Литол или солидол что лучше?
Чем отличается литол от солидола? Сравниваем и разбираем »
Чем отличается литол от солидола? Сравниваем и разбираем
Чем отличается литол от солидола? В первую очередь химическим составом. Это влияет на возможность использования смазок в разных условиях. Поэтому, имеет смысл сначала рассмотреть технические особенности этих веществ.
Это достаточно старое смазочное вещество. Применялся он еще в 30-х годах прошлого века. Производится он путем загущения нефтяного масла (автола) с помощью добавления кальциевого мыла. Это делает его достаточно густым и пластичным. Основным недостатком является низкая температурная устойчивость. Он разрушается уже при температуре в 85° C. Это не позволяет использовать его во многих узлах современных автомобилей.
Применялся этот материал на многих отечественных автомобилях, например, на «Победе». Им смазывали шарниры передней подвески. Подача солидола в деталь производилась с помощью смазочного шприца, при этом, конструкция узла позволяла выдавливать остатки старой смазки вместе с грязью. Этот состав достаточно медленно вымывается водой, что делает очень эффективным использование его в сельхозтехнике.
На данный момент, на рынке представлен в основном . Поэтому, мы будем рассматривать именно его. Хотя, от изначального варианта этот материал отличается не сильно. Для изготовления этого состава используется нефтяное масло плотностью 60-75 г/м3 в смеси с литиевым мылом. Также добавлены антикоррозийные присадки. На данный момент производится по ГОСТ 1987.
Основной характеристикой является высокая теплостойкость. Этот материал может работать без снижения показателей до температуры в 120°. Что дает возможность использования такой смазки в механизмах, склонных к большому нагреву в процессе работы. Используют в подшипниках всех типов, зубчатых передачах, поверхностях трения многих механизмов и машин. В легковых автомобилях используется в подвеске и трансмиссии. В частности, литолом набивают шаровые опоры, шрусы. Также может применяться в некоторых вариантах рулевых реек. Минимальная рабочая температура -40°.
Вещество практически не вымывается водой. Это позволяет применять его в местах с большим уровнем влажности. Обладает высокой механической стабильностью. Это позволяет продлить срок службы состава. Не рекомендуется использовать для смазки деталей из алюминия. При попадании воды литол будет разъедать детали.
Итак, с основными характеристиками мы разобрались. Осталось выяснить, какая смазка лучше для рядового автолюбителя. Для этого, рассмотрим варианты применения обоих веществ в современном автомобиле. Чаще всего, смазку добавляют в шаровые опоры передней подвески. Делается это при восстановительном ремонте детали, а также для продления срока службы. В процессе работы пыльник опоры набивают пластичной смазкой. С точки зрения технических характеристик эти составы подходят одинаково, температура работы опоры не превышает 50°, что позволяет применять там солидол. Но, все современные машины имеют пластиковые кожуха шаровых опор. Солидол склонен разъедать пластик, что ограничивает его применение.
Следующим элементом, который нуждается в постоянной смазке, становятся шрусы переднеприводных машин. Тут также использование солидола не рекомендуется, по причине материала из которого производится пыльник детали.
Смазка требуется еще и ступичным подшипникам. Здесь используются подшипники качения. Соответственно солидол использоваться не может. Причин для этого 2:
-
Низкая устойчивость к нагрузкам;
Солидол и его лечебные свойства при кожных заболеваниях
Солидол — или, как ранее его называли, тавот, — пластичная густая смазка на основе кальциевого мыла. Его функциональная температура — около 70 градусов. Цвет светло-жёлтый или коричневый. Он практически несмываем водой, поэтому его в основном применяют в механической отрасли: в устройствах, которые работают в условиях повышенной влажности и не подвергаются нагреву.
Разновидности средства
Помимо отраслей, напрямую связанных с механикой, солидол используется также в лечебных целях. А садоводы применяют его в чистом виде как садовый вар, смазывая им места срезов на деревьях, чтобы в них не проникли вредители и грибок.
