Как устанавливать радиальные шины?
Советы по эксплуатации шин. Радиальные и диагональные, камерные и бескамерные шины
Радиальные шины незаметно потеснили с рынка диагональные покрышки, хотя в продаже все равно присутствуют и те и другие. Поэтому стоит напомнить о различиях между ними. Основой радиальной шины служит каркас из кордовых нитей, идущих от борта к борту, параллельно друг другу, не пересекаясь. Прочность конструкции в этом случае обеспечивает специальный пояс – брекер из нерастяжимого, особо прочного корда. У диагональной шины слои кордовых нитей расположены перекрестно. Радиальная шина по своим эксплуатационным характеристикам выигрывает практически во всех отношениях. Ее износостойкость выше. Такие шины, как отмечают специалисты, выдерживают пробег на российских дорогах в среднем 60-80 тыс. км, в то время как у диагональных он составляет только 20-40 тыс. км. Кроме того, сопротивление качению ниже, а это – экономия топлива.
Однако некоторые существенные преимущества диагональные шины все же имеют: они прочнее, выдерживают более высокие нагрузки. Именно этим объясняется тот факт, что они не канули в прошлое, как отжившие свой век динозавры автомобильной эпохи, а пока еше прочно держат позиции в другой области: например, активно эксплуатируются в грузовом транспорте (где не столько важны комфортность и износостойкость, сколько прочность и грузоподъемность) или на внедорожниках. Опытные водители также отмечают, что диагональные шины в большей степени, чем радиальные, смягчают удары, передающиеся на кузов, когда колесо преодолевает мелкие препятствия на дороге: швы в асфальтовом покрытии, выбоины на трассе. Так что нельзя сказать, что эра диагональных шин уже закончилась.
Камерные шины или бескамерные?
Бескамерные шины на рынке, безусловно, преобладают благодаря своим преимуществам. В случае, если шина камерная, прокол покрышки ведет к быстрой потере воздуха. Воздух под давлением выходит и через прокол, и сквозь отверстие в диске, через которое проходит вентиль от камеры. Если же шина бескамерная, где вентиль герметично вставляется в диск колеса, то воздух выходит только в месте прокола, которое, к тому же, может быть закупорено инородным предметом, вызвавшим повреждение. В этом случае потеря воздуха происходит медленнее. Кроме того, бескамерные шины внутри имеют герметизирующий слой, что, собственно, и делает их бескамерными. Этот слой способен сохранить герметичность покрышки в случае мелкого прокола.
Тем не менее многие водители предпочитают ездить на камерных шинах, считая их более безопасными. Так, например, при езде в городских условиях есть вероятность повреждения обода колеса. В бескамерной шине герметичность обеспечивается плотным прилеганием покрышки к диску. Изменение геометрии диска, особенно у стального, при повреждении (о бордюр) может привести к разгерметизации бескамерной шины.
Некоторые владельцы автомобилей предпочитают ставить в бескамерные покрышки дополнительно еще и камеру. Большинству автосервисов все равно – «клиент всегда прав», и камеру в бескамерную покрышку ему без труда установят. Обеспечит ли такой «ход конем» повышенную безопасность водителю? Сомнительно. Если у камерной шины сама конструкция покрышки приспособлена под использование камеры, то бескамерная шина на это попросту не рассчитана. Некоторые из бескамерных покрышек имеют гладкую внутреннюю поверхность, а другие сложный внутренний рельеф, который, негативно воздействуя на камеру, приведет к ее более быстрому износу. Помимо этого между камерой и внутренней стороной покрышки может образоваться воздушный пузырь, что в итоге приводит к ускоренному разрушению каркаса шины.
