На сколько километров рассчитаны шины?
Критический износ шин: когда мы рискуем перейти грань
ПДД запрещают ездить на изношенных шинах. «За рулем» разобрался, что за этим стоит. А заодно выяснил, как с этим обстоят дела в других странах.
Все шинные тесты проводят с новыми, только-только прошедшими обкатку шинами. Любой автомобилист может повторить испытание на собственной машине и получит при этом схожий результат. Но только если покрышки на его автомобиле относительно свежие. Дело в том, что по мере износа шины все ее показатели меняются, причем не в лучшую сторону.
Зимние шины
Почему именно 4 мм? Все просто. Зима в большинстве регионов нашей страны — это время, когда автомобиль редко ездит по асфальту. Дорога может быть заснеженной, обледенелой или покрытой слоем воды. Но есть еще одно, довольно неприятное состояние — когда дорога покрыта размокшим снегом. При этом автомобиль склонен к так называемому слэшпленингу — «всплыванию» колес при быстром движении, вплоть до полной потери контакта с дорогой. По сути, слэшпленинг — то же самое, что и более известное явление аквапланирования. В обоих случаях между колесом и дорогой возникает клин, из-за которого и теряется сцепление. Только в случае с аквапланированием клин водяной, а в случае со слэшпленингом — снежный.
Промокший снег в чем-то сродни глубокой луже. Ведь толщина его слоя может достигать нескольких сантиметров. Поэтому очень важно, чтобы вода или снежно-водяная каша как можно быстрее отводились из зоны контакта протектора шины с дорожным покрытием. Для этого и нужна достаточная глубина канавок протектора шины. Ведь именно через них и отводится вода или мокрый снег. Мелкие канавки просто не справятся с большим количеством влаги.
Кроме того, протектор шины должен быть достаточно мягким, чтобы облегать все имеющиеся неровности ледяного или снегового покрытия, тогда и сцепление с ним будет лучше. Поэтому чем глубже канавки протектора, тем мягче сама шина. Вы, наверное, замечали, что пока протектор новый, высокий, то и отдельные его элементы относительно мягкие. Но стоит им стереться до середины изначальной высоты, как они становятся менее податливыми.
Следует учесть, что шипованная шина, потерявшая большую часть «гвоздей», не становится хорошей «липучкой». У неё другой состав резиновой смеси, она изначально несколько жестче — особенно тот слой протектора, к которому крепится основание шипа.
Единственное, на что способны зимние шины с высотой протектора меньше 4 мм, — это неспешная езда по летним дорогам. Грубо говоря, так можно «докатать шины». Продольная динамика, управляемость и шум вас не порадуют, но проходимость автомобиля по грязи будет немного выше, чем у летней резины.
Летние шины
В период с начала марта и до конца ноября, по закону, можно использовать любую резину (кроме шипованной — в три летних месяца).
Критический износ покрышки оценить очень легко. Все производители отливают на шине специальные индикаторы, представляющие собой поперечные выступы высотой 1,6 мм. Пока шина не сильно изношена, индикаторов не видно, но при предельном износе они проявляются как четкие поперечные полосы на протекторе.
Всесезонные шины
В нашей стране есть регионы, где использование зимней резины считается нецелесообразным. Снег выпадает всего несколько раз за зиму и долго не лежит. В таких краях часто используют всесезонные шины. Такие шины — определенный компромисс. Как зимние они работают немного хуже из-за относительно высокой твердости протекторной смеси резины. Но для летних условий эта твердость недостаточна, и они несколько быстрее изнашиваются. Тем не менее многие солидные шинные фирмы выпускают всесезонки, в которых достигнут максимально возможный баланс потребительских качеств.
Ограничения для всесезонок все те же: зимой высота протектора должна быть не меньше 4 мм, а летом — минимум 1,6 мм.
Другие ограничения
Срок годности шин
Согласно отечественным стандартам, срок использования шин составляет 5 лет со дня их изготовления, эти нормы регламентированы ГОСТ 4754–97 и 5513–97. Большинство автолюбителей знают, сколько лет их шинам. Первые пришли вместе с машиной, а потом о замене обычно не забывают- покупка довольно серьезная.