Солидолы бывают двух видов:
- жировые — при загущении индустриальных масел средней вязкости используют жирные кислоты растительного происхождения;
- синтетические — применяются масла синтетических жирных кислот.
Жировые намного качественнее, внешне их трудно отличить, и при их смешивании негативных последствий не бывает.
Солидол и пресс-солидол отличаются по густоте. Пресс-солидол более мягок, но у него ниже верхний порог температуры, и разлагается он при 80 C. Применяют его через пресс-маслёнку, чтобы смазать механизмы.
К солидолам также относится графитная смазка УСсА, которая имеет серебристый оттенок. В состав включено около десяти процентов молотого графита-П, что придаёт ей повышенные противозадирные свойства и токопроводимость. Графитная смазка УСсА была необходима для смазки рессор. А благодаря высокой электропроводности, она использовалась в токопроводящих элементах: антеннах, клеммах аккумулятора.
Смазки подобного типа использовали, чтобы смазывать шарниры передней подвески на большинстве отечественных автомобилей. Их часто заменяли из-за негерметичности шарнира и невысокой стабильности самой смазки, разлагающейся и загрязняющейся во время эксплуатации. При шприцевании новая её порция смазывала шарнир и выдавливала из него загрязнение вместе со старым покрытием.
Солидолы использовали, чтобы смазывать разные малонагруженные труднодоступные пары скольжения: элементы дверных замков, стеклоподъемников, всевозможные рычаги, ручные тормоза, втулки педалей, шарниры дверей и прочее.
Значительно поздние автомобили ГАЗ имели переработанную подвеску, у которой были уменьшенные зазоры конструкции, повышенная шарнирная герметичность, игольчатые подшипники шкворней и совмещённая нижняя пресс-маслёнка, через неё смазывались нижние подшипник шкворня и резьбовая втулка. На применение консистентной смазки в этих узлах с целью предотвращения закоксовывания был наложен запрет. Это заставило техников начать использовать жидкое масло.
Эмульсионную разновидность применяют для охлаждения зон срезки, при механической обработке чёрных металлов.
Из-за водоотталкивающих свойств солидолы применяются как консервационная смазка, чтобы металлические детали и инструменты, изготовленные из быстрорежущих сталей, дольше хранились. В прошлом веке тавот использовали для смазки артиллерийских снарядов в целях консервации.
Преимущества технического солидола
Солидол обладает следующими преимуществами:
- Жировой солидол обладает лучшим качеством, чем синтетические смазки. Можно смешивать различные его марки и не иметь отрицательных последствий.
- Солидол более водостоек, чем литол и циатим.
- Под влиянием больших нагрузок менее разрушаем и дольше храниться, чем циатим. Однако уступает синтетическим смазкам по предельным температурам эксплуатации при обыкновенных нагрузках.
- Не токсичен.
- Не пожароопасен.
Технические характеристики литола
При его изготовлении также использовали «нефтяное масло», только другую плотность. Если на Солидол применялось всё подряд, то на Литол выбирается определённая плотность 60—80 г/м3, а также добавляется литиевое мыло. Были убраны агрессивные составы, которые разъедали силиконовые пыльники, добавлены антикоррозионные примеси для лучшей защиты металлических поверхностей.
Плюсов литол имеет много, и главным считается то, что он легко держит температуру в 120—125 градусов и не разрушается. Функционирует до крайне минусовых температур в 40−45 градусов. Водоустойчив, почти не вымывается водой. Это универсальное средство для чрезмерно влажных мест.
Минусов у литола мало, всего один — он активен, соприкасаясь с алюминием, разъедает его.
Сферы применения
Разница между обычным и медицинским солидолом заключается только в его очистке от примесей и остатков нефтепродуктов. Медицинский используют при лечении псориаза. Учёные доказали его результативность в этом случае.
Внешне это густая жирная мазь с коричневым оттенком, имеющая следующие полезные свойства:
- предотвращает шелушение;
- активирует регенерацию клеток;
- заживляет раны и язвы;
- устраняет зуд и жжение.
После того как медики подтвердили лечебные свойства солидола, его начали добавлять во многие медпрепараты, предназначенные для лечения псориаза, экземы и других кожных заболеваний.
Среди самых популярных и результативных средств стоит выделить:
И хотя солидолом в нашей стране в медицинских целях пользуются более 80 лет, следует знать, что он вызывает аллергию в виде покраснений и прыщей.
Применение при псориазе
Курс лечения заболевания мазями и солидолом не должен длиться более двух месяцев. Этого периода хватит, чтобы избавиться от острых признаков болезни и восстановить кожу. Мазь Карталин, она же Белый салидол, широко используется в дерматологии.
Наносится ровным слоем на двадцать минут. Постепенно время содержания мази на коже следует увеличить до одного часа, чтобы добиться максимального лечебного результата. Наносят мазь перед сном или вечером и обматываются пищевой плёнкой, чтобы не загрязнять вещи. Смывают средство тёплой водой с применением натурального дегтярного мыла, которое, в свою очередь, будет оказывать лечебный эффект.
После того как мазь будет удалена, смазывайте поражённую кожу смягчающим кремом для предотвращения пересыхания эпидермиса.
Важно: Мазь наносится каждый день. Обязательно нужно пройти весь курс, даже если вам стало легче.
- Запрещено применять людям, которые имеют индивидуальную непереносимость компонентов смазки.
- Не разрешается использование во время беременности и грудного вскармливания.
- Нельзя лечить детей до восьми лет.
Способы выведения пятен с одежды
Хотя солидол абсолютно безвреден для человека, нужно быть аккуратней с ним. Попадая на одежду, он оставляет пятна, которые плохо выводятся. Что делать в этом случае?
Можно приобрести в магазине специальные пятновыводители.
Удалить пятно можно ватным тампоном, смоченным в очищенном бензине. Жирное пятно, которое останется, смочить нашатырным спиртом и потереть, а затем отстирать это место средствами для трудновыводимых загрязнений.
В качестве загустителя (речь идет о консистентной смазке) применяется замыливание кальциевыми жирными кислотами. Причем используются исключительно натуральные компоненты: растительного либо животного происхождения. Устаревшее название солидола – тавот.
Рассмотрим подробнее, из чего делают солидол
Основу составляют самые что ни на есть «нефтяные отбросы». То есть фракции, оставшиеся после возгонки бензина. Раньше это сырье называлось нефтяным маслом.
После механической очистки в эту массу (обычно состоящую из разносортицы, главное – соответствовать ГОСТ), добавляют загуститель. Почему используется именно кальциевое мыло?
Солидол жировой по определению не должен быть текучим. Адгезия у него средняя, поэтому надо как-то удерживать смазку на деталях механизма. Замыливание кальциевыми кислотами как раз придает составу отменную пластичность при этом, не превращая его в мед.
Кальциевое мыло хорошо тем, что не приводит к образованию свободных органических кислот. Поэтому технический солидол нейтрален к цветным металлам, что дает возможность использования его в алюминиевых узлах.
Отдельная категория – солидол синтетический. Основа остается прежней: вязкие нефтяные масла. А вот в качестве загустителя, применяются синтетические жирные кислоты. Натуральная смазка обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами, а синтетика просто дешевле.
Солидол жировой: характеристики и применение
- Смазка сохраняет работоспособность в температурном диапазоне от -25°C до +65°C. Это не слишком высокий показатель, ограничивающий возможности применения.
- В нагруженных узлах, где при работе присутствует небольшой нагрев, допускается работа при старте механизма на более низких температурах, до -50°C.
