Как оформить самодельную машину?
Как зарегистрировать самодельный автомобиль
В различные периоды времени государство по-разному относилось к самостоятельно сделанным автомобилям – от полного запрета эксплуатации таких транспортных средств до вполне лояльного к ним отношения. Начиная с 2015 года очередные ограничения были сняты и регистрация стала возможна, но лишь для машин не тяжелее 3.5 тонн.
Перед тем как проводится регистрация самодельного автомобиля в ГИБДД, требуется получить документ о том, что машина соответствует всем необходимым государственным стандартам. Экспертиза проводится на базе одного из сертификационных центров, ближайший из которых можно выбрать, посетив сайт Ростехрегулирования.
Сертификация самодельного транспортного средства
Ехать самостоятельно для прохождения сертификации на самодельной машине запрещено, поэтому единственным способом ее доставки до места назначения становится эвакуатор. Проверяющая организация осуществляет контроль соответствия машины всем необходимым стандартам по упрощенной процедуре. При этом даже в одном экземпляре произведенный автомобиль юридически относится к транспортным средствам, выпущенным малыми сериями.
Законодательно любой проверяемой машине запрещено причинять какой-либо ущерб, поэтому можно быть уверенным, что вернут ее в целости и сохранности. Во время процедуры сертификации проверяется, что следующие элементы установлены правильно и соответствуют существующим нормам безопасности:
Кроме того, обращается внимание на следующие моменты:
- соответствие выхлопных газов принятым нормам;
- имеется ли наличие вредных веществ в салоне автомобиля;
- издаваемый машиной уровень шума;
- насколько транспортное средство управляемо и устойчиво на дороге;
- наличие световой сигнализации и насколько качественно сделана система освещения.
В результате успешного прохождения проверки владелец автомобиля получает сертификат соответствия автомобиля всем необходимым нормам, а также протокол проведения испытаний. Эти документы будут необходимы при регистрации машины. Если в ходе сертификации были выявлены требующие исправления недочеты, то на руки можно получить их перечень. После исправления всех недоработок проверку можно производить повторно.
Процедура регистрации самодельного автомобиля
После получения сертификата на самодельный автомобиль в представительстве Ростехрегулирования, производится процедура регистрации в ГИБДД, состоящая из следующих этапов:
- берется справка о том, что идентификационного номера на машине не имеется в наличие;
- получение идентификационного номера, для чего требуется обратиться в бюро судебных экспертиз;
- регистрация в МРЭО самодельной автомашины;
- выдача техпаспорта на автомобиль.
При регистрации в ГИБДД нужно предъявить документы, подтверждающие тот факт, что сборка машины была осуществлена законно:
- все отдельно приобретенные части автомобиля должны иметь соответствующие чеки;
- если базой для сборки служил старый кузов машины или запчасти с нее, то требуется наличие справки о снятии ее с учета;
- при использовании приобретенного для разборки автомобиля необходим документ, подтверждающий факт его купли-продажи;
- весь перечень не имеющих номера деталей должен сопровождаться письменным объяснением их происхождения, где может указываться получение в виде подарка, находка или обмен.
Не будет лишним и наличие фотографий, показывающих все этапы сборки автомобиля.
Перечень документов, необходимых для регистрации автомобиля
- Паспорт собственника автомобиля.
- Протокол испытаний транспортного средства.
- Полученный на машину сертификат соответствия.
- Заключение, полученное в МРЭО.
- Квитанция об уплаченной госпошлине за регистрацию автомашины.
Регистрация самодельного прицепа для автомобиля
При необходимости поставить на учет самодельный прицеп для легкового автомобиля регистрация его будет осуществляться по схожей процедуре, что и в случае с машиной. Для успешного проведения этой процедуры потребуются следующие документы:
- паспорт регистрирующего прицеп лица;
- сертификат соответствия изделия существующим стандартам;
- чеки и сертификаты на все купленные детали и компоненты;
- подробное описание созданного прицепа с перечислением всех его особенностей;
- сделанные с разных сторон фотографии получившегося устройства;
- заявление о постановке на учет прицепа;
- удостоверяющие оплату государственной пошлины квитанции.
