Выгодно ли ставить газ на машину?
Когда выгодно ставить газовую установку на автомобиль?
В связи с подорожанием бензина Россию накрыл бум ГБО. Если раньше экономия при установке газовых установок оказывалась довольно сомнительной, то сегодня разницу невозможно не заметить. В очередной раз заправляясь бензином по 45 рублей на одной из московских заправок, водитель неизбежно начинает поглядывать на ценники LPG – газовой смеси для автомобилей. Стоимость ее практически в 2 раза ниже – 25 рублей по состоянию на конец сентября 2018 года. И дальше разрыв в стоимости может только расти. В стране большие запасы газа, который стабилен в цене уже много лет. А вот нефть стала инструментом международных политических игр и способом ведения финансовых войн, так что ее стоимость постоянно меняется. Сегодня мы находимся в фазе роста цен на черное топливо, так что и бензин неизбежно поднимается в стоимости. Исправить ситуацию с рынком нефти водителям не под силу, но сойти с бензиновой иглы вполне возможно. Для этого достаточно переоборудовать автомобиль на ГБО. Но так ли это выгодно на самом деле?
Вопрос выгоды всегда стоит просчитывать наперед. Важно не только учесть стоимость бензина и газа, отняв 20 рублей на литре. Стоит подсчитать расходы на саму установку и ее обслуживание, потенциальный износ двигателя и прочие неприятности, связанные с монтажом газовой установки в ваш автомобиль. В сегодняшней публикации мы выделим основные моменты и подскажем, как именно выполнить подсчет выгод для вашего автомобиля. Это поможет сэкономить деньги, значительно увеличить пробег на одной заправке и получить альтернативный вид топлива в вашем авто. Но сразу предупредим, что ГБО окупается далеко не у всех автомобилистов. Очень часто случается так, что установка газа не слишком выгодна в эксплуатации, и водитель просто тратит те самые деньги, что тратил раньше на бензин. Давайте разберемся, от чего это зависит.
Какие расходы на вашем автомобиле на бензин?
Для начала стоит подсчитать, сколько же вы тратите на топливо в нынешнем режиме поездки. Достаточно взять среднегодовую цифру пробега и умножить на усредненный расход. Предположим, что вы проезжаете на автомобиле 20 000 км в год. Это средний пробег российских машин. На 100 км машина в среднем тратит около 9 л бензина. Это показатель для среднеразмерного седана. Выходит, что за год вы потратите 1800 л топлива, что по деньгам обойдется вам 81 000 рублей. Сумма довольно немалая.
Также при подсчете своих расходов учитывайте следующие особенности:
- если пробег автомобиля в 85% случаев происходит в городе, то даже на малолитражке затраты бензина будут гораздо выше – не менее 10 л на сотню, а на крупных авто и вовсе неприличными;
- стоит учитывать и особенности заправочных станций, на которых вы заправляетесь, на многих АЗС не доливают топливо, а качество продукта часто нестабильное и не соответствует нормам;
- расход очень зависит от вашего режима поездки, чем активнее вы нажимаете на педаль газа, тем больше цифру увидите в итоге на экране бортового компьютера при оценке общих расходов;
- показатель расходов на бензин может быть условным, поскольку на газу вы измените стиль вождения и можете получить совсем другие параметры, что приведет к увеличению или уменьшению выгоды;
- оценку можно проводить по данным бортового компьютера, но лучше всего выполнить подсчет вручную по пробегу и расходу, иначе БК может вас нагло обмануть и испортить весь подсчет.
Сразу скажем, что при пробеге в 5000-6000 км в год устанавливать ГБО не имеет смысла. В этом случае вы просто потратите деньги на дорогостоящую установку и вряд ли сможете получить финансовые выгоды в итоге. Учтите, что стоимость монтажа и обслуживания газовой системы подачи топлива на авто будет немалой. Конечно, если вы не хотите получить потенциальную опасность возгорания или взрыва автомобиля из-за низкого качества оборудования. Поэтому выгоды могут оказаться только на бумаге, но не в реальности.