Эти, казалось бы, азбучные истины, знакомы далеко не каждому водителю. На этом нередко спекулируют некоторые станции шиномонтажа в тех случаях, когда к ним обращается клиент с проколотой бескамерной шиной. Ему попросту ставят камеру, не заделав внешнее повреждение, которое может быть и незначительным. Поставить камеру – минутное дело. Клиент может ехать. Но далеко ли? Это как повезет. Из пробоя в покрышке полезет корд, который может попросту пропороть саму камеру, отверстие неизбежно под влиянием дорожных нагрузок станет расширяться, так что очень скоро такому водителю предстоит новое свидание с шиномонтажем. Вывод – неплохо поинтересоваться у работников сервиса, по какой технологии они собираются ремонтировать повреждение. Если вам предложат современный метод ликвидации повреждения (например, технологией TECH, Tip-Top, Maruni) с установкой грибка, пластыря, использования горячей и холодной вулканизации, можете быть уверены, что такая шина прослужит очень долго, вплоть до естественной старости. Независимо от того, камерная она или нет. Если же вам бодренько предложат за «пять минут» отправить вас в дорогу, поставив камеру в бескамерную шину, вместо того чтобы произвести квалифицированный ремонт, лучше обратиться в другую ремонтную мастерскую.
Если сравнить покрышки разных машин, длительное время побывавшие в эксплуатации, нетрудно заметить, что износ их происходит по-разному. Различают несколько видов износа. Основные три: износ боковой стороны протектора, износ его серединной части и неравномерный износ (как боковой, так и средней части беговой дорожки). Причины всех трех видов износа установлены практикой. Очень часто главной из них является неправильно отрегулированное давление в шинах. Параметры оптимального давления всегда указаны в инструкции по эксплуатации (сервисной книге) автомобиля. Разумные отклонения от нормы допустимы лишь в том случае, когда речь идет об эксплуатации шин в зимние сезоны года, а также в межсезонье. В частности, рекомендуется небольшое (на 10%) превышение давления внутри шин зимних покрышек, маркированных M+S (Mud + Snow / Грязь + Снег). В других случаях перекачка или недокачка шин (повышенное или пониженное давление) так или иначе ведут к их ускоренному износу.
Односторонний износ боковой стороны протектора. Одна из причин – не отрегулированы углы установки колес. Низкое давление в шинах ведет к одновременному износу обеих сторон протектора
Износ середины протектора. Происходит по причине повышенного давления в шине. Неравномерный износ средней части протектора возможен из-за дисбаланса колеса
Неравномерный износ боковой части протектора. Встречается довольно часто. Причиной могут быть дисбаланс колеса, несоосность, неправильный угол развала колес
При слегка спущенной шине ее геометрия меняется, боковые части «пузыряться», площадь соприкосновения с дорогой увеличивается, и плечо шины изнашивается быстрее, особенно при поворотах, когда происходит изменение формы шины. При перекачанной шине (повышенном давление) износу более подвержена центральная часть, поскольку площадь соприкосновения с дорогой уменьшается и нагрузки на центральную зону протектора возрастают. Повышенное давление возникает и при езде на высоких скоростях из-за нагрева покрышки от трения. Это ложная, временная «гипертония», которую некоторые водители воспринимают, как отклонение от нормы и, чтобы нормализовать давление, выпускают часть воздуха из перегретых шин, что недопустимо. Остывшая шина осядет, и эффект будет обратный – повышенный износ плеча.
Рекомендуется периодически (оптимально – раз в месяц) замерять давление в шинах, причем делать это следует на холодных шинах. А по мере износа – глубину протектора. Впрочем, шины имеют так называемый индикатор глубины износа протектора, специальный выступ в 1,6 мм (предельно допустимый уровень «облысения»). Если протектор стерся до этого выступа, шину следует менять. Опытные водители нередко сами измеряют глубину протектора, для чего годятся и обыкновенная линейка, и штангенциркуль, но удобнее, конечно, воспользоваться специальным приспособлением, которое называется индикатором глубины протектора.