Снятие самодельного автомобиля с учета
Всегда стоит учитывать вероятность того, что зарегистрированное самодельное транспортное средство может понадобиться снять с учета. Именно поэтому стоит обязательно хранить весь комплект документов, собираемых ранее для регистрации автомобиля.
Также потребуется и справка о том, что та машина, на основе которой создана существующая, была снята с учета. В остальном эта процедура осуществляется по классической схеме и не отличается от той, что проводится для серийного транспортного средства.
Кажущийся длительным и сложным процесс изготовления самодельного автомобиля обычно не намного тяжелее, чем процедура его регистрации. Большое количество потраченного на эту процедуру времени стоит того, чтобы пройти ее и получить возможность управлять самостоятельно созданной машиной.
Как зарегистрировать самодельный автомобиль в 2018 году
В 2005 году государство наложило запрет на регистрацию самодельных автомобилей, который в первую очередь был связан с тем, что граждане в целях экономии денег ввозили отдельные запчасти авто из Европы, после собирали их воедино в России и регистрировали как транспортное средство собственного производства. В 2008 году запрет был снят, а Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) определило правила сертификации транспортных средств «производимых малыми сериями».
Как происходит регистрация?
Сама регистрация включает в себя несколько этапов. Сначала владелец транспортного средства должен получить сертификат соответствия от Ростехрегулирования. Далее следует направиться в МРЭО, чтобы получить справку об отсутствии идентификационного номера. После чего нужно проследовать в бюро судебных экспертиз, чтобы получить справку о том, что автомобиль изготовлен из «чистых» (не ворованных) запчастей. Если все хорошо, в ГИБДД набьют VIN-номер, выдадут паспорт транспортного средства, и его можно будет регистрировать.
Как получить сертификат соответствия?
На сайте Ростехрегулирования необходимо найти ближайший автотранспортный научно-исследовательский институт, где водитель сможет получить сертификат соответствия ТС. Туда нужно отправить заявление с просьбой провести проверку транспортного средства. Поскольку автомобиль пока не зарегистрирован, на нем нельзя передвигаться по дорогам общего пользования. Перевозить его можно на лафете, эвакуаторе или любой другой подходящей технике. В самом НИИ проверке подлежит следующее:
- Экологический стандарт (допускается уровень экологичности не ниже ЕВРО 3);
- Уровень шума;
- Габаритные размеры;
- Безопасность: ремни, открытие-закрытие дверей и форточек и т.д.;
- Исправность основных систем: рулевое управление, тормозная система и т.д.;
- Устойчивость транспортного средства при движении.
НИИ запрещается проводить испытания, вызывающие повреждение конструкции транспортного средства (касается только самодельных автомобилей). Таковые испытания следует заменить экспертной оценкой. Если что-то не так, сотрудники НИИ выдадут бумагу с предписаниями, необходимыми к устранению. В ином случае, владелец транспортного средства получит заключение об успешном прохождении сертификации, которое является бессрочным.
Как получить паспорт транспортного средства?
Поскольку самостоятельно сконструированное транспортное средство не имеет ПТС — его необходимо получить. Для этого нужно предоставить автомобиль МРЭО, чтобы там выдали направление в бюро судебной экспертизы на проверку ТС. По возможности, здесь необходимо представить доказательства того, что запчасти, из которых изготовлен автомобиль, были приобретены честным путем. Подойдет акт купли-продажи авто, на основе которого сделано транспортное средство, чеки о приобретении отдельных запчастей и т.д.
