Mbmsystems.ru

Как сделать съемник шаровых опор своими руками?

Съемник шаровых опор своими руками – как снять шаровую без съемника на ВАЗ 2107, 2109, 2110 и Ланос

Классический съемник шаровых опор – обязательный элемент базового инструментария каждого аккуратного автомобилиста. Но если вдруг подходящего инструмента не оказалось поблизости – Вы всегда можете собрать съемник шаровых опор своими руками. О том, как это сделать, чем заменить в «полевых» условиях, и как работать со съемником далее в нашей статье.

На фото – примеры съемников шаровых опор

Форма элементов шаровой опоры и строение данного соединения на большинстве автомобилей имеет конусную форму. А длительная эксплуатация и плотная посадка деталей полностью лишает шансов разобрать соединение вручную: без специального съемника не обойтись.

В зависимости от строения ходовой части автомобиля и труднодоступности расположения шаровой опоры, мы выбираем один из трех видов съемников:

  • Винтовой;
  • Рычажный;
  • Клин (съемник-вилка + молоток).

Не смотря на разные названия и внешний вид – принцип действия у них одинаковый: небольшим усилием (прокручиванием гайки или простукиванием молотком) палец шаровой опоры выпрессовывается из посадочного места. Используя специальный инструмент, даже новичок справится с демонтажем на отлично: когда расстояние между элементами съемника достигнет максимального значения, инструмент спровоцирует характерный щелчок. Это означает, что крепление ослабло, и шаровая опора без труда выпадет из посадочного места.

Сегодня Вы узнаете, как сделать съемник для шаровых опор из подручных материалов: самодельный инструмент поможет сэкономить на приобретении разных видов съемников и набраться опыта в снятии шаровых из труднодоступных мест.

Съемники шаровых своими руками: от простого к сложному

Первый тип съемника, к которому обращаются 100% владельцев ВАЗов и Ланосов, а также 90% всех автомобилистов – универсальный винтовой съемник. Он компактен, прост в обращении, в конструкции и подходит практически для любой шаровой опоры.

Все, что необходимо для самодельного винтового съемника с разжимным принципом действия – это:

  • Прут с гранями (длина – 7см, толщина – 17-19см);
  • Дрель по металлу;
  • Метчик для нанесения резьбы внутри прута;
  • Болт М8.

Остается лишь воспользоваться подготовленными инструментами: высверлить отверстие в пруте и сделать внутри резьбу. Вкрутить болт в отверстие прута.

Готовый съемник идеально подойдет для снятия шаровых в ВАЗ 2107:

Подготовить соединение к демонтажу: открутить стопорную гайку, не снимая ее.

  • Установить самодельный съемник таким образом, чтобы шляпка болта на съемнике упиралась в тот палец, который нужно снять.
  • Воспользовавшись одновременно двумя гаечными ключами, выкручиваем болт съемника до тех пор, пока не достигнете желаемого результата.
  • Каждый раз при снятии разворачивайте съемник болтом к выкручиваемому пальцу (то есть для снятия нижней шаровой опоры съемник переворачиваем).

На фото – примеры самодельных съемников и их применения

Более сложный тип съемника – винтовой. Для него понадобятся:

  • Круглый металлический прут 10-12 мм в диаметре длиной 15-17 см;
  • Тиски и молоток для загибания прута;
  • Плашка для резьбы снаружи прута;
  • Гайка, подходящая по диаметру к толщине прута;
  • Болгарка и дрель для клина;
  • Металлическая пластина 2х8 см и толщиной 0,5см (с приваренным основанием клина).

Схема сборки усложняется дополнительными манипуляциями:

  • Согните прут при помощи тисков и молотка в соотношении 1:3 (короткое плечо – 5 см, длинное – 10-12 см).
  • Сделайте резьбу снаружи прута на длинном плече.
  • Из металлической пластины изготовьте клин и сделайте отверстие, чтобы надеть клин на прут, а также отверстие под палец шаровой опоры.
  • Наденьте готовый клин на согнутый прут-заготовку, а следом за ним – подходящую гайку, таким образом, чтобы клин «хорошо ходил».

Самодельный винтовой съемник готов. Такими инструментами можно пользоваться при плановой или экстренной замене шаровых опор на Ланос, Ваз 2109, 2110, а также других автомобилях отечественного и иностранного производства.

