Антенна на рацию в машину какая лучше?
Рация, автомобиль, антенна – три единые части
связь на авто Не случалось ли с Вами такого – вы приобрели новую, крутую автомобильную рацию, но, к Вашему разочарованию, оказалось, что она работает хуже, чем у соседа его старенькая и совсем не модная? Вас обманула реклама? Попался бракованный экземпляр?
Успокойтесь – скорее всего, Вы неправильно ее выбрали или установили. Кстати, это очень распространенная ошибка – купив навороченную рацию, люди иногда думают, чтобы она нормально работала требуется всего лишь кусок провода, запрятанный кое-как под обивку салона. На самом деле, антенна для рации, а тем более на машину, это не такое простое устройство, каким оно кажется на первый взгляд. Так что же это такое с точки зрения специалиста?
Давайте разберемся
В нашей стране для радиосвязи на автодорогах выделена частота 27.135 МГц. Это так называемый Си-Би диапазон, который часто еще называют гражданским. А как известно еще со школьной скамьи, характеристики приемника должны соответствовать диапазону частот, на котором она будет работать. Зайдите в любой магазин, торгующий характерным оборудованием – их там море, на любой вкус! Какую же выбрать? Хорошо, конечно, если у Вас есть друг-специалист, который сможет дать квалифицированный совет. А если нет?! Тогда это постараемся сделать мы. Попробуем сформулировать наши требования.
Автомобильная антенна для рации, оптимальные требования:
- Как известно, длина волны диапазона 27.135 МГц составляет 11метров. Эффективная работа принимающего устройства может быть только тогда, когда ее длина кратна волновому размеру. То есть, если мы разделим наши 11 метров на четыре, то получим. почти 3метра! Вряд ли найдутся желающие возить на крыше своего авто такую конструкцию! Выход есть – это подключение через «удлиняющую» катушку, (которые некоторые несведущие люди называют «усилителем»)
- Чем больше длина антенны, тем выше ее коэффициент полезного действия. Вывод – короткие устройства, как бы их не хвалил продавец магазина, эффективными не могут быть.
- Выбирая приемник сигнала, всегда учитывайте конструктивные особенности именно своего автомобиля, заранее определите место, где она будет установлена.
- Важно и еще одно правило, особенно у авто – все электрические соединения должны быть надежны, уметь успешно противостоять вибрациям и коррозии. Лучше всего, если они будут выполнены с помощью пайки или методом специального обжима.
- Устанавливая такое оборудование, всегда помните о том, что ее придется, возможно, снять – во вермя ремонта или профилактики, поэтому автомобильная антенна должна обладать свойством ремонтопригодности.
- Старайтесь установить свою антенну так, чтобы она была выше окружающих ее металлических частей авто – ну это по возможности, конечно.
- Важно: Перед началом эксплуатации проверьте и правильно настройте. Помните, что приемник с коэффициентом стоячей волны (КСВ) больше трех может вывести из строя Ваш передатчик.
Антенны, используемые автомобильной рацией, делятся на две категории – магнитные, уже упомянутые, и врезные – они устанавливаются в специальное отверстие в кузове, или с помощью крепления на нем. Вы заранее должны определить тот способ который оптимален для Вас.
Один нюанс – врезные не комплектуются разъемом и креплением. Их надо приобретать отдельно. Постарайтесь, чтобы обработка поверхности материала, из которого изготовлено крепление, а так же сам материал были достаточно хороши. Лучше всего приобретать изделия проверенных фирм, тем более, что цена за них (в пределах 500 рублей) не является запредельной.
Антенна рации – будь она автомобильная или стационарная, должна соединяться с ней разъемом. В нашем случае, для диапазона ВС, они используются типа PL, который по своему виду напоминает обычный, телевизионный. Но не все разъемы PL одинаковы – между ними имеется различие: каждый из них предназначен для кабеля определённого диаметра и отличаются способом крепления и материалом, из которого они изготовлены.
Крепления делают из высококачественных, высоколегированных сталей. Они изготовлены методом литья и имеют хромированную, а иногда вороненую поверхность, в них предусмотрены ребра жесткости. Иногда попадаются дешёвые экземпляры, изготовленные из силумина, штамповкой – вот их брать, категорически не стоит.
И в заключение напомним, что “шпага на крыше” – это только половина, так как автомобильная составляющая, этого дуэта, то есть сам автомобиль, не менее важен. Поэтому настраиваться она должна непосредственно на нем. Если ее настроят Вам при продаже, то установив на свою машину, настройку придется проводить еще раз. Такой же регулировки требуют и устройства, перенесенные на другой автомобиль. Даже такая, казалось бы мелочь, как изменение угла наклона, требует ее перенастройки.