Сколько реально стоит газовая установка на машину?
В объявлениях различных компаний можно найти огромный разброс цен – от 300 долларов и до 2000-3000 у.е. Все зависит от поколения газовой установки, ее предназначения, различных важных дополнений. К примеру, можно установить ГБО второго поколения и получить большой расход газа и довольно грубые настройки, которые не дадут нормально раскрыть возможности двигателя с газовым топливом. Но лучше обратить внимание на 4 генерацию ГБО, которая стоит дорого.
Преимущества хорошей установки очевидны:
- вы получите нормальную работу двигателя с учетом всех его особенностей и технических нюансов, при настройке этой генерации ГБО мастер выполнит тонкую наладку параметров подачи газа;
- расход будет гораздо ниже, чем на старых вариантах установок, порой разница может достигать 20-30%, что уже через несколько месяцев выровняет разницу в цене и начнет приносить выгоды;
- можно установить 4 поколение практически на любые автомобили с инжектором, но на многие отечественные авто эта установка не подходит из-за особенностей подключения, так что нужна консультация;
- есть возможность настройки частичной подачи бензина на тех авто, где с одним только газом могут выгорать форсунки (это двигатели TSI от Volkswagen и многие другие современные агрегаты);
- безопасность на высшем уровне, в комплект входят системы контроля всех показателей, которые не допускают превышения допустимого давления и прочих неприятных ситуаций в работе.
С газом стоит быть осторожным. Чтобы получить эффективную работу и оптимальные настройки установки, стоит внимательно подойти к вопросу подбора оборудования. Ни в коем случае не следует ставить б/у ГБО, поскольку это может стать причиной постоянных неполадок. Многие владельцы снимают установки со своего автомобиля по причине плохой работы, а затем с чистой совестью продают их на вторичном рынке. Выбирайте только новые и эффективные средства. Ценник таких стартует с 400-500 долларов.
Какая получается реальная экономия с ГБО?
Реальные цифры экономии зависят от конкретной ситуации. В среднем машина на газу расходует на 7-10% больше топлива, чем при поездке на бензине. То есть, на среднеразмерном седане вы будете тратить 10 л газа на 100 км пути. Стоимость 1 км составит около 2.5 рублей. На бензине сейчас стоимость 1 км поездки – около 4 рублей при расходе 9 л на 100 км. Получается, что экономия составляет 1.5 р на 1 км поездки, что очень ощутимо.
Но желаемые выгоды вы получите в таких ситуациях:
- автомобиль проходит достаточно большой пробег в день – не менее 50-70 км, в таком случае экономия в месяц будет действительно ощутимой и быстро окупит затраты на установку ГБО;
- машина не слишком старая, а двигатель прошел не более 150 000 км, иначе перевод мотора на газ не рекомендуется, так как работоспособность агрегата уже не гарантируется при больших пробегах;
- вы планируете ездить на авто еще не менее 3 лет, так как продажа машины в ближайший год после установки полностью уничтожает все преимущества от установленного газобаллонного оборудования;
- вы готовы немного чаще обслуживать автомобиль, это принесет дополнительные расходы на сервис самой установки, но в денежном выражении доплата будет минимальной (при условии установки новой системы);
- вы готовы потерять немного мощности автомобиля, так как до 13% тяги будет утеряно в процессе поездки на газу, это специфика работы практически всех ДВС, предназначенных для бензина.
В ближайшее время на автомобильный рынок России могут выйти автомобили с уже предустановленными системами ГБО с завода. В таком случае вы получаете проверенную и качественно настроенную систему газобаллонного оборудования с гарантией. Это лучший вариант, если доплата за такую опцию не будет слишком большой. В случае же установки в гараже у незнакомого мастера никаких гарантий нормально работы просто быть не может. Так что стоит внимательно подбирать мастерскую, прочитав о ней отзывы и узнав мнения других автомобилистов.
Почему так мало людей ставят ГБО на свои машины?