Когда менять шаровую опору и как это сделать без съемника

Врачи и фармацевты говорят, что самолечение может нести опасность для нашего здоровья. Но в случае внезапных поломок автомобиля в дороге за здоровье свое, пассажиров и четырехколесной «ласточки» мы отвечаем самостоятельно.

Читать еще:  Почему не приходит налог на машину?

Что делать, если вдруг:

  • Передние колеса стали неконтролируемо «вилять»;
  • Вы заметили износ шин с подозрительной неравномерностью;
  • При скорости 40-50 км/ч на неровной дороге в салоне слышен стук (в зоне передних колес);
  • Появились скрипящие звуки спереди во время усиленного поворота рулевого колеса.

Эти признаки – тревожный знак неисправностей ходовой части, а именно шаровых опор автомобиля. Игнорирование их приводит к потере контроля управляемости транспортного средства, повреждению частей кузова и даже к аварии.

Незамедлительно приступайте к ремонту или реанимации ходовой, если Вы знаете, как снять шаровую опору и владеете в момент поломки полным набором необходимых инструментом и запчастей.

А если Вы знаете, как снять шаровую без съемника, то можете стать спасителем для попавшего в беду товарища-новичка или выручить самого себя. В таких случаях можно воспользоваться монтировкой и молотком, которые наверняка найдутся в каждом гараже. Кроме импровизированного съемника Вам понадобится:

  • Домкрат;
  • Средство для удаления коррозии;
  • Гаечные ключи на 17 и 19.

Последовательность действий предельно проста: когда средство против ржавчины подействует, открутите стопорную гайку пальца шаровой, но не снимайте (она должна сравняться с осью пальца).

На фото – способ снятия шаровой опоры монтировкой и молотком

Затем монтировку зафиксировать, чтобы один ее конец надавливал на рычаг подвески. Постукивая молотком по рычагу, дождитесь, пока рычаг сдвинется с пальца. После этого можно открутить оставшиеся гайки и демонтировать шаровую полностью.

Такой способ, как и снятие при помощи клина, может привести к повреждениям пыльника. Поэтому использовать его следует в крайнем случае.

Делаем универсальные съемники шаровых опор

Тем. кто ремонтирует автомобиль собственными силами в гараже, известно. что многие виды работ вряд ли можно сделать без приспособлений, в частности – без съемников. В магазинах обычно их можно купить по предварительному заказу, исполнения которого приходится ждать иногда довольно долго. Цена этого механизма тоже немалая.

С помощью предлагаемых вниманию читателей самодельных приспособлений можно извлекать пальцы шаровых опор из конических отверстий рычагов и тяг без повреждений деталей. Причем съемники почти универсальные и пригодны для ремонта соответствующих (да и других) узлов большинства автомобилей. и не только легковых.

Материал для изготовления съемников можно подобрать и приобрести в любом пункте приема черного металлического лома.

Съемник винтовой для снятия шаровых пальцев

Основные детали съемника изготовлены из стальной полосы сечением 18×3 мм общей длиной 460 мм. Также подойдет и круглый пруток диаметром 18 мм, но его нужно доработать: от фрезеровать или сточить напильником с противоположных сторон параллельные грани с расстоянием между ними 13 мм. Для изготовления съемника потребуются, кроме обычных инструментов (ножовка по металлу, напильники, пассатижи и др.), «болгарка» и сварочный аппарат.

Конструкция съемника несложная и понятна из рисунка и фотографий.

Планка (верхняя деталь) сварена из двух полос сечением 18×13 мм (хотя можно подобрать и одну, таких же размеров). Длина каждой полосы – 95 мм. В планке, почти по центру, выполнено резьбовое сквозное отверстие М12, а у конца вырезан паз длиной 20 мм, шириной 13 мм и глубиной 2 мм под фиксирующий винт М12х55 (чтобы планки не поворачивались одна относительно другой). Клиновая вилка (нижняя деталь) сварена из трех полос: две полосы длиной по 95 мм по краям, в середине – полоса длиной 55 мм. На заготовках в местах сварки предварительно снимаем фаску 3×45° по всей длине. Сварные швы следует обстучать и зачистить.

Снизу передней стороны нижней вилки делаем скос, получая односторонний клин. Опять, почти по центру, как и в планке, выполняем сквозное резьбовое отверстие М12, а у конца – М10 – под фиксирующий винт М 10×55.