А еще на шине обычно есть дата изготовления. У разных производителей она маркируется по-разному. Как та или иная фирма маркирует шину, можно посмотреть на сайте производителя.
В России за использование старых шин ответственность не предусмотрена, но если при расследовании обстоятельств аварии станет ясно, что виной разрушения шины стала ее «старость», то решение может быть принято не в пользу владельца автомобиля с такими шинами. Причем все равно, ездите ли вы или машина в основном стоит и лишь иногда выезжает. Дело в том, что на шины воздействует кислород и солнечные лучи, постепенно разрушающие резину и каркас шины. Конечно, не стоит нести старые, но совсем мало изношенные шины в утиль. Просто помните, что прежних показателей ни у летних, ни у зимних возрастных покрышек не будет.
Дефекты шин
Конечно, мало кто станет заменять шину после обычного прокола гвоздем, но если повреждения серьезнее, то путь шине один — в утиль. К замене шины обычно приводят значительные повреждения боковины, крупные пробоины протектора, искривление каркаса шины или нарушения целостности бортовых колец. Неравномерный износ протектора с отдельными проплешинами и невозможность отбалансировать шину на исправном колесном диске также заставят заменить ее.
За границей
Вообще-то, все страны, подписавшие Женевскую и Венскую конвенции о дорожном движении, придерживаются одинаковых норм на остаточную высоту протектора летних шин — 1,6 мм. В остальном начинаются вариации. Где-то зимние шины вообще не нужны — например, на Кипре или на Канарских островах. Обратите внимание, что в каких-то странах допустимо использовать только нешипованную зимнюю резину. На некоторых перевалах между Францией и Испанией обязательна установка цепей, причем на все четыре колеса. Зато, например, в Норвегии «запрещается использовать цепи между первым понедельником Пасхи и до 31 октября, если этому не противоречат погодные условия». Вот так, дорожное движение на библейские даты завязано. А ведь дата Пасхи-то плавающая…
Следите за глубиной протектора и возрастом шин. Ну а если собираетесь в путешествие зимой по Европе на своем автомобиле, то установите качественные нешипованные зимние шины с запасом по высоте протектора. Ведь после езды по скоростным автобанам износ резины может оказаться слишком велик, а до финальной точки путешествия будет еще далеко.
Сроки эксплуатации шин автомобиля
Cодержание
Введение
Автопокрышки, как и всякие прочие изделия, имеют установленный гарантийный срок эксплуатации. В течение этого времени производитель дает гарантию, что шины сохранят свою работоспособность при условии правильного использования и хранения.
Как определить возраст автошин
Возраст автошин определяется по маркировке, размещенной на боковой стороне, а именно – по дате изготовления. Она представляет собой комбинацию из четырех цифр. Две первые – это номер недели года, две последние – год выпуска.
Например, цифры «1509» означают, что покрышка изготовлена в 15 неделю 2009 года. С этого момента начинается отсчет гарантийного срока, установленного производителем.
Стандарты на сроки эксплуатации автошин
Отечественными стандартами, определяющими минимальный срок эксплуатации покрышек, являются:
- ГОСТ 4754-97 для легковых автомобилей.
- ГОСТ 5513-97 для грузовых автомобилей.
В соответствии с данными нормативными документами общий гарантийный срок службы любых автошин составляет пять лет. В этот период изготовитель гарантирует, что выпущенные изделия при соблюдении рекомендованных правил хранения и использования будут сохранять работоспособность до предельного уровня износа рисунка протектора.
Согласно указанным ГОСТам по окончании срока гарантии возможность дальнейшего применения покрышек на автомашине в зависимости от их технического состояния потребитель определяет самостоятельно.
Важно! В законодательстве РФ отсутствуют нормативные акты, обязывающие автовладельцев заменять шины по истечении срока гарантии. Какие-либо штрафные санкции за это также не предусмотрены.