Экономия с газобаллонным оборудованием при нынешних ценах очень ощутимая – затраты на топливо падают практически вдвое. Но до сих пор не так много автомобилистов устанавливают газобаллонные установки. Это вызывает определенные вопросы у владельцев автомобилей, которые заинтересовались данной темой. Ведь если многие не пользуются возможностью такой экономии, значит, в этом есть определенные нюансы. На самом деле, причины такого медленного введения систем ГБО на автомобили в РФ следующие:
- бензин подорожал не так давно, поэтому еще только некоторые автовладельцы начали искать пути решения этой проблемы, но нефть продолжает дорожать, так что искать их все равно придется;
- наши люди достаточно консервативны, поэтому переход на новый вид топлива для них является настоящей революцией, и это очень важный момент, принять решение бывает довольно сложно;
- существует много мифов про ГБО, есть сведения о взрывах автомобилей, но на деле эта статистика нигде не отражена, а взрываются машины далеко не от установки газобаллонного оснащения;
- вносит свою поправку и общий возраст российских авто – более половины транспорта уже не подходят для установки газа, так как пробег двигателей далеко перевалил за 200 000 км – безопасную черту для ГБО;
- многие верят в то, что бензин в России останется дешевым, нынешний скачок цен временный, но практика показывает, что подобные подъемы стоимости никогда не отыгрываются назад.
Чтобы получить больше информации об установке газобаллонных систем в ваш автомобиль, воспользуйтесь услугами проверенных мастерских. Обращаться к незнакомым мастерам в гаражном кооперативе не стоит. Такие исполнители не дают гарантию на свою работу и часто ставят некачественные системы с изношенными деталями. Таких прецедентов довольно много, и доказать что-либо потом невозможно. Главный залог успеха этой затеи – установка хорошей системы.
Предлагаем посмотреть видео о работе ГБО:
Подводим итоги
Выгоды от установки газобаллонного оборудования для заправки пропаном или метаном очевидны. Автомобиль может ехать практически с теми же повадками, не особо отличается динамика, а расход в литрах растет незначительно. Зато стоимость газа практически вдвое ниже, чем цена бензина. Конечно, предугадать рост цен на разные виды топлива невозможно. Поэтому установку пропана стоит ставить на машину в том случае, если вы ездите много и сможете окупить потраченные средства достаточно быстро.
Обратите внимание на качество покупаемой установки ГБО, ее технические характеристики и поколение. Лучше всего ставить новейшие системы, которые оснащены хорошими функциями безопасности и дают прекрасные показатели расхода. Для этого достаточно обратиться к опытным мастерам, которых вам порекомендуют другие автовладельцы. Рекомендации в этом случае важны, так как познается качество сервиса только на практике. А что вы думаете о возможностях установки ГБО в автомобиль и экономии средств на этом?
Экономим топливо: десять мифов о газобаллонном оборудовании
Говоря о газобаллонном оборудовании (ГБО) для легкового автомобиля, мы, прежде всего, имеем в виду сжиженный нефтяной газ (СНГ, или LPG – liquefied petroleum gas) – пропан-бутановую смесь, являющуюся побочным продуктом нефтепереработки. Пропан-бутан подходит для легковушек лучше, чем более дешевый сжатый природный газ метан (СПГ, или CNG – compressed natural gas), поскольку требует одного компактного и легкого баллона.
А вот сжатый до 200 атмосфер метан приходится хранить на борту в нескольких тяжелых баллонах, и его чаще всего применяют на грузовиках и автобусах. Собственно говоря, большинство фобий и заблуждений непосвященных автовладельцев касаются обоих видов газового топлива. Разберем каждый из них.
1. Газ взорвется
Самая распространенная страшилка требует самого пространного опровержения. Коротко говоря, бензин и его пары в автомобиле взорвутся скорее, чем пропан-бутан. Во-первых, баллон для СНГ, рассчитанный на давление 16 атм, в несколько раз прочнее бензобака, и в случае ДТП вероятность деформации и разрушения баллона невелика.