- Температура расплавления: +75°C. Существенным минусом является необратимость процесса. После застывания, смазка не восстанавливается, использовать ее уже нельзя. Поэтому, при нанесении солидола в качестве защитного покрытия, нагрев не применяется.
- Отлично противостоит природным явлениям: ветер, вода, пыль, солнце. Это свойство используется при консервации (в том числе открытым способом) металлических не окрашенных узлов техники. Кроме того, солидол отлично защищает от коррозии.
- Садоводы мажут им свежие спилы деревьев;
- Практически не вымывается водой, даже если узел погружен в нее полностью. Такое качество незаменимо при работе тяжелой техники на бездорожье.
Исходя из перечисленных параметров, лучшая область применение солидола – сельское хозяйство и строительная техника.
Действительно, эта смазка может длительное время работать в условиях сильной нагрузки (только не на высоких оборотах).
Наилучшим образом свойства проявляются на массивных механизмах:
- грубых шестернях большого размера;
- широких цепных передачах;
- подшипниках большого диаметра;
- шарнирных соединениях, работающих с большой нагрузкой и малой интенсивностью;
- блоках подъемных механизмов;
- штоках гидравлических систем (наружная смазка);
- ползунах, направляющих, опорных поверхностях поворотных платформ.
Поскольку смазка не адсорбирует пыль, можно не беспокоиться, что она быстро превратится в абразив. На первый взгляд, это не такое уж важное свойство (вместе с водостойкостью).
При этом оно реально экономит средства при использовании на коммерческой технике. Обслуживание проводится реже (в сравнение с аналогами), техника меньше простаивает.
Характеристики и применение солидола — видео
Когда механики принимают решение, задаваясь вопросом: «литол и солидол в чем разница?», учитываются не только эксплуатационные, но и экономические факторы. К тому же, солидол (даже жировой) имеет вполне доступный прайс-лист.
Заслуженным уважением смазка пользуется у автомобилистов. Чего стоит опыт применения в рессорной подвеске и шкворневых поворотных устройствах передних колес (как на легендарной «Волге» ГАЗ-24).
Еще одна область применения – механические и электроинструменты
Использовать солидол в инструментах с высокими оборотами вала не рекомендуется, мы знаем о проблемах при перегреве. А вот механизмы подачи суппортов фрезерных и токарных станков, редукторы медленного хода, различные ручные (и электрические) лебедки – оптимальный вариант.
Хорошо работает смазка на ленточных транспортерах, конвейерных линиях, шарнирах промышленных роботов. Кроме того, солидолом смазывают петли дверей и ворот, механизмы замков: особенно навесных, которые располагаются на улице.
Пресс-солидол
Вспоминаем старое название: тавот. От него произошла словоформа «тавотница». Это специальный клапан (пресс-масленка) в механической детали, через который внутрь узла впрыскивается смазка.
Для этой процедуры существует специальный шприц-нагнетатель. Он создает необходимое давление, и консистентный состав смазывает механизм.
Разумеется, для такой работы требуется специальная смазка. Обычный солидол или литол не способны эффективно проникать в узкие полости, особенно при пониженных температурах. Учитывая отсутствие визуального контроля наполнения узла смазкой, требуется гарантия качественной обработки.
Подходящими свойствами обладает пресс-солидол. Основные характеристики аналогичны обычному составу:
Однако производитель внес некоторые изменения:
- пресс солидол менее вязкий, при сохранении пластичности;
- увеличен температурный порог до (+80°C), после которого начинается разложение материала.
Жировой солидол представляет собой безопасный для экологии продукт со сбалансированными характеристиками. Однако температурные ограничения не позволяют использовать его повсеместно вместо аналогов.
Исключения составляют лишь высоко оборотистые узлы, которые могут разогреться до температуры +80°C. Однако смазка актуальна не одно десятилетие, и ее не собираются снимать с производства.
Нетривиальное использование именно жирового солидола — интересное видео