АКПП робот или автомат что лучше?
Что лучше: “робот” или “автомат”?
Любой автолюбитель, когда задумывается над вопросом покупки нового автомобиля или авто с пробегом, решает задачу, с какой коробкой передач покупать машину. И достаточно часто именно этот выбор ставит человека в тупик.
И если в вопросе выбора между автоматом и механикой все относительно понятно, то роботизированные коробки передач вызывают у автолюбителей немало вопросов. Поэтому мы сегодня расскажем своим читателям о том, чем отличается робот от автомата, попытаемся выяснить, что лучше: робот или автомат.
Ведь нужно учитывать все особенности автоматической и роботизированной коробки передач, их недостатки и преимущества. В чем отличия, условно говоря, робота и автомата, их плюсы и минусы. И перед тем как выбрать автомобиль с той или иной коробкой, нужно все тщательно взвесить.
Автоматическая коробка передач
Автоматическая коробка передач состоит из двух основных модулей: гидротрансформатора и редуктора. Основная функция гидротрансформатора – плавное переключение скорости, вернее, плавное и без рывков переключение передач. В определенной степени гидротрансформатор выполняет задачу сцепления, которое есть на автомобилях с механической коробкой передач.
Редуктор автоматической коробки передач имеет несколько пар шестеренок, которые находятся в зацеплении. Редуктор АКП имеет несколько ступеней: 4, 5, 6. И возможности у разных по количеству ступеней АКП, совершенно различные.
АКП обеспечивает простое управление автомобилем. Не нужно выжимать и отпускать сцепление, не нужно думать о переключении передач, не нужно думать, как правильно тронуться с места. За все это отвечает автоматика, освобождая водителя для внимания за дорогой.
Если рассматривать гидротрансформатор в качестве аналога сцепления, становится очевидно, что по сравнению с традиционным сцеплением, привести в негодность этот механизм, так быстро, как это происходит с классическим сцеплением у новоиспеченных водителей, невозможно.
АКП не создает таких нагрузок на двигатель, как это может происходить с механикой. Переключение скоростей происходит без лишнего увеличения числа оборотов. Таким образом, ресурс двигателя не расходуется впустую.
За счет использования гидротрансформатора снижается нагрузка не только на двигатель, но и на ходовую часть автомобиля.
Автомобили с АКП имеют пассивную систему безопасности. В случае если автомобиль стоит на уклоне, он покатиться не может.
Для шестиступенчатой АКП характерен меньший расход топлива.
Автомобили с АКП не имеют такой динамики разгона, как это есть на автомобилях с механикой.
На четырех и пятиступенчатых АКП расход топлива значительный. Особенно это проявляется на четырехступенчатых автоматических коробках.
В целом автомобили, на которых установлена АКП, имеют меньший КПД. Это происходит из-за того, что значительные потери КПД происходят в гидротрансформаторе.
Сама автоматическая коробка передач стоит дорого. Это не может не сказаться на общей стоимости автомобиля. Помимо этого дорого стоит ремонт и обслуживание АКП.
В АКП используется большой объем масла. Причем масло это дорогостоящее. И это все накладывает свой отпечаток на стоимость обслуживания.
Автомобиль, на котором установлена автоматическая коробка, менее динамичен. Т.е. разгон на нем занимает гораздо больше времени, чем это происходит на механике или на автомобилях с роботизированной коробкой передач.
Существует определенная инерция в переключении передач. Т.е. автоматическая коробка работает с небольшой задержкой.
Если начало движения происходит на склоне, может произойти определенное скатывание назад.
Роботизированная коробка переключения передач
Теперь, чтобы выяснить, чем отличается робот от автомата, разберем особенности, плюсы и минусы роботизированной коробки передач.
Все коробки передач этого типа можно разделить на два вида. Первый вид роботизированной коробки передач предполагает, что имеется, по сути, механическая коробка передач, имеющая автоматическое управление.
