Как сделать компрессометр для дизеля своими руками?
Самодельный компрессометр для дизельных двигателей
Для диагностики состояния цилиндров и поршней в двигателях используют компрессометры. Это одна из разновидностей диагностического оборудования. С помощью данного устройства можно своими руками в домашних условиях оценить состояние мотора. Компрессометр для дизеля имеет простую конструкцию. Устройство представляет собой манометр, соединенный со специальным переходником в виде форсунки или свечи накала. Давайте подробней рассмотрим, что представляет собой этот прибор и в чем его отличие от бензинового аналога.
Почему компрессометр так необходим?
Существует несколько причин, по которым необходимо измерять компрессию в дизельных двигателях. Уровень компрессии замеряют для того, чтобы определить, в каком техническом состоянии находятся детали цилиндропоршневой группы и клапанов. Также с помощью замеров в реальных условиях получают информацию о минимальной температуре запуска холодного двигателя. Замеры компрессии делают и на бензиновых, и на дизельных ДВС. Но в случае с первыми агрегатами требований к показателям меньше. С бензиновым мотором не всегда обращают внимание на малые несоответствия в цифрах – эти агрегаты моторы имеют свои особенности, не влияющие на их общее здоровье.
Компрессия – с одной стороны величина физическая. Компрессия характеризует силу давления, которое создается в камере сгорания. Главное условие – замер производится при отключенном питании. В процессе измерений коленчатый вал вращается только при помощи стартера. С другой стороны, компрессия является уровнем максимального давления, когда поршень находится в верхней мертвой точке.
Устройство
Компрессометр для дизеля и для бензина по конструкции практически не различается. Устройство предоставляет собой манометр, оснащенный запорным клапаном и соединительным шлангом. В комплекте с прибором идет набор адаптеров. Процесс измерения осуществляется за счет наличия этого клапана – благодаря ему сохраняется «память» максимальных показателей, которые удается зафиксировать лишь в течении десятых долей секунды.
Типы компрессометров
Различают механические приборы и более современные электронные устройства. Среди наших автолюбителей наиболее распространены именно механические стрелочные приборы. Такие компрессометры отличаются довольно доступной стоимостью, простотой конструкции, широкой распространенностью.
Принцип действия
Комрессометр дизель-бензин работает очень просто. Для начала работы оборудование подключат к цилиндру мотора через отверстие свечи или форсунки. Затем давление, создаваемое в цилиндре, через открытый клапан подается к манометру. В моменты, когда давление в цилиндре снижается, запорный клапан закрывается. Это происходит автоматически. За счет клапана сохраняется давление в шланге либо в трубке, что позволяет оценить показатели компрессии. После окончания измерений давление сбрасывают при помощи нажатия на кнопку.
Отличие дизельного компрессометра от бензинового
На первый взгляд может показаться, что компрессометр для дизеля ничем не отличается от его бензинового собрата. Действительно, визуально конструкция у двух приборов практически одинаковая. Разница заключается в паре нюансов. Так, устройство, предназначенной для замеров компрессии в дизельных моторах, рассчитано на высокое давление – до 60 атмосфер и выше. Это связано с конструктивными особенностями дизельных ДВС.
Градуировка
Манометры градуируются в МПа, кгс/см2, а также в барах и атмосферах. На импортных моделях шкала может быть проградуирована в PSI. Это фунт силы на квадратный дюйм. Для большего удобства пользователей шкала делится на цветовые сегменты. Слева находится красный, который говорит о низкой компрессии, а справа – зеленый. Он обозначает, что компрессия в норме. По ней и нужно ориентироваться.
Как изготовить прибор своими руками
Можно приобрести уже готовое устройство. Цена компрессометра для дизеля начинается от 650 рублей. Но при этом можно собрать прибор и своими руками из того, что есть под рукой. Элементы для сборки легко найдутся в гараже или же в магазине автозапчастей.
Для сборки понадобится манометр, вентиль от камеры грузовика, ниппель, несколько латунных переходников с нарезанной резьбой, шланг высокого давления.
Вентиль не должен иметь трещин, деформаций и других повреждений. Что касается размера, то зачастую он составляет 8 миллиметров. Если он изогнутый, следует его выровнять и подрезать там, где он будет устанавливаться в камеру. Резьбовую часть трогать не нужно. При помощи паяльника с той стороны, что обрезана, припаивают гайку, а затем вкручивают в нее манометр.
В данном случае золотник будет играть роль клапана. Максимальное давление, возникающее в верхнем положении поршня, зафиксируется на циферблате манометра. Для сброса показаний просто нажимают на золотник.
Это самая простая конструкция. Но можно сделать компрессометр для дизеля, который будет не хуже, чем аналоги от различных производителей. Кроме того, самодельный прибор по цене обойдется значительно дешевле.
Компрессометр «Друг» (дизель)
На полках автомагазинов наиболее часто можно встретить именно этот универсальный измерительный прибор. Выпускается он на предприятии ООО «Измерит». Стоимость его разная, но не дороже одной тысячи рублей. Данный компрессометр занял девятое место в рейтинге «За рулем». В комплекте подробная инструкция. Производитель дает неограниченную гарантию. Что касается точности, то она достаточно высока. Единственный минус – обратный клапан. Показания дизельного компрессометра «Друг» падают до нуля буквально за несколько секунд. Сам клапан практически ничем не отличается от шинного. Его можно немного доработать и получить точное, недорогое и универсальное решение для измерения компрессии в дизельном двигателе.
King-Tool KA-6640N
Если «Друг» занял девятое место, то этот универсальный компрессометр дизель-бензин находится на вершине рейтинга.
При оценке технического состояния двигателя автомобиля применяют различные измерительные устройства, среди которых не последнее место занимает компрессометр. Он позволяет замерить давление в камере сгорания в конце такта сжатия (компрессию) и тем самым оценить степень износа цилиндров, колец поршней и герметичность прилегания клапанов. Я предлагаю сделать компрессометр, конструктивная идея которого была разработана Б. Г. Айзиковичем.
Изготовить его легко, надо только приобрести манометр с диапазоном измерения до 16 кгс/кв.см и выточить на токарном станке из латуни переходник (см. рис.). Уточните в этой детали резьбовое отверстие под тот манометр, который вы приобрели.
Основная деталь прибора — вентиль от камеры грузовика, который аккуратно выпрямлен, и от него отпилен грибок. Главное, чтобы трубка вентиля была не очень кривой, достаточно длинной и имела исправное гнездо под золотник.
Со стороны, противоположной золотнику, припаяйте переходник для манометра. Шов должен быть герметичен. Паять можно как твердым, так и мягким припоем. С другой стороны вентиля припаяйте упорную шайбу.
Теперь остается только подобрать резиновый конус , например, резиновую пробку, которая плотно входила бы в отверстие для свечи, в конусе сделайте отверстие.
Соберите прибор. Установите манометр с резиновой шайбой и вверните в вентиль золотник от автомобильной камеры.
Работают с прибором так. При прогретом двигателе и свежезаряженной аккумуляторной батарее выверните все свечи из двигателя, плотно прижмите резиновый конус в свечное отверстие измеряемого цилиндра. Попросите помощника включить стартер автомобиля и прокрутить двигатель до тех пор, пока показания манометра не перестанут увеличиваться. Перед замером отрегулируйте клапанные зазоры.
Нормальным считается, если показания манометра в 1,2…1,7 раза превышают степень сжатия двигателя. Лучше найти в справочнике величину компрессии для двигателя вашего автомобиля.
Перед замером компрессии в следующем цилиндре нужно сбросить показания компрессометра, нажав на золотник спичкой или притупленным гвоздем через отверстие в резиновом наконечнике. Этим маленьким неудобством придется платить за простоту и дешевизну конструкции. Разброс величины компрессии по цилиндром не должен превышать 1 кгс/кв.см.
Компрессию в цилиндрах ДВС измеряют при помощи специального приспособления, под названием компрессометр. Он представляет собой манометр, главной особенностью которого можно назвать присутствие свободного клапана. Такой манометр не выпускает полученное им давление до того, как не будет зафиксировано максимальное значение величины у верхней мертвой точки цилиндра. Постараемся разобраться, как выполнить замеры компрессии в цилиндрах и как изготовить компрессометр своими руками?
Как сделать компрессометр своими руками?
Новый качественный компрессометр стоит достаточно дорого, а дешевые аналоги имеют серьезные погрешности, которые недопустимы при проведении точных измерений. Именно поэтому, многие автолюбители либо едут на станцию технического обслуживания и проводят измерения всего за небольшие деньги, либо изготавливают компрессометр самостоятельно.
Данный прибор можно изготовить при помощи нескольких частей, которые можно найти в гаражах у бывалых водителей или в любом магазине автозапчастей.
Список того, что вам понадобится:
- Шланг высокого давления.
- Ниппель (или, как его еще называют — золотник).
- Манометр.
- Переходники из латуни, на которых уже нарезана требуемая резьба.
- Вентиль, применяемый на камере колеса от грузового автомобиля.
Последний элемент должен быть в нормальном состоянии и не гнутый. Диаметр, обычно, составляет 8 миллиметров, а конец немного изогнут. Чтобы применить его в изготовлении компрессометра, необходимо его выровнять, резьбовую часть оставить, как есть, а тот конец, который предназначался для заварки в камеру, нужно отпилить.
Возьмите паяльник и на обрезанный конец вентиля припаяйте гайку, в которую нужно вкрутить в манометр. В получившуюся трубку необходимо закрутить золотник и вставить туда шланг. Другой конец шланга можно расточить под конус, который будет вставляться в свечное отверстие или закрепить наконечник с резьбой.
Пользоваться таким самодельным приспособлением очень просто: свободный конец шланга вставляется или закручивается в свечное отверстие, производятся замеры и фиксируются на бумаге. Чтобы сбросить давление с манометра, необходимо зажать золотник.
Диаметры резьбы на конце шланга должны точно соответствовать свечному отверстию. Данное требование связано с повышенной герметизацией, которая должна быть в момент подвода поршня к верхней мертвой точке. От этого требования будет зависеть точность измерений, которая также не исключает возникновение мелких погрешность. Полностью полагаться на такой прибор все же не рекомендуется.
Чтобы не запутаться, старайтесь использовать на манометре те единицы измерения, которые указаны производителем в технической литературе.
Видео — Как изготовить самодельный компрессометр
Вот так изготавливается компрессометр своими руками. Такое приспособление поможет вам значительно сэкономить на профессиональных инструментах и добиться, примерно, того же результата при минимальных затратах.
Если еще совсем недавно двигатель автомобиля работал исправно – расход топлива и масла, а также мощность были у пределов нормы, но затем все стало совсем наоборот, значит, самое время проверить давление в цилиндрах двигателя. Как известно, падение компрессии не самый лучший знак для любого двигателя, так как подающееся туда топливо сгорает не полностью и остается в виде осадка, который может стать причиной дефектов, как на цилиндрах, так и на поршнях.
Как узнать компрессию?
Как вы уже поняли, чтобы замерить компрессию, необходимо приобрести компрессометр. После этого, необходимо выполнить ряд специальных действий, чтобы показания были самыми точными и имели минимальные отклонения.
Как сделать компрессометр своими руками?
Измерение компрессии – важная диагностическая операция, которая многое сообщает о состоянии мотора. Ее проводят, если бензиновый или дизельный двигатель по каким-то причинам начал терять мощность, стал работать неправильно или неожиданно вырос расход топлива. Несмотря на то, что готовые компрессометры продают в большинстве автомагазинов, водители нередко предпочитают изготовить это устройство самостоятельно. Причин этому несколько – нежелание тратить деньги, привычка мастерить что-то самому, необходимость создать более точный прибор, чем промышленные образцы. Прочитав статью, вы узнаете, как сделать компрессометр своими руками и какие детали для этого понадобятся.
Что потребуется для компрессометра
Вот список тех деталей, которые потребуются, чтобы сделать компрессометр своими руками:
Основа компрессометра – манометр. Для проверки бензиновых двигателей можно использовать этот прибор со шкалой до 15 атмосфер. Если же нужен универсальный измеритель, то шкала должна достигать 30 атмосфер. Этот прибор можно недорого купить в любом предприятии, где остались старые советские грузовики. Желательно проверить его, подключив к источнику давления и эталонному манометру. Это поможет определить погрешность, которую необходимо учитывать во время проверки мотора. Вентили от камер необходимы для создания обратного и спускного клапанов. Переходник, трубка и тройник необходимы для сборки всех элементов в единое целое. Резиновая насадка обеспечивает плотный прижим прибора к отверстию для свечи.
Как сделать компрессометр
Чтобы сделать самодельный компрессометр, припаяйте к одной из продольных сторон тройника переходник. Затем выкрутите золотник из любого вентиля, разберите и обрежьте 2–4 витка пружины. Это необходимо, чтобы обратный клапан открывался даже от нажима воздухом. Затем разберите второй вентиль и припаяйте к штырьку золотника удлинитель, в качестве которого можно использовать кусочек гвоздя со шляпкой. Это необходимо, чтобы облегчить сброс давления с помощью спускного клапана. Соберите вентили, затем припаяйте обратный клапан к продольному концу тройника, а спускной к поперечному. Отрежьте кусок трубки длиной 20 см и припаяйте его к тройнику поверх обратного клапана.
Возможный вариант констуркции
Чтобы соединить латунные или медные детали, их необходимо облудить. Для этого нагревайте их с помощью горелки, затем паяльником наносите канифоль и припой. Не оставляйте необлуженных участков. Не делайте лужение толще 1 мм. Если детали одинакового диаметра, то необходимо сделать усилители – отрезать кусок трубы, разрезать его вдоль и облудить изнутри. Затем собрать детали по одной оси, наложить сверху усилитель и прогреть паяльником или горелкой до тех пор, пока припой лужения не расплавится. С противоположной стороны стыка наложите второй усилитель и таким же образом припаяйте его. Промежуток между усилителями и стыки с деталями залейте припоем.
Для насадки используйте маслостойкую жесткую резину. Диаметр насадки 2–3 см, длина 5 см. Заточите ее конусом с углом 90 градусов и насадите на трубку с помощью клея или герметика. Если вы решили использовать резьбовые насадки (они повышают точность измерения), то используйте тормозные шланги от легковых автомобилей, они без проблем выдерживают давление в 30 кгс/см2. В этом случае придется напаять на трубку латунный переходник, соответствующий резьбе наконечника шланга. Также придется заказать у токаря или найти готовые латунные переходники, соответствующие резьбе отверстия для свечи зажигания или накаливания.
Вывод
Теперь вы знаете, как сделать компрессометр своими руками из доступных материалов, которые можно найти в любом гараже, а также пункте приема черных/цветных металлов. Такой компрессометр сильно поможет вам в диагностике мотора.
Компрессометр для дизельных и бензиновых двигателей: Измерить своими руками
Замер компрессии — это самый простой из существующих методов проверки состояния и степени износа механической части двигателя (оценка состояния цилиндропоршневой группы, герметичность камеры сгорания). Для измерения компрессии двигателя используют диагностическое устройство — компрессометр. С помощью данного устройства можно самостоятельно в домашних условиях проверить техническое состояние силового агрегата, выявить неисправный цилиндр для дальнейшего ремонта.
Зачем нужен компрессометр
Компрессия двигателя представляет собой физическую величину, которая характеризует давление, создаваемое в цилиндрах агрегата в верхней мертвой точке. Измеряется величина в атмосферах или килограммах на квадратный сантиметр (кг/см2). На некоторых компрессометрах используются другие единицы измерения — бар, мегапаскаль. Основная причина, по которой компрессометр так необходим, кроется в принципе работы дизельного агрегата.
Воспламенения топлива в таких двигателях происходит за счет самовозгорание воздушно топливной смеси. Воздух, попадающий в цилиндр, подвергается сильному давлению, что приводит к его интенсивному нагреванию. В конце такта сжатия в цилиндры подается дизтопливо.
При снижении компрессии, количество воздуха, поступающего в цилиндр, будет значительно меньше. Это приведет к ухудшению динамики разгона, дымному выхлопу и снижению мощности агрегата. Поэтому, при появлении одного из выше перечисленных признаков, первым делом нужно продиагностировать двигатель компрессометром.
Компрессометр для грузовых и легковых дизельных автомобилей выполняет следующие диагностические функции:
- Помогает своевременно определить неисправный механизм. О нарушениях в работе двигателя свидетельствует недостаточное или избыточное компрессионное давление.
- Позволяет определить степень износа деталей ЦПГ отдельно каждого цилиндра, нарушение герметичности впускного тракта.
- Определяет, при какой минимальной температуре возможен запуск конкретного двигателя на холодную.
- Простая конструкция компрессометра позволяет водителю производить замеры одному без помощников и демонтажа оборудования.
Устройство компрессометра
Компрессометр для бензиновых и дизельных двигателей имеют схожую конструкцию. Различаются только допустимыми показателями давления. Прибор состоит из следующих элементов:
- Манометра;
- Штуцера с клапаном стравливания;
- Металлической трубки, шланга высокого давления;
- Набора адаптеров.
Процесс измерения осуществляется благодаря встроенному в манометр или промежуточную трубку запорному клапану. Данный клапан предотвращает сбрасывание давления при проворачивании коленвала, автоматически фиксируя максимальный показатель компрессии. Результаты замеров отображается на циферблате компрессометра.
Типы компрессометров
Современный рынок автомобильного диагностического оборудования предлагает огромное количество компрессометров, которые можно разделить на два вида:
- Механические компрессометры для диагностики ДВС всех типов;
- Современные электронные устройства с цифровым табло — применяется для глубокой проверки состояния двигателя.
Среди автовладельцев наибольшую популярность получили механические измерители. Такие приборы отличаются простой конструкцией и доступной ценой. Электронные компрессометры — сложные и дорогостоящие устройства. Используются, в основном, в сервисных центрах и станциях технического обслуживания для высокопрофессиональной диагностики двигателей.
Классификация двигателей разных типов обусловливает наличие следующих видов компрессоров
- Компрессометр для дизельных двигателей. Тестеры данного типа идут обязательно с резьбовым наконечником. Это связано с высокой степенью компрессионного давления дизельного ДВС (30 – 35 атмосфер). Соединительный шланг такого прибора имеет быстросъемный переходник под разные адаптеры.
- Компрессометр для карбюраторных силовых агрегатов. Для измерения используются прижимные или резьбовые устройства рассчитаны на давление — до 25 атмосфер.
По конструктивному исполнению компрессометры бывают:
- Прижимные. Используется для проведения измерений на атмосферных движках. Приборы этого типа имеют резиновую насадку, которую вставляют в отверстие для свечи, форсунки и прижимают руками. Сложность в том, что при его использовании необходим помощник (нужно одновременно держать насадку и прокручивать стартер). Также, при использовании данного прибора нужно прикладывать большую физическую силу, чтобы обеспечить герметичное соединение, без которого невозможно получить корректные данные.
- Резьбовые. Компрессометры этого типа оснащен резьбовым переходником, который вкручивается в отверстие свечи зажигания, форсунки. Резьбовое крепление позволяет самостоятельно выполнять проверку. Надежно вкрученная насадка гарантирует правильные показатели без утечек.
- Универсальные приборы. Применяется для измерения давления как бензиновых, так и дизельных силовых установках. Реализуется в комплекте с различными переходниками, насадками, трубками.
Анализ факторов влияющих на точность данных компрессометра
Перед тем как приступать к проверке двигателя, необходимо понимать какие факторы влияют на точность данных прибора.
- Скорость вращения коленвала — это одно из основных условий, предъявляемых к процессу правильного измерения компрессии. Величина оборотов коленчатого вала должна быть в пределах 200 — 250 об/мин. Этот показатель напрямую зависит от степени заряда АКБ, исправной роботы стартера и состояния ЦПГ. Использование несоответствующего масла также влияет на число оборотов коленвала при запуске.
- Сопротивление движению воздуха во впускной системе. Характеристика компрессии зависит от состояния системы подачи воздуха. Загрязненный воздушный фильтр, нагар во впускном коллекторе, нарушение в работе воздушной заслонки – причины по которым снижается наполняемость цилиндров воздухом, что приводит к уменьшению давления в камере сгорания.
- Соотношение моментов газораспределения. Чтобы снизить возможность ошибки при диагностировании техсостояния ЦПГ и клапанов, перед проверкой компрессии, необходимо убедится в правильности установки зазоров в клапанах, проверить состояние кулачков распределительного механизма, натяжение ремня ГРМ.
Самостоятельный замер компрессии
Подготовительная работа.
Прогрейте карбюраторный двигатель до рабочей температуры (75 — 80 градусов). После этого снимите высоковольтные провода, чтобы их не пробило. Далее, отключите топливоподачу в двигателе, для чего перекройте подающий патрубок топливной системы. Также нужно на полную открыть дроссельную и воздушную заслонку.
Перед проверкой важно убедитесь в том, что АКБ полностью заряжена, стартер исправен. Количество масла в движке должно соответствовать уровню.
Важно! В случае с дизельным силовым агрегатом измерения проводят в тех условиях, при которых выполняется ежедневный запуск автомобиля: на остывшем моторе, без применения дополнительных источников питания.
Итак, как измерить компрессию двигателя в домашних условиях?
После подготовительных операций можно приступать к основной части.
- Выкрутите все свечи зажигания, топливные форсунки.
- Установите на место свечи или форсунки соответствующий адаптер. Исключите возможность негерметичного соединения.
- С помощью стартера прокрутите коленчатый вал двигателя до тех пор, пока показания на приборе не перестанут расти. Правильным является максимальное значение.
- После замера и снятия показаний, сбрасываем давление на манометре с помощью кнопки.
Для проверки компрессии в остальных цилиндрах повторите пункты 2,3,4. - Показания измерения сравните с рекомендациями и требованиями завода изготовителя данного двигателя.
Важно! В ходе замеров важно учитывать не только компрессию каждого цилиндра в отдельности, но и их среднее значения. Расхождение данных не должно превышать 1 атмосферу для бензиновых ДВС и 2,5 – для дизельных.
Как изготовить компрессометр
Чтобы собрать компрессометр для бензиновых двигателей своими руками понадобятся следующие детали:
- Манометр с диапазоном измерения 0–35 кгс/см2;
- Вентиль для грузовика, от которого отпилен грибок;
- Ниппель от камеры автомобиля;
- Пара латунных шайб с нарезанной резьбой;
- Резиновая насадка, штуцер под соединительный шланг;
- Набор адаптеров.
Элементы необходимые для сборки можно легко найти в гараже опытного автолюбителя или на базарах автозапчастей.
Схема компрессометра для бензиновых силовых агрегатов
Основная часть прибора — грузовой вентиль, который должен иметь исправное гнездо под золотник. Со стороны противоположной золотнику припаиваем гайку с резьбой под манометр. Затем устанавливаем золотник от автомобильной камеры и припаиваем к золотнику удлинитель. Это делается для облегчения сброса давления спускным клапаном (в данном случае функцию спускного клапана выполняет золотник). С другой стороны вентиля припаиваем латунную упорную шайбу.
Примечание. Для пайки можно пользоваться как твердыми, так и мягкими припоями марки – ПОСВ 30, ПОС 61, МФ7.
Теперь остается подобрать наконечник. Для повышения точности показаний нужно использовать резьбовой наконечник с латунным переходником, соответствующим резьбовому отверстию свечи зажигания. Также можно подобрать резиновый переходник, который плотно входил бы в отверстие под свечу.
После сбора измерителя можно приступать к испытанию на двигателе. О том, как пользоваться компрессометром для бензиновых двигателей, подробно описано в начале статьи.