Во-вторых, на случай аварийной утечки из поврежденного трубопровода на баллоне имеется предохранительный клапан, перекрывающий несанкционированный выход газа. В-третьих, на случай пожара (и перегрева баллона вообще) предусмотрен клапан избыточного давления, который стравит нарастающее давление в атмосферу, чем предотвратит взрыв.
Если имеет место небольшая утечка газа, на нее не среагируют автоматические защитные клапаны, но среагируют органы обоняния человека. Отдушка, добавляемая в пропан-бутановую смесь, делает заметным вытекающий газ с первых секунд. В то же время, для образования газо-воздушной смеси с взрывоопасной концентрацией требуется много времени – в разы больше, чем для появления капель бензина из прохудившегося бензопровода, готовых вспыхнуть в любую секунду.
2. ГБО снижает расходы на топливо вдвое
Это может быть правдой, только если бензиновая часть системы питания не совсем исправна и допускает «перелив». В остальных же случаях экономия будет несколько меньшей. Цена литра сжиженного пропана в самом деле вдвое ниже, чем литра бензина, но расход газа обычно на 10-20 % выше. Этот процент зависит от модели двигателя, типа установленного ГБО и от точности его настройки.
Кстати, наладка установленной газовой аппаратуры – процесс непростой и порой небыстрый, поэтому одна из основных хлопот владельца машины с ГБО – найти хороший «газовый» сервис. В этом смысле проще тем, кто покупает новый автомобиль с газотопливной системой, смонтированной на заводе. Также неплохой вариант – установить ГБО в дилерском центре «своей» марки, тогда за его отладку будут отвечать квалифицированные фирменные сервисмены. К сожалению, пока немногие дилеры предлагают такую услугу.
3. На газу ездят только бедные
На самом деле, на газу ездят те, кто не хочет платить лишние деньги. И чем крупнее и прожорливее автомобиль, тем это желание более оправдано. Современные газотопливные системы могут работать в числе прочего и с многолитровыми бензиновыми моторами крупных дорогих автомобилей.
Причем в последнее время все чаще газифицируется не только подержанный премиум-класс, перешедший в руки второго-третьего владельца, но и новые автомобили. Конечно, скорость окупаемости приобретенного ГБО зависит от конструкции двигателя, его аппетита и ежедневного пробега авто. Точный расчет окупаемости можно сделать через on-line калькулятор на одном из сайтов, посвященных «газовой» теме.
4. Сервис ГБО перекрывает экономию на цене топлива
Совершенно напрасное опасение – качественная аппаратура исправно служит долгие годы, требуя обслуживания не чаще, чем штатные узлы автомобиля. Плановое ТО включает замену одного-двух фильтров, иногда также – слив конденсата из редуктора. У некоторых типов ГБО иногда может потребоваться чистка форсунок. Цена нормо-часа у газовиков самая обыкновенная, но существенный недостаток в том, что для посещения их придется выделять отдельное время.
5. В заграничных поездках сэкономить благодаря газу не получится
Неверное утверждение. Сжиженный пропан-бутан в качестве альтернативного автомобильного топлива используется не только на постсоветском пространстве. Наш журналистский опыт свидетельствует, что по Западной Европе возможно путешествовать исключительно на пропан-бутане. Сеть заправочных станций LPG там достаточно развита, цена составляет порядка 50-60 % от цены бензина. Нужно лишь позаботиться о наличии штуцера-переходника: заправочные пистолеты в некоторых странах не такие, как у нас. Эту металлическую деталь можно купить или арендовать как дома, так и в стране пребывания.
6. Мощность двигателя при работе на газе ниже
В принципе, это так: из-за разных характеристик бензина и пропан-бутановой смеси тягово-скоростные характеристики ДВС при работе на газе снижаются. Но как показывают замеры на динамометрических стендах, разница обычно составляет 8 – 15 %, и на практике водитель ощущает ее далеко не всегда. К тому же, на падение мощности и крутящего момента влияют особенности настройки аппаратуры. При желании опытный настройщик сделает ухудшение характеристик незаметным «на глаз», но в таком случае может существенно вырасти расход газа. Данные выкладки касаются как современных компьютеризированных комплектов ГБО, так и простейших систем второго поколения с вакуумным регулированием.