Сроки хранения авторезины
На законодательном уровне каких-либо конкретных сроков хранения автопокрышек на складах не установлено. По общему правилу период хранения авторезины не должен превышать срок эксплуатации по гарантии, то есть пять лет со дня выпуска. До истечения этого времени авторезина считается новой.
Производители указывают рекомендованный срок хранения своей продукции, который обычно составляет от трех до пяти лет. Однако некоторые импортные автопокрышки известных брендов, таких как «GOODYEAR», «PIRELLI», «BRIDGESTONE» и др., имеют срок службы до 10 лет. Такой срок является общепринятым в большинстве стран.
Важно! Следует учитывать, что во время хранения шины подвергаются естественному старению – резина теряет упругость и эластичность, происходит постепенное растрескивание. Поэтому пребывание автопокрышек в рабочем состоянии во многом зависит от условий сезонного хранения.
Как продлить ресурс эксплуатации покрышек
На срок эксплуатации резины автомобиля влияет множество факторов, основным из которых является пробег автомобиля в зависимости от типа и максимально возможного веса перевозимого груза:
- Легковые автомашины грузоподъемностью до двух тонн – 45 тыс. км.
- Грузовики грузоподъемностью две-четыре тонны – 60 тыс. км.
- Грузовики грузоподъемностью более четырех тонн – 65-70 тыс. км.
К другим немаловажным условиям, влияющим на продолжительность срока службы шин, относятся:
- техническое состояние автотранспорта;
- условия эксплуатации автомашины;
- качество изготовления изделия;
- способы хранения колес в межсезонный период;
- стиль вождения автовладельца;
- состояние дорожного покрытия и т. д.
Срок эксплуатации летней резины автомобиля обычно в 1,5 – 2 раза выше, чем у зимней, за счет более твердого состава резиновой смеси.
Для увеличения ресурса годности автопокрышек нужно соблюдать определенные правила их использования:
- во время движения стараться объезжать неровности на дорогах, не допускать резких торможений и наездов на различные препятствия;
- поддерживать автомашину в технически исправном состоянии, особое внимание обращать на подвеску, рулевое управление, развал-схождение колес;
- перед каждой поездкой осматривать покрышки, контролируя отсутствие механических повреждений;
- еженедельно измерять давление в шинах;
- периодически проверять степень изношенности протектора;
- выполнять балансировку колес при сезонной замене резины;
- соблюдать рекомендованные условия сезонного хранения автошин.
Важно! Комплексное выполнение этих мероприятий позволяет существенно увеличить срок использования покрышек.
Определение окончания срока службы автошин
Определить, что срок эксплуатации колес закончился, можно контролируя ряд технических показателей:
- Степень износа протектора. Определяется по специальным индикаторам на его рабочей поверхности либо путем измерения высоты с помощью глубиномера или простой линейки. Данный параметр не должен быть меньше 1,6 мм для летней и 4 мм для зимней авторезины.
- Видимые механические повреждения: глубокие трещины, порезы, расслоения или разрывы корда, вспучивания на боковых поверхностях и прочее.
- Неравномерный износ рабочей поверхности протектора.
- Отсутствие половины или более шипов на зимних шипованных покрышках.
- Срок более 10 лет с момента выпуска изделия, несмотря на удовлетворительный внешний вид и отсутствие видимых дефектов.
При обнаружении хотя бы одного из этих признаков автопокрышки следует незамедлительно заменить.
Важно! Несмотря на то, что многие изготовители авторезины обещают срок службы своих изделий до 10 лет, на практике замену покрышек обычно осуществляют через 5-7 лет. Срок эксплуатации зимних шин составляет около 4 лет.
При покупке авторезины специалисты не рекомендуют приобретать покрышки, с момента выпуска которых прошло больше трех лет.
Следует помнить, что поддержание автомобильных шин в рабочем состоянии и их своевременная замена являются залогом безаварийной и безопасной эксплуатации автотранспорта.
Сколько служит летняя резина в закладки 4
Многие, особенно начинающие автомобилисты, задаются вопросом о том, как долго может прослужить одна летняя резина. Сколько сезонов можно отъездить без лишнего волнения на одних и тех же покрышках. Экономия – это конечно святое, однако не стоит подвергать себя и своих близких рискам из-за нее.