Любая автомобильная антенна СВ диапазона предназначен а только для вертикальной установки, поэтому для получения максимальной эффективности, именно так и старайтесь ее установить.
Выбираем лучшую рацию для дальнобойщиков: 5 популярных моделей
Несмотря на то, что большая часть водителей общается между собой с помощью мобильных телефонов, есть категория, которая остается верна самому удобному и надёжному методу общения за рулем — использованию радиостанций. Рация в их автомобилях такой же необходимый аксессуар как аптечка, огнетушитель или знак аварийной остановки.
Для любого дальнобойщика крайне важно вне зависимости от качества работы мобильной сети, погодных условий или местонахождения иметь возможность связаться со своими коллегами. Именно из-за этого рация для дальнобойщиков является важнейшей частью автомобиля. Рассмотрим, как выбрать рацию и произвести настройку радиостанции.
Причины оборудования автомобиля радиостанцией
Автомобильная рация для дальнобойщиков является не просто дополнительным элементом в машине, а основным средством связи. На самом деле причин, почему представители этой профессии начали использовать именно такое оборудование, много.
Во-первых, развитие сотовых телефонов в массовом порядке произошло сравнительно недавно. Ещё пару тройку десятилетий назад мобильные телефоны не использовались постоянно и были дорогим удовольствием.
Во-вторых, рация даёт возможность связываться с нужным человеком вне зависимости от того, где он находится. Единственное важное условие при этом — чтобы была правильно настроена частота. В свою очередь даже самые лучшие мобильные операторы далеко не всегда могут обеспечить наличие сети в горах, степях и иных малонаселённых районах.
В-третьих, рации удобно использовать при перемещении не только по стране, но и при выезде за рубеж. Нет необходимости платить роуминг и настраивать его.
Дальность действия радиостанций и их мощности
Рация в машину для дальнобойщиков должна обеспечивать связь на необходимом расстоянии. Более дешёвые модели обеспечивают хорошую связь на расстоянии до 7 — 8 километров, что при длительных поездках является недостаточным. Профессиональные рации с мощными антеннами дают возможность использовать устройство на расстоянии 20 км и дальше. Особенно важно учитывать данный параметр, если планируется много длительных поездок в удалённые регионы.
Немалую роль играет и мощность рации. Если подбирается устройство для личных нужд, то стандартным выбором можно назвать модели 10 Вт. Профессиональным дальнобойщикам необходимо выбирать более мощные варианты, чтобы спокойно чувствовать себя в дороге.
Также есть возможность даже самую слабую рации «разогнать» с помощью специальных усилителей. Такие средства позволяют увеличивать мощность и радиус действия до 10 раз, однако пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как это портит само устройство.
Каналы и частоты радиостанций
Что касается частоты рации, то есть несколько особенностей. Согласно постановлению № 837 РФ дальнобойщики и другие водители могут использовать радиостанцию, если мощность датчика не превышает 10 Вт без регистрации. В остальных случаях, регистрация обязательна. В гражданском диапазоне все дальнобойщики работают на частоте 27.135 МГц, однако доступны также диапазоны от 26 до 30 МГц для свободного общения.
Что касается использования средних частот VHF от 136 до 172 МГц, то на это необходимо получить соответствующее разрешение. При выборе обязательно следует учитывать подобные моменты. Крайне желательно изначально определиться, какая частота вам необходима, и после этого выбирать нужную модель. Если рация будет использоваться в России и ближайших странах Европы и СНГ, то частота 27 МГц прекрасно подойдёт.
Небольшой проблемой является подбор канала. Именно на 15 канале общаются между собой дальнобойщики в разных странах, однако, в зависимости от модели ловить нужную сеть придётся по-разному. Так, если используется частота 27.135 МГц, то 15 канал может находиться:
- в сетке D — MJ600;
- в сетке Е — MJ3031M Turbo;
- в сетке С — ALAN 7Plus.
Необходимо учитывать, что, например в Украине и Белоруссии частоты смещены на 5 кГц.
Типы антенн для рации
При выборе антенны основным параметром является длина штыря. Рации для дальнобойщиков чаще всего оснащаются следующими антеннами:
- С длинным штырём — наиболее мощный вариант, который идеально подойдёт практически любому дальнобойщику. Подобные модели обладают усилением до 6 децибел и способы выдерживать более 1600 Вт мощности. Основным минусом является процесс установки, так как их следует либо закреплять на специальный крепёж, или врезать в автомобильный кузов.
- С коротким штырём — существуют варианты от 650 мм до 1700. Удобны тем, что при езде среди деревьев и иных преград антенна не задевает ничего и не создаёт дополнительное препятствие. Часто такие модели выбирают дальнобойщики, которые ездят по федеральным трассам на небольшие расстояния. Ловят антенны с коротким штырём максимум на 5 — 7 км.
- На магнитной основе — удобны в плане эксплуатации, так как нет необходимости устанавливать стационарное крепление. Также подходит в случае, если необходимо перемещать устройство с одной машины на другую. Идеально подойдут для малогабаритных авто, так как при больших размерах от постоянной вибрации антенны на магнитном основании могут отваливаться.
Функционал радиостанций
Помимо всех вышеуказанных параметров, обратить внимание следует также на следующие возможности:
- кнопка SOS — функция мгновенной связи со спасательными службами крайне необходимо особенно при опасных командировках по горам или загруженным трассам. Такая кнопка размещается на корпусе рации;
- мощность аккумулятора — портативные рации работают, как правило, от небольшой собственной батареи, в то время, как автомобильные модели работают от АКБ. От объёма аккумулятора зависит время работы устройства, поэтому стоит выбирать более мощные модели или иметь с собой запасной вариант.
Популярные производители и модели автомобильных радиостанций
Одними из наиболее надёжных и популярных на сегодняшний день производителей раций для дальнобойщиков являются марки Alan и Megajet. Именно эти производители предлагают идеальное сочетание цены и качества, а также широкую линейку моделей. Рассмотрим некоторые из них:
- Alan 100 Plus — стоимость данной модели не превышает 4 тысяч рублей, а параметры подойдут, как для работы в такси или доставках, так и для дальнобойщиков. Идеально подойдёт для тех, кто не собирается в длительные поездки в удалённые регионы.
- Megajet MJ 100 — стоимость данной модели не превышает 5 тысяч рублей, однако по мощности и остальным показателям она сильно выигрывает у предыдущего варианта. Имеется функция, которая позволяет сохранять все настройки.
- Megajet MJ 150 — ещё одна популярная модель, которая по стоимости не превышает 5 тысяч рублей. Подойдёт для недолгих поездок по городу и недалеко за его пределами.
- Alan 9 Plus — врезная рация, идеально подходящая, как для малогабаритных, так и для крупногабаритных автомобилей. Обеспечивает надёжную постоянную связь и длительное время бесперебойной работы.
- Alan 42 Plus — данный вариант может использоваться и в качестве стационарной рации, и в качестве мобильного переносного варианта. Очень удобен в эксплуатации, а также лёгок в настройках.
Выбирая рацию для дальнобойщика особое внимание следует уделить не только техническим или физическим параметрам, но и тому, насколько удобно самому водителю пользоваться ей. Рация не должна мешать в салоне автомобиля, она должна удобно располагаться в руке, а использование не должно вызывать затруднений. Всё это очень важно, так как дальнобойщики проводят много часов подряд за рулём и ничего не должно отвлекать их внимание.
Регистрация радиостанции и получение позывного
В первую очередь необходимо определиться, в каком случае регистрация необходима, а в каком нет. Если использоваться рацию в гражданском диапазоне СВ, то нет необходимости получать позывной и регистрировать устройство. Однако если планируется работать на других диапазонах, то процедура является обязательной.
Для того, чтобы получить собственный позывной следует выучить ряд вопросов и сдать соответствующий экзамен. Сделать это можно в любом радиоклубе вашего города. После успешной сдачи выдается категория (от 1 до 4). Затем следует обратиться в Радиочастотный центр для получения свидетельства об образовании вашего позывного сигнала.
Следующий этап — обращение в Государственную комиссию по радио частотам. В данной инстанции будет определено на какой полосе частот вы сможете работать. Последний шаг — процедуры учета радиопередатчика в Роскомнадзоре. Для этого требуется со всеми вышеизложенными документами обратиться в территориальное управление и пройти проверку. В течение 10 дней вам выдадут свидетельство о регистрации и с этого момента можно законно использовать рацию.
Автомобильная рация – это прекрасное средство для общений в дороге: вызвать подмогу, предупредить об аварии, рассказать о качестве асфальта или внезапной проверке ДПС. Уверенный прием сигнала и дальность связи выступают в роли ключевых характеристик, за обеспечение которых отвечает антенна для рации. Чаще других ее приобретают представители «профессии на колесах»: дальнобойщики, таксисты, курьеры, водители маршрутных такси. А вот пользователей с меньшим водительским опытом многообразие форм, видов и технических особенностей антенн для рации на автомобиль способно завести в тупик.
В этой статье подробно рассмотрим какие бывают антенны для автомобильной рации, в чем отличия между модификациями и как подобрать оптимальный вариант для конкретного случая.
По тактико-техническим характеристикам антенны для автомобильных радиостанций глобальных отличий не имеют. В большом городе все страдают от помех по причине отражения сигналов. Удаляясь от передатчика, постепенно теряют прием. Тем не менее, лучшие антенны для рации способны в 1,5 – 2 раза увеличить стандартную дальность связи, описанную в инструкции к радиостанции.
Чем длиннее – тем лучше?
Действительно, чем больше длина, тем выше КПД. Для наилучшей работы на диапазоне 27 мГц эксперты советуют приобретать антенны для раций с длинным штырем – до 200 см. Подобные модели обычно максимально усилены – до 5-6 дБ – и выдерживают мощность до 1500 Вт и выше. Пример – антенна Lemm AT-2001 Turbo. Ее высота – 2 метра, мощность – 2000 Вт, коэффициент усиления – 6,5 дБ. Высокие характеристики сделали эту модель одну из самых популярных среди дальнобойщиков.
Есть и минусы. Длинная антенна для рации может стать помехой при парковке в гараже, и в целом не особо удобна в пользовании, поэтому антенны с более коротким штырем также востребованы. Длина может быть 170, 150 и даже 90 см. Коэффициент усиления меньше – до 3 дБ максимум. При этом штырь не задевает ничего вокруг себя. Связи в пределах 5-7 км, которую обеспечивают такие модели, многим достаточно. Стоят они вдвое меньше длинных. К примеру, антенну для рации Lemm AT-900 Z-2000 с высотой 90 см и небольшим усилением (1,2 дБ) приобретают водители грузовых автомобилей и автобусов, которым приходится часто бывать в плотном транспортном потоке.
Навечно или временно?
Антенны можно условно разделить по способам крепления. Выделяют магнитные антенны для рации и врезные с кронштейном. Как следует из названия, одни являются съемными и держатся за счет магнитного основания. Другие устанавливаются «навсегда».
Устройства врезного типа крепят, как правило, к водостоку на крыше машины. Такой тип крепления имеют все антенны с длинным штырем, поэтому выбирают их, в основном, дальнобойщики и таксисты, которым требуется качественная связь на больших расстояниях. Пример: Optim СВ-2001 – полный аналог Lemm AT-2001 Turbo. Антенна для рации «Оптима» высотой в 2 метра обеспечивает устойчивый сигнал на дистанции в 15-20 километров. При заезде в гараж «усы» можно убрать, защитив от механических повреждений. Для этого у основания имеется специальный винт.
Установки на магнитной основе хороши тем, что их можно без особого труда снять с крыши, убрать в салон или переставить на другой автомобиль. Наиболее популярные модели этого типа выпускает марка MegaJet. Например, антенна для рации «Мегаджет» 145 MAG 160 при высоте в 1,49 метра обеспечивает устойчивую связь на расстоянии 10-15 км. Безусловным преимуществом является большой диаметр магнитного основания, что гарантирует крепкое сцепление с поверхностью автомобиля. Это решает главную проблему магнитных антенн – неустойчивость и возможность оторваться на большой скорости.
Важно: в попытке уберечь краску кузова не стоит подкладывать под основание крепления тряпки или полиэтиленовые пакеты. Во-первых, достигается обратный эффект, поскольку быстро набивается пыль и проникает влага. Во-вторых, ненужные «посредники» заметно снижают производительность устройства. А иногда и вовсе сводят его на нет.
При выборе необходимо учитывать и другие параметры: ремонтопригодность антенны и ее механическую надежность. Специалисты интернет-магазина по продаже радиоаппаратуры «Радио433» готовы предоставить подробную консультацию и помочь выбрать оптимальную модель. Купить антенну для автомобильной рации в Санкт-Петербурге можно и в одноименной торговой точке на авторынке «Маршал» по адресу Северный пр., д. 5, секция 328. И последнее: при установке все разъемы и кабели обжимают или запаивают. Ненадежные соединения отрицательно сказываются на качестве связи. Перед тем, как приступить к работе, устройство следует настроить на рабочую частоту.