7. Газ вреден для двигателя
В случае с некоторыми моделями моторов это правда – хотя и с оговорками. Из-за большего времени горения газа выпускные клапаны испытывают увеличенные тепловые нагрузки, и чтобы они не «пригорали», нужно чаще обычного контролировать зазоры в их приводе (это справедливо лишь для моторов без гидрокомпенсаторов в ГРМ).
Еще один момент – некоторым моделям современных двигателей «не нравится», что их клапаны при работе на газе не охлаждаются и не смазываются бензином. Для них приходится включать в комплект ГБО систему подачи в коллектор специальной смазки. К счастью, абсолютного большинства из распространенных моделей двигателей это не касается. И все же, перед принятием решения о газификации своего автомобиля рекомендуется посоветоваться с опытными специалистами по ГБО.
Но плюсов от газового топлива двигатель получает существенно больше. Так, в отличие от бензина, газ не смывает со стенок цилиндров масляную пленку, по которой работают поршневые кольца – а это продлевает ресурс мотора до капремонта. Октановое число газа (100 – 115 единиц) выше, чем у обычного бензина, поэтому малейшая вероятность детонации исключается, а это снижает нагрузку на детали цилиндро-поршневой группы и продлевает их ресурс. Газ не содержит примесей, сокращающих жизнь маслу, свечам, лямбда-зондам и катализатору.
8. Газовое топливо не подходит для любителей активной езды
Если не брать сугубо спортивные машины, а те, что предназначены для дорог общего пользования, то их всегда можно перевести на газ. Просто в некоторых случаях это будет дороже. Так, форсированным моторам могут понадобиться особый блок управления, форсунки и детали газовой магистрали повышенной пропускной способности и баллон большой емкости.
Высокооборотные двигатели (например, Honda) также могут требовать особого подхода – специальных форсунок, дополнительных датчиков. Некоторые комплекты ГБО решают вопрос высоких оборотов упрощенным образом – автоматически переводя двигатель на бензин при раскрутке более чем 4500-5000 об.мин. Одним словом, квалифицированным установщикам эти проблемы известны и они их легко решают. Интересно, что зачастую именно форсированные двигатели (например, у Mitsubishi Lancer Evo), будучи рассчитанными на тяжелые режимы работы, не знают никаких проблем с охлаждением клапанов при работе на газе.
9. Баллон для газа занимает багажник
Место для бака конечно требуется, и тут творчески мыслящие установщики ГБО предложат несколько решений, оперируя широкой номенклатурой типоразмеров баллонов. Например, можно выбрать тороидальный баллон («бублик»), который кладут на место «запаски», вместо которой в свою очередь предлагается возить небольшую «докатку» в чехле. Если автомобиль эксплуатируется только в городе, недалеко от дома, некоторые отказываются от запасного колеса вообще. Также для машин «каботажного» радиуса действия можно использовать небольшой цилиндрический баллон, помещающийся в нишу заднего крыла. Неплохой вариант – размещение снаружи машины, под полом багажника (такие схемы популярны у владельцев Lada 4×4 и Chevrolet Niva). Правда, для этого может понадобиться переварить систему выхлопа.
10. Газифицированные автомобили пахнут газом
Нужно уточнить – НЕИСПРАВНЫЕ газифицированные автомобили пахнут газом. Равно как и неисправные бензиновые автомобили пахнут бензином. Ароматизатор для того и добавляется в газ, чтобы малейшее нарушение герметичности трубопровода стало заметным и водитель обратился на СТО или хотя бы перекрыл выходной клапан на баллоне. Выхлоп автомобиля с ГБО также может иметь непривычный запах, и это также сигнал, что машина просится на прием к специалистам – газотопливная система неправильно отрегулирована. Настройка не занимает много времени.