После проведения проверки автомобиля судебными экспертами владелец получит справку о том, что автомобиль изготовлен из запчастей, по праву принадлежащих хозяину. Далее нужно вернуться в МРЭО, чтобы сотрудники присвоили автомобилю VIN-номер (набивается на пластину под капотом) и выдали паспорт транспортного средства. Все услуги являются платными. Их стоимость необходимо уточнять непосредственно в МРЭО, поскольку в зависимости от региона, она может различаться.
Этапы процедуры
После прохождения указанных процедур можно приступать к регистрации транспортного средства. В данном случае она ничем не будет отличаться от общепринятой. Перед постановкой авто на учет владелец должен застраховать свое транспортное средство, а значит, он также обязан пройти техосмотр автомобиля, так как транспортное средство без ТО не может быть застраховано. После получения полиса ОСАГО водитель должен:
- Отправиться в МРЭО, оплатить госпошлину за регистрацию ТС и получить заявление о постановке автомобиля на учет.
- Предоставить авто на смотровую площадку для его идентификации.
- Заполнить заявление и вместе с квитанцией об оплате госпошлины, паспортом транспортного средства и своим личным паспортом передать в окно подачи документов.
Спустя какое-то время водитель получит на руки свидетельство о регистрации транспортного средства и автомобильные номера. С этого момента на автомобиле можно двигаться по дорогам общего пользования. После регистрации самодельного автомобиля к нему предъявляются такие же требования, как и ко всем остальным транспортным средствам.
Заключение
Процедура регистрации самодельного автомобиля накладна в плане финансовых затрат. Помимо оплаты услуг МРЭО, бюро судебных экспертиз и Ростехрегулирования владельцу ТС придется регулярно перевозить свой автомобиль между указанными организациями. Поскольку экспертное заключение Ростехрегулирования является бессрочным, после регистрации автомобиль будет приравнен к обычному авто, то есть дополнительных требований по прохождения техосмотра или заключению договора страхования нет.
Как зарегистрировать самодельный автомобиль
Умельцы из разных уголков нашей необъятной, время от времени представляют взорам общественности свои творения, которые служат в качестве транспортных средств. Огромное множество самоделок производится и без привлечения внимания, потому как создаются «шедевры» исключительно для осуществления практических целей.
В нашей статье мы хотели бы немного обратиться к истории такой индустрии, а также рассказать, как зарегистрировать самодельное транспортное средство в наше время.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Как было раньше
Глупо полагать, что мастера начали проявлять свою активность только в наши дни — напротив, обстоятельства заставили задуматься о создании чего-то «эдакого» довольно давно. При чем если сейчас, в основном, «самоделкины» трудятся для воплощения своих фантазий и удовлетворения, может быть, спортивного интереса, то раньше других вариантов просто не было. Заводы, выпускающие автомобили, с трудом успевали обеспечивать рынок обычными средствами передвижения, поэтому о том, чтобы конструировать и выпускать авто для индивидуальных нужд, не могло быть и речи.
Именно поэтому «выживали, как могли». Один автомобиль мог быть собран из кусков трех, и даже четырех других машин, происходили перевоплощения легковушек в грузовики, создавались монстры, способные с легкостью преодолеть болотистые местности и труднопроходимые трассы. Купить для личного пользования грузовик было невозможно — выдавались они только в колхозы и другие государственные предприятия. Поэтому мастера увеличивали грузоподъемность и удлиняли кузова обычных машин.
Бывали и недовольные эстетическим видом авто — тогда они занимались «украшением» и «переделыванием» под свой вкус. Без смеха, порой, на это нельзя было взглянуть, но «спорткары», тем временем», неустанно появлялись на дорогах. Все дело в том, что регистрация самодельного транспортного средства тогда была не нужна. Законодательство выпуск кустарных авто никак не регулировало, поэтому все мастерили то, что хотели, и ездили на этом везде, где только заблагорассудится.
Наши дни
Дела начали кардинально меняться в 80-х годах прошлого столетия. Теперь стала необходима не просто регистрация самодельного автомобиля, но и соблюдение определенных условий. А условия были следующие:
- Мощность самостоятельно сконструированного транспортного средства не должна была превышать 50 лошадиных сил на одну тонну веса машины. То есть грузовичок весом в 3 тонны, не мог быть мощнее 150 лошадей;
- В условия входили также габариты созданного вне конвейерного производства машины. Их длина не должна была быть больше 4,7 метров, а ширина — не более 1,8 метра.
Однако, здесь можно было бы воспользоваться одной хитростью, и поставить автомобиль на учет не в ГАИ, а в Ростехнадзоре, где происходила регистрация машин, типа тракторов.
Дело в том, что многие внедорожники под категорию «трактор» — подходили. А в Ростехнадзоре более лояльно относились к параметрам железных коней. Именно в связи с этим постановка на учет разношерстных транспортных средств особо активно осуществлялась в 90-х.
Но в 2005, вопрос о том, как зарегистрировать самоделку, был снят вовсе. Ни ГАИ, ни Ростехнадзор, больше учет таких транспортных средств не осуществляли.
Объяснялось это просто — требовалась формулировка официальных требований к самопальным транспортным средствам, которая была необходима для того, чтобы машины могли передвигаться в общем потоке с обычными авто, и не представляли опасности для участников движения.
На деле же, скорее всего, причина крылась в другом. В начале нулевых произошел всплеск на регистрацию так называемых «конструкторов». Машина по частям ввозилась из Японии на территорию РФ, собиралась и регистрировалась, как самоделка. Это было выгодно по причине гораздо меньших трат за таможенные процедуры, а также из-за уменьшения транспортного налога. К сожалению, этот запрет коснулся также и честных умельцев, создававших настоящие шедевры.
Тем не менее, автовыставки никуда не делись — по-прежнему демонстрировались суперкары, собранные собственными руками, только до площадок они обирались не своим ходом, а, например, на эвакуаторах.
Но в начале 2008 года правила, все-таки, были сформулированы и оформлены. Теперь, собрав автомобиль, можно ознакомиться с условиями сертификации, и узнать, может ли он передвигаться по проезжей части вместе с остальными участниками движения на законных основаниях.
Порядок получения сертификата
Теперь мы переходим к главному вопросу: как зарегистрировать самодельный автомобиль. Для начала потребуется обратиться к сайту Росстандарт, и узнать адрес подразделения в вашем городе.
После того, как подразделение найдено, вам необходимо договориться о встрече, для осмотра вашего транспортного средства. Обращаем ваше внимание на то, что самостоятельно доставлять свое детище нельзя, вам придется доставить его на эвакуаторе, или воспользовавшись прицепом.
Сертификация вашего автотранспорта будет происходить по упрощенной схеме. Это связано то, что вы произвели лишь одну машину, а это — малосерийное производство.
Обращаем ваше внимание на то, что никаких поблажек для «самоделкиных» не предусмотрено — транспортное средство будет проверено на соответствие всем требованиям, которые также прописаны для серийного производства машин. Теперь перечислим, на что экспертами будет обращено особое внимание:
- Машина должна быть по Евро стандартам не ниже 3 или 4 класса экологичности.
- Будет просчитано, какой уровень шума производит ваше транспортное средство.
- Конечно, техническая составляющая: в порядке ли тормоза, рулевое управление, нет ли проблем с устойчивостью на дороге, присутствуют ли необходимые ремни безопасности, выполнены ли требования по освещению и т.п.
- Немаловажным условием будет соблюдение в конструкции всех правил по безопасности.
- И, да. Габариты машины также будут учтены при сертификации.
Стоит отметить, что проверять машину будут на специальной площадке и, скорее всего, с участием научно-исследовательского института по безопасности. Именно ими вам будет предоставлено заключение, которое потребуется вам для дальнейших действий по постановке самодельного железного коня на учет.