Как долго служит резина
Как определить, что пора менять покрышки
В выемках протектора шины производители делают маркеры. Как только уровень маркера становится вровень с беговой поверхностью шины, значит ей пора в утиль.
Это называется индикатор износа, и действительно после этого лучше заменить, так как использовать в дальней шей эксплуатации уже нельзя
Диву даюсь, какие иногда умные статьи люди пишут)))
Цит: “Первое и самое яркое свидетельство того, что резину пора менять – это существенное сокращение высоты протектора”
Да ладно…. хто бы мог подумать
Всем доброго времени суток!
1. Что бы не заявлял Производитель (Вендор) – это, к сожалению, НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Вендор заявляет, что резина сохраняет свои свойства в течение ПРИМЕРНО 10 лет ПРИ УСЛОВИИ ЕЕ ПРАВИЛЬНОГО ХРАНЕНИЯ. Я же так понимаю – разговор идет про ЭКСПЛУАТАЦИЮ. Ввиду “…постоянного совершенствования состава… и …технологии производства…” ВСЕ Вендоры вводят в состав СОВРЕМЕННЫХ резин “пластификаторы” с целью ЭКОНОМИИ КАУЧУКА (дорогая штука – каучук, даже ненатуральный). Отсюда МАКСИМАЛЬНЫЙ эффективный срок эксплуатации ЛЮБОЙ СОВРЕМЕННОЙ РЕЗИНЫ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ 5-6 сезонов (в пределе – 5-6 лет)… Увы – к сожалению, сам в этом не раз убеждался (водительский стаж более 25 лет, 5 собственных автомобилей прожиты).
2. Однозначно ответить на вопрос о “нормативном” или “гарантированном” пробеге в принципе неправильный вопрос. Каждый водитель имеет свой собственный стиль вождения, нет “типового” типоразмера резины, а это то же ОЧЕНЬ важный параметр (диаметр колеса больше – износ КОНКРЕТНОЙ точки протектора на поверхности шины ниже ввиду менее частого трения о покрытие дорог), качество покрытия дорог зачастую несопоставимо как по Регионам, так и в пределах ПОТРЕБНОСТЕЙ владельцев авто. По опыту – 13″ шины на колесах “Жигулей/Лад и им подобных” редко проходили по асфальтам и бетонам более 60 тыс.км. (1,5-3 года). При ПРИМЕРНО аналогичных условиях 15″ шины на “Волге” проходили по 90-120 тыс (4-5 лет) и были еще не на пределе глубины протектора (менял по принципу: 5 лет – в утиль или жене на клумбы).
3. ОПЫТНЫЕ водители, не часто меняющие свои “ласточки”, “на дороге”, то есть – при вождении замечают разницу в поведении ИСПРАВНОЙ машины (исправной подвески и рулевого управления как минимум) при ПРАВИЛЬНО “разваленных” колесах и исправных дисках на резине 4 и 5 годов службы и летом и зимой.
К сожалению – резины “как была в СССР-е” сейчас уже нет (даже РЕАЛЬНО импортной – японской-германской-итальянской и пр.пр.пр.) и вариант 20 лет на одних колесах (и ни одной трещинки и эластика на высоте) увы, недоступен.
Недавно один мой родственник, обладавший новым “мини-джипом” от инопроизводителя в возрасте 7 лет “от роду” при ПОЛНОМ ЧЕСТНОМ пробеге менее 80 тыс на резине 17″ “поймал” слет с дороги (Слава Богу скорость 40 – населенный пункт) ввиду “выстрела” на одном “строго иностранном” колесе, купленном вместе с машиной… Увы – печальное подтверждение формулы 6 лет – НА ПОМОЙКУ…
редакторы хоть читают что написали ?
образец из этой статьи – Также для большинства покрышек есть ограничение по пробегу. Оно составляет показатель в 50-60 тысяч километров в год.
клара – 50 – 60 тысячь в год ! и минимум 5 лет !
круть .