Износ шин, установленных на передней и задней осях автомобиля, происходит неравномерно и по характеру, и по степени износа. Покрышки передних колес (если они ведомые), изнашиваются, как правило, быстрее задних и в основном износ у них происходит по бокам, а у задних, ведущих, по центру. Тут нередко сталкиваются два прямо противоположных мнения. Одни специалисты советуют каждый сезон или чаще менять местами задние и передние шины (без изменения направления вращения). Тогда износ шин будет происходить равномерно. Однако при такой методике когда-нибудь придется менять одновременно все четыре колеса, что накладнее для кармана автовладельца. У этого метода есть свои противники, их доводы тоже резонны. К примеру, износ передних (ведомых) и задних (ведущих) шин происходит, как мы отмечали, в разных формах и по разным причинам. В процессе эксплуатации происходит деформация шин, структурная перестройка материала покрышки, его привыкание к определенным нагрузкам, действующим в конкретные моменты. Смена колес с передних на задние приводит к изменению видов нагрузок. Это может сказаться не только на управляемости машины, но и в незначительной степени привести к дисбалансу и ускоренному износу резины. В любом случае лысые шины подлежат замене.
Конструкция шин
Конструкции шин различаются по способу герметизации внутреннего объёма, расположению нитей корда в каркасе, отношению высоты к ширине профиля, типу протектора и другим особенностям, связанным с условиями эксплуатации.
По способу герметизации шины бывают камерными и бескамерными.
Камерные шины состоят из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты, надеваемой на обод. Размер камеры всегда несколько меньше внутренней полости покрышки во избежание образования складок в накаченном состоянии. Ободная лента предохраняет камеру от повреждений и трения о колесо и борт покрышки. Вентиль (клапан) служит для накачивания шины воздухом и препятствует его выходу наружу.
Бескамерные шины отличаются наличием воздухонепроницаемого резинового слоя, наложенного на первый слой каркаса. Бескамерные шины имеют следующие особенности:
- меньшая масса и лучший теплообмен с колёсами;
- повышенная безопасность при езде, так как при проколе воздух выходит только в месте прокола и достаточно медленно;
- усложнённый и более квалифицированный монтаж-демонтаж;
- простота ремонта в случае прокола (нет необходимости в демонтаже);
- требуют колёс с ободами специального профиля и повышенной точности изготовления.
Покрышка Я-467 ЯШЗ
Покрышка VIATTI Vettore Brina V-525
Покрышка И-111А Нижнекамск 16-ти слойная с камерой
Покрышка CORDIANT Business CA
Покрышка SATOYA SD-070 ведущая ось PR16 с камерой и об.лентой
Покрышка Ф-2АД АШК с камерой
Покрышка SATOYA SD-070 ведущая ось PR14 с камерой и об.лентой
Покрышка TYREX ALL STEEL FR-401 рулевая ось
Покрышка КАМА NR-201 ведущая ось
Покрышка КАМА-310 Нижнекамск 16-ти слойная с камерой
Запрещается установка камеры в бескамерную шину! При этом шина перегревается (от внутреннего трения) и ее поведение на дороге непредсказуемо.
Шина имеет сложную конфигурацию и состоит из нескольких конструктивных элементов. Основной силовой частью является каркас. Он состоит из нескольких наложенных друг на друга слоев прорезиненного корда и резиновых прослоек-сдвижней.
Нити смежных слоев перекрещиваются между собой под определенным углом и образуют ткань. Каждая нить изолирована от соседних и одновременно связана с ними резиной. Резина предохраняет нити от влаги и перетирания.
В зависимости от конструкции каркаса, размеров, допустимой нагрузки и давления воздуха в шине число слоев корда в каркасе может изменяться от 1 (в легковой) до 16 и более.
Брекер служит для улучшения связи между каркасом и протектором. Такая связь необходима для амортизации толчков и ударов беговой частью шины. Брекер состоит из одного, двух или более слоев прорезиненного корда с подбрекерными резинами. В брекере нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. расположены диагонально, независимо от конструкции шины. Брекер в радиальных шинах более жесткий, усиленный и малорастяжимый по сравнению с брекером диагональных шин, т.к. он в основном определяет прочностные показатели радиальных шин.