Если сертификат не выдали
В том случае, если с первого раза сертификат вам не выдадут, вы можете записать, какие замечания прозвучат, устранить их, и приехать снова. В этом случае должны быть предоставлены чертежи, на которых будет понятно, как осуществлялись внесения изменений.
Заключение экспертов не имеет срока давности, поэтому не переживайте, что не успеете воспользоваться им по назначению.
Несмотря на то, что автомобили должны будут пройти ряд тестов, в том числе и на безопасность, никто не будет их разбивать и портить. Ко всему прочему, есть возможность заменить тип исследования в том случае, если выбранный может нанести вред транспортному средству.
Особенности регистрации в ГИБДД
После того, как все сертификаты и разрешения получены, вам можно обращаться в ГИБДД для постановки нового транспортного средства на учет. Вообще, никаких отличий в регистрации автомобиля, будь он самостоятельно собран, или куплен уже готовым — нет. Однако существует ряд особенностей, о которых мы сейчас детально расскажем.
- Одним из самых главных документов для постановки транспортного средства на учет, является его паспорт, которого у вас, очевидно, нет. Соответственно, его нужно будет получить, доказав при этом, что машину вы действительно собрали сами, и все запчасти, которые были использованы, — приобретались вами на законных основаниях. Для этого нужно будет предоставить договор купли-продажи, подтверждающий покупку железного коня, который является основой для конструкции уже переделанного;
- Обратите особое внимание на то, что взятая за основу машина должна в обязательном порядке быть снята с учета и не выступать фигурантом в каких бы то ни было незаконных манипуляциях — естественно, все будет проверяться по всевозможным базам, в том числе на угон и арест;
- Очень может быть так, что подтвердить факт владения кузовом, а может быть и другими запчастями, вы не можете. Это и понятно, ведь автомобиль вам могли просто отдать за ненадобностью, также не исключена вероятность того, что вы нашли его на автосвалке. В этом случае вам нужно будет написать заявление в свободной форме, в котором вы подробно изложите все обстоятельства и опишите ситуацию. Рекомендуем также иметь возможность в этом случае предоставить фото подтверждения того, как осуществлялся процесс сборки;
- В некоторых случаях вас могут дополнительно направить к судебным экспертам, которые должны будут дать разрешение на присвоение индивидуального идентификационного номера. Однако, делается это только в том случае, когда на автомобиле полностью отсутствуют кузовные номера, номера двигателя, шасси и, собственно, сам VIN;
- Следующим шагом мы отправляемся в ГИБДД, где и получаем заветный идентификационный номер, после чего, наконец-то, у нас появляется возможность получить свидетельство о регистрации транспортного средства, а значит, стать полноправным участником движения. Никаких особенных бумаг не потребуется: достаточно будет иметь паспорт, водительское удостоверение, и, конечно, все те бумаги, которые были получены вами во всех инстанциях.
Имейте в виду, что конструкция вашего самодельного детища должна предусматривать возможность крепления на него государственных номерных знаков.
Теперь хотелось бы проинформировать желающих зарегистрировать самоделки о том, сколько на все это придется потратить средств. Сразу отметим, что удовольствие это не из дешевых.
Вместе с получением сертификата (а сумма этой процедуры может достигать почти ста тысяч рублей), придется заплатить еще и за эвакуатор. Помимо этого не стоит забывать о необходимости оплаты всех государственных пошлин, без которых в ГИБДД вам никто ничего регистрировать не будет.
Заключение
Не важно, с какой целью было собрано транспортное средство — для воплощения идей, для попытки создания чего-то нового, или просто из необходимости сделать уже существующую модель более практичной и подстроить ее под личные нужды. Не останавливайтесь на достигнутом — вдруг все ваши траты на регистрацию окупятся в стократных объемах, и в скором времени по вашей модели по городу будут рассекать тысячи авто.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно !