и относительная гибкость материала бампера. Жесткая кристаллическая пленка моментального клея на основе цианакрилата создаст точку локального перенапряжения, которое приведет к разрушению соединения.
Бамперы из стеклопластика клеятся только эпоксидными смолами в сочетании с материалом, подобным его наполнителю. Обычно это стекловолокно средней грубости. Хороший результат дает использование женских колготок грубого плетения плотностью 20-30 DEN.
Восстановление внешнего вида
Конечно же, вы хотите знать, как заделать трещину на бампере так, чтобы выглядело лучше новой. На это можно ответить следующее: лучшим вариантом будет ограничить количество абразивных воздействий (ошкуривания, полировки) до минимума. Для этого шпаклевка должна использоваться исключительно в границах трещины.
Идеальный вариант: найти растворитель, в котором материал вашего бампера размягчается, становится текучим. В незаметном месте отрезаете кусочек, растворяете его, чтобы получилось подобие замазки. Ею заполняете трещину. Полезным будет предварительно промазать ее этим же растворителем. Тогда замазка сыграет и роль клея. Заделка трещины акриловой шпаклевкой с отвердителем так же возможна. Найдите краску того же цвета и добавьте ее в шпаклевку. Тогда ее будет проще закрасить.
Место заделки трещины выглядит свежее остальной поверхности. Если материал бампера однородно окрашен на всю глубину, то обновить цвет можно растворителем из аэрозольного баллончика с очистителем монтажной пены. Брызните его на тряпочку и протрите бампер. Добиться однородности довольно просто.
Бывают бамперы с внешним пигментным слоем пластика или просто покрашенные сверху. В первом случае покраска места заделки трещины приведет к тому, что в косо падающих лучах оно будет выглядеть, как нашлепка. Во втором – как небольшая впадина. Нанесите на впадину несколько слоев краски. Края нашлепки заполируйте. Но ликвидировать этот «косяк» полностью довольно сложно.
Заделка трещины в бампере не так сложна, чтобы не попробовать сделать это самому. Если вы будете аккуратны и скрупулезны в исполнении требований инструкции по пользованию клеем и шпаклевкой, то результат будет хорошим.
Самостоятельно устраняем трещины в бампере
Бампер в современных легковушках прочностью не отличается. Чтобы он раскололся, по нему даже бить не нужно. Достаточно лишь неаккуратно задеть высокий бордюр или упереться в него под неподходящим углом. Характерный хруст намекнёт водителю, что в бампере возникла трещина и пришла пора отправляться к специалистам. Возникает вопрос: а можно ли обойтись без них? Ответ: да. О том, как самостоятельно отремонтировать треснувший бампер, мы сегодня и расскажем.
Пайка пластикового бампера
Это наиболее распространённый способ устранения трещин, так что начнём с него. И прежде всего определимся, что нам потребуется для работы.
Инструменты и расходные материалы
- Паяльник бытовой.
- Шлифовальная машинка с набором металлических щёток.
- Сетка металлическая для бамперов.
- Наждачная бумага (крупнозернистая).
- Пульверизатор.
- Грунтовка.
- Краска.
- Лак автомобильный.
Последовательность действий при пайке повреждённого бампера
- Бампер тщательно очищается от грязи, повреждённый участок моется (для этого можно воспользоваться бытовым средством для мытья посуды).
- Металлической щёткой с краёв трещин удаляется слой лака и краски.
Повреждённый участок бампера, зачищенный с помощью металлической щётки
Края трещин спаиваются в нескольких точках бытовым паяльником
Отколовшийся фрагмент бампера аккуратно подрезается обычным канцелярским ножом
Внутренняя сторона бампера, спаянная бытовым паяльником
В бампер впаивается специальная сетка для укрепления шва
Повреждённый участок бампера тщательно зашлифован и готов к покраске
Видео: пайка разбитого пластикового бампера
Заклеивание пластикового бампера
Эта процедура несколько сложнее пайки, и потребует от автовладельца гораздо больше терпения, поскольку клей твердеет гораздо дольше, чем раскалённый пластик.
Инструменты и расходные материалы
- Универсальный клей на эпоксидной основе.
- Шпаклёвка.
- Наждачная бумага (крупнозернистая).
- Растворитель.
- Ветошь.
- Стеклотканевые заплаты.
- Грунтовка-активатор адгезии.
- Грунтовка для пластика.
- Краска.
- Лак автомобильный.
Последовательность действий при заклеивании разбитого бампера
- Повреждённый участок тщательно зачищается крупной наждачной бумагой с обеих сторон, после чего обезжиривается растворителем (подойдёт для этой цели и уайт-спирит).
- На зачищенную внутреннюю поверхность наносится слой грунтовки-активатора адгезии. После полного высыхания грунта на него накладывается слой универсального клея на эпоксидной основе, на который, в свою очередь, устанавливаются стеклотканевые заплаты:
Стеклотканевые заплаты накладываются на бампер поверх эпоксидного клея
Наружная сторона бампера обрабатывается автомобильной шпаклёвкой
Перед покраской бампер шлифуется крупнозернистой бумагой
Автомобильная грунтовка наносится на внешнюю сторону отшлифованного бампера
Повреждённый участок загрунтован, и окрашивается из баллончика
Видео: заклеивание треснувшего пластикового бампера автомобиля
Итак, заделать трещину в бампере вполне можно и своими силами. Кто-то предпочтёт запаять её, кто-то попытается заклеить. Главное, о чём следует помнить при пайке: нельзя слишком сильно надавливать на паяльник. Можно просто проткнуть пластик насквозь, в результате возникнет ещё одна дыра, заделать которую будет не так-то просто.