Протектор шины состоит из рельефного рисунка и подканавочного слоя. Прорези, которые составляют рисунок протектора, образуют ламели. Рисунок рельефной части протектора определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. По типу рисунка протектора шины делятся на основные группы: дорожные (летние), всесезонные (универсальные), зимние (в том числе ошипованные), повышенной проходимости, спортивные (скоростные, гоночные), карьерные.
Борта автошины состоят из одного или более проволочных бортовых колец, закрепленных слоями корда, и служат для надежного крепления автошины на ободе. Борта препятствуют растягиванию шины.
Боковина — тонкий слой резины на боковой поверхности. Этот слой защищает каркас от механических боковых повреждений, проникновения влаги. На боковину наносится маркировка шины.
Ободная лента — профилированное эластичное кольцо, располагаемое между бортами покрышки, камерой и ободом колеса, предохраняющее камеру от истирания во время движения автомобиля.
По расположению нитей корда в каркасе шины делятся на диагональные и радиальные.
В каркасе диагональных шин нити корда каркаса и брекера в смежных слоях перекрещиваются под углом 95-115 градусов. Количество слоев определяет грузоподъемность шины. Диагональные шины для легковых автомобилей имеют от двух до шести слоев районового или нейлонового корда. Если речь идет о шинах для грузовых шин малой грузоподъемности, то и сегодня говорят о шинах 6 или 8PR (ply rating=грузоподъемность в зависимости от количества слоев).
Диагональные шины относительно дешевы и имеют более прочную боковину. Большая часть шин, предназначенных для эксплуатации на дорогах с плохим покрытием, изготавливаются диагональными.
В радиальных шинах нити направлены поперек центральной линии колеса, по радиусу.
Радиальное расположение слоев корда снижает напряжение в нитях, что позволяет уменьшить число слоев корда в каркасе.
Радиальные шины характеризуются повышенным пробегом, улучшенным сцеплением с дорогой, пониженным теплообразованием, низким сопротивлением качению, что в сочетании с уменьшенной массой позволяет сократить расход топлива.
Именно радиальные шины называют “мягкими” или “высокого давления”. “Мягкими” их прозвали из-за большей эластичности по сравнению с диагональными. “Высокого давления” называют из-за более высокого (чем у диагональных) номинального давления воздуха в шине. В обозначении радиальных шин присутствует символ R.
Современные шины в зависимости от назначения можно разделить на четыре основные группы: дорожные, универсальные (всесезонные), зимние, повышенной проходимости.
Дорожный | Дорожные рисунки протектора разработаны для движения по мокрой или сухой дороге с твердым покрытием. Использование таких шин зимой на льду или на снегу недопустимо, поскольку они не обладают необходимыми сцепными свойствами, характерными для зимних или всесезонных шин. Их отличительные признаки: чётко выраженные продольные канавки для отвода воды из пятна контакта; слабовыраженные поперечные канавки; отсутствие микро рисунка. |
Универсальный | Универсальные рисунки сочетают сцепные свойства на мокрой или заснеженной дороге с достаточной управляемостью, комфортом при движении и износоустойчивостью протектора — свойствами дорожных шин. Однако у таких шин выше шумность по сравнению с дорожными. Рисунок протектора всесезонной шины более разветвлённый, причём элементы рисунка (“шашки”) группируются в хорошо различимую “дорожку” и разделены канавками разной ширины. |
Зимний | Зимние рисунки обеспечивают максимальное сцепление с дорогой при движении по снегу и льду. Их протектор имеет характерный рисунок, обеспечивающий отвод снега из зоны пятна контакта, и отличается повышенными сцепными свойствами, а применение специальных компонентов в резиновых смесях способствует сохранению их свойств даже при очень низких температурах. Для улучшения сцепления шин зимой применяют шипы противоскольжения. |
Повышенной проходимости |
Шины повышенной проходимости отличаются укрупненными элементами рисунка протектора, а сам рисунок обеспечивает максимальный отвод грунта из-под колеса. Шины для легкогрузовых автомобилей имеют рисунок протектора, расчлененный больше в продольном направлении. Это обеспечивает большую курсовую устойчивость, но снижает сцепные свойства на скользких участках. |
Для улучшения сцепления шин зимой применяют шипы противоскольжения. Основой шипа является стержень из твёрдого сплава, который закреплён в корпусе шипа из мягкой стали. Корпус изнашивается примерно одинаково вместе с резиной протектора. Такое сочетание материала стержня и корпуса позволяет стержню выступать из корпуса до полного износа и сохранять первоначальную функцию шипа. Шипы с впаяным стержнем более долговечны и могут обеспечивать свыше 30 тыс. км пробега, а шипы с запресованным стержнем — в среднем 10-15 тыс. км. Усилие, необходимое для того, чтобы вырвать стержень из корпуса, для впаяных стержней примерно в 5 раз больше, чем для запресованных.
По форме корпуса различают однофланцевые (1) и двухфланцевые (2) шипы. Однофланцевые шипы меньше нагреваются и лучше держатся в шине, их рекомендуют для достаточно высоких скоростей движения. Двухфланцевые — более универсальны.
Лучше всего использовать шины с заводской “шиповкой”. При самостоятельном шиповании рекомендуемые размеры шипов и их количество должен давать завод-изготовитель шин. Линейные размеры или диаметр “шашки” протектора под установку шипа должны быть в пределах 10-12 мм. Езда на шипованных шинах по сухому асфильту разрушительно действует на шину, а безопасность движения при этом снижается (тормозной путь на сухом или мокром асфальте шипованной шины на 10-20% больше, чем без шипов!).
Как правило, шипованными должны быть все 4 колеса. Для равномерного износа шин и увеличения срока службы шипов необходимо сохранять заданное направление вращения колёс.
На рисунке видно, как увеличивается количество дорожек, оставляемых шипами, при изменении движения с прямолинейного на движение с заносом.
От слаженной работы системы обогрева автомобиля зависит температура внутри его салона. Температурный режим влияет не только на комфорт его водителя и пассажиров, но и на способность оптимального управления транспортным средством. Ключевую роль в работе системы отопления играет кран отопителя, который позволит в нужный момент запустить или остановить работу соответствующей системы.
Многие взрослые не любят зиму, считая ее холодным, депрессивным временем года. Однако дети совсем другого мнения. Для них зима — это возможность поваляться в снегу, покататься на горках, т.е. весело провести время. И одним из лучших помощников для детей в их нескучном времяпровождении — это, например, всевозможные санки. Ассортимент рынка детских санок очень обширен. Рассмотрим некоторые виды из них.
Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.
Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.
Дважды в год все водители задаются одним вопросом — когда заменить сезонную резину? Весной все гадают, когда поставить летнюю резину, а осенью ищут момент, когда установить зимнюю, и очень часто водители допускают ошибку. О том, как выбрать оптимальное время для замены сезонной резины, и как не допустить ошибку в этом непростом деле — читайте в данной статье.
Отопители и предпусковые подогреватели немецкой компании Eberspächer — известные во всем мире устройства, повышающие комфорт и безопасность зимней эксплуатации техники. О продукции данного бренда, ее типах и основных характеристиках, а также о подборе отопителей и подогревателей — читайте в статье.
Диагональные и радиальные шины
Диагональные шины
Почему так называются? Потому что в шинах с диагональным расположением нитей (называемых диагональными) нити корда в слоях каркаса идут от борта к борту по диагонали. В связи с необходимостью перекрещивания путей в двух смежных слоях каркаса, число слоев должно быть чётным: 2,4,6,8.
Плюсы диагональных шин.