И последняя деталь – втулка длиной 40 мм внутренним и наружным диаметром 13 и 18 мм соответственно. Втулку можно заменить набором гаек М14.

Читать еще:  Как правильно шпаклевать и грунтовать машину?

Принцип работы съемником простой. С шарового пальца скручиваем гайку и заводим вилку под рычаг, планка при этом упирается в торец шарового пальца. Фиксирующим винтом регулируем высоту. Силовой винт закручиваем до упора с усилием, но переусердствовать (затягивать слишком сильно) не следует, лучше подождать немного -палец может выйти из конического отверстия рычага сам. При необходимости стукнете молотком сверху по вилке.

Съемник-вилка

У кого же нет ни денег, ни станков, и даже хороших слесарных навыков, предлагаю изготовить самому очень простой и надежный съемник.

Материал: стальной пруток диаметром 18 мм. Съемник сварен из трех деталей в виде вилки.
Для изготовления потребуются «болгарка» (хотя можно обойтись ручной ножовкой по металлу и большим драчевым напильником) и сварочный аппарат (если его нет, то можно обратиться к сварщику даже невысокой квалификации).

Принцип работы съемника очень простой. Сначала отвинчиваем гайку с шарового пальца. Вставляем вилку съемника между рычагом и тягой насколько можно (до упора) и ударяем молотком по штырю. Если надо – удар повторяем до тех пор, пока стержень шарового пальца не выйдет из конического гнезда рычага.

Съемник шаровых опор – нужен ли этот инструмент рядовому автовладельцу?

Как у человека со временем изнашиваются суставы, так и в автомобиле стираются шаровые опоры, сделанные по принципу этих самых органических сочленений. Естественно, наша обязанность вмешаться. В чем нам поможет съемник?

Когда и как менять опоры?

Замена изношенного металлического соединения в машине сродни операции по приведению в порядок стертого в процессе долгой жизненной «эксплуатации» живого «шарнира». Однако присутствие хирурга тут совсем необязательно, замена шаровой опоры на личном авто доступна любому владельцу, хоть это и не слишком приятная процедура.

Первая неприятность состоит в том, что просто так шаровая опора не ломается. Обычно такой подлый случай происходит в самый неподходящий момент, к примеру, когда водитель, да еще со всей своей семьей, перевозят на крыше Жигулей холодильник, и во время поворота или объезда какого-либо препятствия автомобиль вдруг с треском «проседает» на одну сторону. То есть первое условие поломки – непосильная нагрузка на шарниры. Чтобы предупредить возникновение подобных случаев, нужна периодическая диагностика ходовой части.

Сломанная шаровая опора

Если есть малейшие подозрения в неисправности шаровых опор, проверку можно провести тремя основными способами.

  1. Поддомкратив «подозрительное» колесо, возьмите его за верхнюю и нижнюю части и ощутимо покачайте. Если люфт есть, пора менять опору.
  2. При наличии ремонтной ямы или эстакады возьмите монтировку и, расположившись под днищем автомобиля, поместите ее между краем шаровой опоры и нижним рычагом рулевого управления. Попробуйте сделать нажим вверх. Здесь также не должно быть люфта.
  3. Самый точный способ (хоть и самый трудоемкий) – это снять опору, зажать ее в тисках и попробовать рукой подвигать шаровой палец в различных направлениях. Если это вам удается легко, деталь пришла в негодность, и необходима ее срочная замена.

Вот как раз насчет третьего способа и пойдет речь, так как, установив факт необходимости замены, требуется специальный съемник, с помощью которого необходимо будет произвести распрессовку шарового пальца.

Чем нам поможет съемник?

Почему именно съемнику оказывается такое внимание при замене шаровой опоры? Дело в том, что срок службы этой детали довольно долгий, и ее составные части в результате нагрева, силы трения и коррозии «прикипают» друг к другу. В частности, довольно частое явление – «сваривание» конуса и гнезда. Простыми инструментами, которые находятся в обычном автомобильном ремкомплекте, съемника может и не оказаться. Некоторые мастера очень просто разрубают этот «гордиев узел», воспользовавшись кувалдой и газовой горелкой. Но такое решение может грозить тем, что менять придется еще и рулевые тяги.