Газобаллонное оборудование для автомобиля
В каких случаях и почему выгодно использование ГБО
В последнее время в Европе, а теперь и в России, стала популярна установка газобаллонного оборудования на автомобили для работы на более дешевом виде топлива – пропан-бутановом. Главное преимущество газового оборудования автомобилей – это, во-первых, цена топлива: 1 литр газа для установленного ГБО стоит 16.00 р (это в два раза дороже безина)., во-вторых, физические свойства – октановое число 102, что полностью исключает детонацию при работе двигателя в разных режимах нагрузки. Соответственно, если детонации нет, то и износ двигателя меньше.
Не стоит рассматривать лишь поверхностные преимущества установки и использования газобаллонного оборудования, забывая о других достоинствах установки ГБО. Двигатель, эксплуатируемый на газе, более защищен: при сгорании в поршне, газ не смывает масло со стенок цилиндра. Мало кто знает о том, что при езде на газе масло сохраняется в более чистом виде. Это означает, что двигатель имеет меньше трения в поршневой подгруппе в связи с чем повышается ресурс двигателя по сравнению с работой на бензине.
Есть и другие достоинства ГБО и езды на газе. Газ сгорает немного медленнее, чем бензин, что снижает нагрузки на поршневую группу и коленчатый вал, двигатель работает “мягче”.
Газ поступает в двигатель в паровой фазе, поэтому он не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разбавляет масло в картере. Также газ не содержит вредных примесей (свинец, сера), которые на химическом уровне разрушают детали камеры сгорания, каталитический нейтрализатор и лямбда-зонд.
В сумме все эти факторы продлевают срок службы двигателя на 30..40%, масла и свечей – в два раза, и как следствие значительно снижают не только эксплуатационные, но и ремонтные затраты. К тому же газ не более опасен, чем бензин, и практически безвреден для окружающей среды. Более того, при некоторой доработке двигателя можно максимально полно использовать преимущества сжиженного нефтяного газа. Например, повышение степени сжатия двигателя до 10-11 позволяет увеличить мощность двигателя при сохранении экономичности. А установка опережения зажигания с измененными под газовое топливо характеристиками оптимизирует момент искрообразования на максимальных и минимальных оборотах двигателя.
Преимущества газа
- Ресурс двигателя может быть продлен, если его перевести на газовое топливо, но автолюбители опасаются лишних хлопот, несмотря на массу преимуществ этого вида топлива.
- Перевод автомобиля на газ не требует конструктивной переделки двигателя: достаточно установить газобаллонное оборудование.
- Газовое топливо продлевает работоспособность двигателя.
- При работе двигателя на газовом топливе происходит более полное сгорание газовоздушной смеси, благодаря чему улучшаются условия смазки трущейся пары цилиндр – поршневые кольца, так как газовое топливо не смывает масло с их стенок и не растворяет его.
- Вследствие уменьшения углеродистых осадков не накапливаются смолистые отложения в камере сгорания, и поэтому уменьшается нагарообразование на головке блока и на поршнях.
- Масло при работе двигателя на газе можно менять реже, чем при заправке бензином, так как оно не разжижается, в меньшей степени подвергается загрязнению и дольше сохраняет свои свойства.
- Снижается и расход масла на угар.
- Межремонтный пробег газового двигателя более продолжительный по сравнению с бензиновым. На газовом двигателе увеличивается срок службы свечей зажигания.
- При установке газа на автомобиле заметно снижает суммарную токсичность отработавших газов (выхлопа).
- При правильно выбранном режиме работы двигателя на газовом топливе снижается и уровень создаваемого им шума, что особенно важно в условиях города.
- Ни в одном режиме не возникает детонация.
- Двигатель, работающий на газе, требует минимальной настройки.
- При выработке газа двигатель останавливается не сразу, а прекращает работу через 2 – 4 км пробега.
- Для владельцев иномарок, двигатели которых рассчитаны на высокосортный, а стало быть и дорогой бензин, использование газа может быть неплохим выходом из положения.