Следует отметить, что у таких шин имеются свои достоинства:
Во-первых, диагональные шины отличаются более простой конструкцией, а следовательно, меньшими ценой и сложностью ремонта.
Во-вторых, более высокой прочностью боковых стенок.(боковины)
В-третьих, лучшем смягчением ударных нагрузок, передаваемых на автомобиль, при движении по дорогам с мелкими выбоинами, при переезде швов дорожного покрытия.
Минусы диагональных шин:
У диагональной шины при изменении нагрузки, если есть колебания во время движения, протектор подвергается повышенной деформации («смятию»), в результате чего канавки рисунка сжимаются, а выступы проскальзывают по опорной поверхности.
Диагональные шины по своим эксплуатационным характеристикам уступают радиальным шинам.
Радиальные шины
Почему так называются: у радиальных шин нити корда в слоях каркаса не перекрещиваются как у диагональных шин, а имеют радиальное (меридиональное) расположение, т.е. направлены от борта к борту.
Шины с радиальным расположением нитей корда в каркасе (радиальные шины) выпускаются в камерном и бескамерном исполнениях.
Брекер в таких шинах выполняет большую часть работы каркаса и изготавливается чаще всего из 2. 3 слоев металлокорда.
Металлокорд – это тонкий трос, состоящий из стальных латунированных проволок диаметром 0,15. 0,25 мм. Металлокорд отличается высокой прочностью, малым удлинением по сравнению с текстильным, обладает высокой стойкостью к тепловому старению и лучшей теплопроводностью.
Радиальные шины выпускаются двух видов:
- с кордом из синтетических волокон в каркасе и с металлокордом в брекере (комбинированные);
- с кордом из синтетических волокон в каркасе и текстильных волокон в брекере.
Нейлоновый корд в каркасе и металлокорд в брекере позволяют повысить прочность шины в зоне беговой дорожки, защитить её каркас от повреждений, уменьшить распространение трещин в протекторе.
Плюсы радиальных шин:
- Нити каркаса воспринимают только радиальные нагрузки. А это, в сравнении с диагональными шинами, значительно уменьшает напряжённость нитей и позволяет при одной и той же нагрузке изготавливать каркас радиальных шин с меньшей слойностью (в два раза) , что обеспечивает лучший отвод теплоты.
- Число слоев в каркасе радиальных шин может быть нечётным, так как каждый слой корда из-за радиального направления нитей работает самостоятельно ( о количестве и составе слоев можно прочитать на боковине шины и уже отсюда делать выводы о прочности шины).
- Следует отметить, что радиальные шины по сравнению с диагональными имеют лучшее сцепление с дорожной поверхностью. Это достигается за счёт большей площади контакта с опорной поверхностью и применения брекера из сверхмодульных типов корда (металлокорда и др.)
- У радиальных шин жесткий брекер снижает деформацию протектора и пятно контакта практически не изменяется по форме. Поэтому объём канавки не уменьшается, а выступы протектора не проскальзывают.
- Радиальные шины по сравнению с диагональными характеризуются большей несущей способностью (на 15. 20%); повышенной максимальной скоростью; меньшей массой (на 3. 4%); большей радиальной эластичностью (на 20. 30%), меньшим нагревом (на 20. 30%).
Радиальные шины повышают безопасность эксплуатации автомобилей за счёт:
- улучшения устойчивости и управляемости при движении;
- повышенного сцепления на дорогах с сухим и мокрым покрытиями;
- уменьшения риска механических повреждений и проколов в зоне протектора.
Минусы радиальных шин:
Перед диагональными шинами у радиальных нет никаких минусов. Именно поэтому автошины с диагональной конструкцией практически невозможно найти.
На данный момент, если Вы обратитесь в любой магазин для покупки шин на свой легковой автомобиль, Вам будет предложена шина радиальная бескамерная, т.к. это наиболее распространенный тип шин представленный сегодня на рынке автопрома. Если же Вы покупаете, к примеру, на грузовой автомобиль, то возможны варианты.