В такой коробке переключение передач выполняется при помощи электроники. Таким образом, у такого устройства нет традиционного сцепления. Одновременно с переключением передач при помощи автоматики, может происходить переключение в ручном режиме, как на обычной механике. В таком случае на автомобиле устанавливается сцепление.
Для таких коробок передач характерно прерывание крутящего момента, поэтому могут возникать провалы при переключении скоростей.
Второй тип роботизированных коробок более совершенен. Такие коробки передач используются в автомобилях спортивного класса. Именно в тех машинах, которые участвуют в гонках. Специфика таких роботизированных коробок состоит в том, что имеются две системы сцепления, которые отвечают за различные передачи. Благодаря наличию двух систем сцепления и прямому включению, скорость переключения передач максимальная. Это очень важно в спорте.
Плюсы роботизированных коробок передач
Если рассматривать первый тип роботизированной коробки переключения передач, то их недостатки проявляются гораздо больше, чем их достоинства. Система достаточно сырая.
Но, тем не менее, у нее есть свои преимущества по сравнению с АКП.
Роботизированные коробки передач более экономичные, по сравнению с АКП. Их экономичность находится на одном уровне с механическими коробками.
Роботизированная коробка стоит дешевле, чем АКП, к тому же она дешевле в обслуживании и ремонте. Потребляет меньше масла, чем АКП.
Вес роботизированных коробок меньше, чем коробок-автоматов.
Могут использоваться специальные системы переключения передач, расположенные на руле, которые делают переключение скоростей весьма быстрым. Таким образом, динамика у автомобиля гораздо выше, чем у автомобилей с автоматами.
Минусы роботизированных коробок передач
По сравнению с АКП переключение скоростей происходит не настолько плавно. Рывки автомобиля во время переключения весьма ощутимы.
Существует определенная задержка после включения нужной передачи и началом ее выполнения.
Практически любая остановка требует переключения рычага в нейтральное положение, чего нет в автомобилях с АКПП.
Любые пробуксовки при движении негативно сказываются на ресурсе роботизированной коробки передач. Т.е. такая коробка подходит в основном для твердых дорожных покрытий.
Во время начала движения происходит определенный откат. Хотя и небольшой.
Таким образом, в вопросе о том, что лучше робот или автомат, не может быть однозначного ответа. Если бы один вариант был однозначно хуже другого, производители выпускали бы автомобили с коробкой передач лишь одного типа. Другое дело, что вопрос выбора КП индивидуален, и каждый автолюбитель решает его самостоятельно, опираясь на свои представления об удобстве и комфортности управления автомобилем.
«Механика» и «автоматы» в лице «гидромеханики», вариатора и «робота»: что лучше
Некогда на автомат поглядывали искоса, дескать, какое же здесь удовольствие от езды, когда машина наполовину управляет водителем. Со временем комфорт взял верх и теперь автоматической коробкой даже в бюджетном сегменте никого не удивить. Более того, под занавес 2019 года в автомобильном мире прозвучала новость о стремлении GM в 2020 году запустить в серию беспилотную машину, у которой нет ни руля, ни педалей, а уж касательно механизма переключения скоростей и подавно выбор сделан в пользу автоматической трансмиссии. Перспектива для ценителей водительского мастерства жуткая, но вернемся к масс-маркету. За что любят механику, уважительно относятся к классической АКПП и обходят стороной CVT и DSG – отвечает редакция Autostadt.su.
Различия в конструкции: чем отличается «механика» от автоматической трансмиссии, а классический «автомат» – от вариатора и «робота
Разговоры о конструктивных особенностях затеваются с той целью, чтобы выяснить особенности в ездовых качествах, слабые места и в конце концов определить, какой агрегат надежен, а какой потребует немалых вложений уже в конце гарантийного периода. К примеру, механическая КПП – эталон неприхотливой и простой в ремонте трансмиссии: синхронизаторы, подшипники и шестеренки меняются в ходе капитального ремонта, который наступает по разным меркам в районе 200-300 тыс. км. Раньше приходится менять только сцепление, ресурс которого во многом зависит от стиля вождения. Однако спешим предупредить, идеальных трансмиссий нет: тут, как и в вопросе цепи или браслеты противоскольжения – четкого совета приобретать то или иное нет, но все знают, что цепи оставались и остаются беспроигрышным вариантом.
Опустив научную терминологию, классическую «пятиступку» можно сравнить с цилиндрическим редуктором, который состоит из валов, держащихся на подшипниках. На валах установлены шестерни, передачу момента через каждую из которых мы фиксируем рычагом переключения передач, расположенным в салоне. Нет смысла излагать суть перебора передач – этот процесс лучше изучать не текстово, а руководствуясь видеоматериалом.
В МКПП может не нравиться лишь один момент – то самое ручное переключение скоростей. Новички сетуют на тягость обучения чувству сцепления, а гонщики отмечают, что момент переключения занимает слишком много времени, отчего теряется скорость.
«Автоматом» же ныне принято называть все что ни попадя. К этому классу отнесли и классический гидромеханический агрегат, и вариатор, и роботизированную трансмиссию. Однако в беседе с инженерами и механиками под «автоматом» всегда понимали и понимают АКПП, в основе которой лежит гидротрансформатор, выполняющий роль сцепления, и набор планетарных редукторов с фрикционами, блокирующими вращение шестерен.
На примере простого пояснения компоновки автоматической коробки мы уже видим технически нагруженный термин – гидротрансформатор. Это сложное устройство на базе нескольких колес с лопатками, передающее момент только за счет давления масла. Масло используется не только в этом агрегате, гидроавтоматика – это хороший инструмент для управления теми самыми фрикционами. Как это работает, лучше оценить на видео. Мы лишь отметим, что там, где гидропривод, там всегда необходимо высокое давление смазки и система каналов, а это дополнительные насосы и корпуса с тонкими каналами (гидроблоки), трудоемкие в изготовлении и требовательные к чистоте и качеству масла.
Гидроаппаратура, немыслимая в современном представлении без электроники, добавляет изрядной сложности агрегату. Впрочем, чем меньше электронных приспособлений, тем более механичным выглядит агрегат, а значит, замечаний в адрес надежности быть не должно. По гидрочасти можно провести аналогию с системой смазки двигателя: правильное масло и сокращенный срок его замены позволяют надолго забыть о том, что вы эксплуатируете высокотехнологичный агрегат.
Что же касается практической ценности вышесказанного, то добротно обслуживаемые АКПП выхаживают от 300 000 до 400 000 км без капитального ремонта. Все жалобы после 100 000-150 000 км на якобы «пинание» или нечеткое включение передач связаны с несвоевременной заменой масла, отчего маслонасос не развивает требуемого давления и заблокированные фрикционы начинают прокручиваться. При такой неисправности у трансмиссионного масла появляется ярко выраженный горелый запах.
На что могут сетовать владельцы автомобилей с АКПП, так это на отсутствие резких ощущений при разгоне. Впрочем, замечания по поводу динамики уместны для устаревших четырехдиапазонных «автоматов». В среднем и премиум-секторе устанавливаются автоматические коробки как минимум на 6 передач, которые практически избавлены от задержек и толчков при ускорении. Болезненным остается только вопрос буксировки автомобиля с «автоматом» – имеются ограничения по скорости и дальности езды «на галстуке».
Вариатор
Вариаторная трансмиссия – это комфорт и динамичный ритм движения в одном лице. Здесь нет привычных ступенчатых переключений, поскольку в основе – два конусообразных шкива и клиновой ремень, в качестве сцепления – гидротрансформатор, а планетарный редуктор нужен только для одного – чтобы автомобиль мог двигаться задним ходом. Регулируя зазор между конусами, ремень можно переводить с большего на меньший диаметр и наоборот. От этого набор передаточных чисел может быть сколь угодно широким, а главное перебираться без отрыва от двигателя.
Эту трансмиссию называют лучшим потребительским выбором именно из-за отсутствия потерь времени на переключения, что гарантирует максимально эффективный разгон. По поводу того, что вариаторы имеют определенное количество ступеней, уместно отметить следующее: это не более, чем дань привычным ощущениям от вождения автомобиля. Кому интересно, когда звук двигателя похож на монотонный, который мы наблюдаем при разгоне троллейбуса.
Массовый спрос на подобные агрегаты сдерживают вопросы надежности. Технически вариатор проще «гидромеханики», но изрядно нафарширован электроникой и имеет достаточно слабое звено – ремень, который в клиноременных коробках «ходит» не более 150 000 км. Специфика ремонта сложна и требует от исполнителя высокой квалификации. Обслуживание должно быть максимально чутким: при разрыве ремня наносится ощутимый урон многим деталям коробки, а несвоевременная смена масла ведет к невозможности плотно притянуть конуса, отчего ремень начинает проскальзывать, читай сильно изнашиваться.
Робот
Нашумевшая во времена внедрения VW DSG роботизированная трансмиссия мало чем отличается от классической механики. На примитивном уровне это обычная механическая коробка передач с автоматическими механизмами смыкания/размыкания сцепления и выбора передач. АВТОВАЗ дал название такой коробке «автоматизированная механическая трансмиссия», что в классической градации означает «однодисковый робот».
Есть еще и двухдисковый, в котором используется двойное сцепление, где два первичных вала завязаны на каждый из дисков сцепления. Один вал отвечает за четные передачи, другой – за нечетные. Его работу опять же лучше изучить по видео. Ну а уже имевшим дело с роботизированной трансмиссией напомним, что, когда автомобиль едет на «третьей», «четвертая» уже включена (второй вал вращается на четвертой передаче). Остается только переключить сцепление с одной позиции в другую, что занимает около 0,1-0,2 секунды.
Никакой синхронизации частот вращения во время переключения не нужно – та самая «четвертая» была приготовлена, когда вы только начали ехать на «третьей» и компьютер понял, что вы ускоряетесь. Бывают еще сухие и мокрые диски сцепления, по поводу которых можно сказать лишь одно – мокрые купаются в масле, отчего передают больший момент и «ходят» дольше.
Ввиду того, что все автоматические актуаторы электронные, а именно они чаще всего и выходят из строя, ремонт получается дорогостоящим. Любая роботизированная трансмиссия не щадит сцепление, а что касается однодискового варианта, так и вовсе – диски здесь, как правило, работают насухо и при рваном стиле вождения, не отхаживают и 30 000 км.
Еще один бич монодисковой версии – отсутствие комфорта при езде в пробках. Наверняка все наслышаны о том, как АВТОВАЗ пытался изменить рваный режим работы АМТ для Лады Веста, но в результате отказался в пользу проверенного временем японского автомата Jatco.
Блиц-итог: коротко о плюсах и минусах различных «автоматов» и «механики»
Кто уже исследовал рынок новых автомобилей на предмет комплектаций, наверняка заметил, что в секторе свыше 1 млн. рублей машин на «ручке» практически нет. Неприхотливая во многих отношениях механика осталась только в бюджетном сегменте – на Вестах, Солярисах, Рио, Рапидах и Грантах. Отчего классические перебранки между почитателями автоматических и механических коробок приутихли.
Механическая коробка передач
+ Примитивная конструкция, отчего ремонт прост и недорог.
+ Весьма большой ресурс и превосходная надежность. Коробку сложно перегреть и вывести из строя в принципе, а единственным расходником является сцепление в купе с выжимным подшипником и маховиком, которые приходится менять ближе к 100-150 тыс. км.
+ Самая низкая себестоимость производства, а значит автомобиль с такой коробкой стоит дешевле автоматический аналогов.
+ Отсутствуют замечания по части буксировки и внештатного пуска двигателя (с толкача).
+ Возможность двигаться враскачку, за что механику особо ценят повелители бездорожья.
+ Экономный расход топлива.
— Откат назад на горке при выжимании сцепления.
— Высокая сложность обучения езде на автомобиле с МКПП: необходимо научится чувствовать сцепление и выбирать нужные передачи, для чего потребуется немало времени.
— Дискомфорт при движении по городу.
Общее устройство трансмиссии
Что лучше коробка автомат или «Робот»?
При выборе автомобиля очень важно обратить внимание на основные агрегаты и узлы автомобиля, на котором вы остановились. Определитесь, какие цели и задачи вы ставите перед автомобилем, а затем правильно принимайте важное для себя решение.
В этой статье мы рассмотрим преимущества коробки автомат, сделаем сравнение коробки автомат с роботом и сформулируем небольшой вывод, который будет указывать на преимущества коробки автомат или робота. Сравнение будем проводить на достаточно популярном автомобиле С-класса Toyota Corolla .
Оснащение трансмиссииToyotaCorollaпредусматривает два варианта:
- Коробка автомат ;
- Роботизированная механическая коробка передач Multimode Transmission ( Робот).
Что такое роботизированная коробка передач
Роботизированная механическая коробка передач является альтернативой автоматической коробке передач.
Чем отличается коробка робот от механической коробки передач?
Принцип работы роботизированной коробки передач такой же, как и у механической коробки передач, только коробка-робот оснащается специальным электронным блоком, задачей которого является управление гидроцилиндрами, которые задействуют сцепление и включает необходимую передачу. Водитель только управляет селектором для выбора переднего или заднего хода движения.
По мере набора скорости автомобилем, автомобиль сбрасывает газ, делая своеобразную паузу, для того, чтобы робот выжал сцепление и включил нужную передачу. Переключение передачи сопровождается ощутимым рывком, особенно при резком ускорении. Поэтому автомобиль Тойота Королла скорее машина для плавной и умеренной езды.
Недостатки роботизированной коробки передач (коробки робота)
- Ощутимы рывки при переключении передач во время резкого ускорения;
- При движении в пробках, во время остановок необходимо переводить рычаг переключения передач в нейтральное положение (если не перевести, сцепление будет под нагрузкой, что приведет его к преждевременному износу).
- Автомобили с коробкой роботом необходимо ставить на ручной тормоз на спусках, во избежание отката назад.
- Коробка передач робот предназначена для трасс, поэтому срок службы робота в условиях города, значительно уменьшается.
Автомобиль с коробкой робот может стать хорошей, верной лошадкой владельцу, который привык к плавному, аккуратному вождению и ездит преимущественно на длительные дистанции в условиях разгруженных дорог.
Преимущества роботизированной коробки передач (коробки робота)
Главное достоинство роботизированной трансмиссии автомобиля является сохранение мощности двигателя, чего не скажешь про коробку-автомат. Автомобили оснащенные роботизированной коробкой передач являются более экономичными и экологичными. Эти преимущества коробки робота делают ее победителем на европейском рынке.
Недостатки автоматической коробки передач АКПП
Автомобиль с автоматической коробкой передач проигрывает механике в динамике, и имеет больший расход топлива, чем автомобили с коробкой роботом. Автоматическая коробка передач требует дорогого и своевременного технического обслуживания и ремонт коробки автомат значительно дороже. Если вы столкнулись с неисправностью автоматической коробки передач ознакомьтесь как проверить АКПП самому. Много что надо знать об автоматической коробке передач прежде чем остановится на ней.
Преимущества автоматической коробки передач АКПП Toyota Corolla
- Управлять автомобилем значительно легче и удобнее;
- Повышенный комфорт и плавность хода;
- Длинные верхние передачи (вялый разгон);
- Отсутствие ручного режима управления;
- Высокая стоимость
Если рассматривать автомобили Toyota Corolla с коробкой автомат или коробкой роботом, учтите, что они предназначены не для динамичной езды. Их преимущества в плавности хода. Если вы динамичный, заряженный автоездок, который любит быструю и резкую езду, выбирайте автомобиль с механической коробкой передач. Для более подробного знакомства с коробкой автомат ознакомтесь с техническими характеристиками автоматических коробок передач.