Дабы не прибегать к варварским способам, следует заранее озаботиться приобретением съемника шаровых опор. Благо, стоимость их адекватна, вариантов приспособлений великое множество, а потому никаких проблем нет. Но не каждый готов тратиться на инструмент, который хоть и полезен, но сможет пригодиться всего лишь один раз за весь срок владения автомобилями.

Читать еще:  Бьет током от машины что делать?

Принцип, который лежит в основе любого инструмента, призванного извлечь шаровой палец из запрессованного гнезда, это способность преодолеть довольно значительное усилие, препятствующее этому. За годы своего существования человечество не изобрело ничего лучше, чем рычаг и винт, которые и лежат в основе любого съемника. Кроме этих хрестоматийных приспособлений в инструменте обязательно присутствует клин. Если кто-либо видел гвоздодер, то поймет, о чем идет речь.

Инструмент для извлечения шарового пальца из запрессованного гнезда

Только применять такое устройство, помогая ему с помощью молотка «подлезть» в пространство между головкой «шарика» и гнездом, неудобно. Почти со 100% вероятностью резиновый пыльник будет порван. Именно поэтому на помощь приходят другие инженерные решения, помогающие извлечь палец аккуратно и красиво.

Инструментом, который аккуратно вынимает из гнезда шаровой палец, да еще и не портит ничего вокруг, можно считать гибрид гвоздодера и небольшой струбцины. С помощью первого подводятся металлические «лапки» под «шарик». Второе устройство, составляющее одно целое с первым, предназначено для аккуратного отделения детали от гнезда. Достигается это за счет постепенного закручивания воротка, давящего на сам палец и постепенно отделяющего его от корпуса. Кстати сказать, иногда самодельные приспособления справляются со своей задачей гораздо лучше, чем покупные, и кто имеет хотя бы небольшие навыки слесарного дела наверняка сможет сделать его своими руками.

На ценниках в магазинах можно еще встретить слово «универсальный» в отношении съемника. Особенностей тут немного, строение позволяет использовать его не только для выпрессовки шаровых опор, но и для работы с рулевыми наконечниками. Изготовить такое приспособление своими руками куда сложнее, тут уже лучше прибегнуть к продукции массового производства или взять универсальный инструмент у знакомых.

Процесс замены шаровой опоры

Если «рука набита», замена шаровой опоры своими руками – дело несложное. Первое время, конечно, придется изрядно повозиться. Сначала автомобиль следует поставить на ровную площадку, что делается всегда, когда предстоит работа с домкратом. Установите подъемное устройство, но не поднимайте сразу кузов с нужной стороны, а вначале ослабьте болты, крепящие колесо. Вывесив нужную сторону на домкрате, открутите болты полностью. Сняв колесо, отсоедините гайку шарового пальца и крепеж, который держит поворотный кулак. С помощью съемника распрессуйте опоры.

Замена шаровой опоры своими руками

Теперь вам понадобится помощь: кто-то должен с помощью монтировки отжать нижний рычаг, чтобы вы могли не спеша и аккуратно удалить стертый шаровой палец. После удаления старой опоры новая вставляется в гнездо, а ассистент медленно отпускает рычаг под вашим чутким руководством. Вам необходимо направлять тягу так, чтобы палец четко лег в проушину. Когда все детали оказались на своих местах, необходимо наживить болты и гайки. После нужно смазать палец и трущиеся части солидолом или другой густой смазкой, а затем затянуть крепления.

Вот и вся премудрость. По поводу того, какой съемник для шаровых опор в вашем случае лучше – самодельный или покупной – сказать что-то определенное сложно. Как вы поняли из описания, само приспособление не столь уж сложное, но для изготовления его своими руками все-таки надо иметь хоть какие-то навыки. Если таковых нет, приготовьтесь к походу в автомагазин, где самое дешевое из них, в виде вилки, стоит от 600 до 1000 рублей.

Если приобретать модификацию с «воротком», то можно выложить от 2500 до 8000 руб. Гидравлический набор может достигать стоимости в 12–15 тысяч рублей. В то же время для разовых работ вполне можно обойтись либо приспособлением, взятым на время у соседа по гаражу, либо заказать его изготовление в любой автомастерской. Вряд ли есть смысл в подобном приобретении, если вы не профессиональный автослесарь, и замена шаровых опор не одна из ваших непосредственных обязанностей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector