Mbmsystems.ru

Как восстановить стойки амортизатора своими руками?

Ремонт и восстановление амортизаторов

Пожалуй, каждый автовладелец рано или поздно задается вопросом восстановления стоек амортизаторов. Оно и не удивительно, ведь этот тип ремонта является одним из распространенных и востребованных. Амортизаторы для машины – это расходник. Чем хуже качество дорог, тем больше денег приходится вбухивать на ремонт амортизаторов. Автолюбители люди простые, нет ничего удивительного, что они ищут доступные способы сберечь деньги на ремонтные работы. Понимаем, сами такие, поэтому в этой статье рассмотрим, как можно провести диагностику поломок амортизаторов, а по возможности и ремонт – самостоятельно.

В статье мы рассмотрим:

В какой момент надо проверять стойки амортизаторов

Обычные проблемы этой части автомобиля знакомы многим, по этим признакам проверяется передняя пара и задняя пара стоек амортизатора:

  • Нарушение герметичности внутри сальника штока. Это ведет к утеканию из стойки масла. Это начинается неожиданно, предугадать сложно. Может быть настолько серьезно, что полностью теряется работоспособность агрегата.
  • Шток чересчур легко двигается внутри трубы. Сама стойка была амортизатором, а становится рейкой для подвесочной пружины. Надо проверять клапаны, копать, так сказать, внутри них.
  • Сжатие амортизатора или его отбой сопровождается излишним шатанием деталей. Это происходит из-за истирания стенки цилиндра или штока. Грозит примерно то же самое, что и при сломанных клапанах. Узел не работает, дико дребезжит и шумит. Продолжать ехать в такой ситуации не только некомфортно, но и опасно.
  • Амортизатор как-то поврежден внешне. Есть вмятины, даже могут быть трещины внутри проушины. Это воздействует на всю ходовую часть и провоцирует более серьезные проблемы в дальнейшем.

Какую бы проблемы вы не обнаружили: снимайте стойку, вынимайте пружину. Специальный инструмент для этого вам не потребуется, а вот работать лучше в гараже. Случается, что владельцы иномарок сначала замечают, что стойки потекли и после этого обращаются в сервис, чтобы проверить машину на стенде.

Что будем делать? Ремонтируем или меняем целиком? Что вообще получится сделать без помощи специалистов.

Честно говоря, не так уж это и просто. А ещё: пока не начали работать – хорошенько изучите материалы по ТБ. По этому поводу расскажу абсолютно реальную ситуацию, когда подающий шланг компрессора отскочил и чуть не выбил мне зубы. Спасло лишь то, что я успел закрыться от удара рукой. С тех пор, я провожу ремонт только в защитных очках или маске. Правила техники безопасности придуманы не зря и написаны кровью, всегда помните об этом, приступая к любому авторемонту или домашнему строительству.

Определите разбирается ли ваш амортизатор. Если корпус целиковый, неразборный, то вскрытие никак не провести. А если сначала разрезать и после ремонта попробовать заварить – тоже ничего не получится.

Смотрим на зону входа штока в трубу. Амортизаторной стойкой можно заниматься, если там установлено стопорное кольцо или гайка.

Какие инструменты понадобятся

  • Электрический нагнетатель воздуха
  • Особенный штуцер для подачи скомпрессированного воздуха.
  • Устройство для съема стопорных колец
  • Ключи накидные, размером по необходимым параметрам стойки
  • Стол и тисы

Будьте осторожны! Не забудьте о технике безопасности. При работе с таким внутренним давлением в детали лучше защитить лицо и руки.

Как восстановить давление газа внутри стойки (Ремонт газомасляных амортизаторов)

  1. Надежно зажмите в тисы амортизатор вертикально. Хорошенько почистите амортизатор и продуйте отверстие входа штока. Далее отсоединяем защищающий колпачок штока.
  2. Подключите к штоку нагнетатель газа. Накачиваем газ до требуемой нормы. Во время этой процедуры будьте особенно внимательны. Нагнетать придется не единожды, пока не добьетесь нужного действия регулировки.
  3. Смажьте сальник штока и верните на место защитный колпачок.

Владельцы авто часто спорят, что закачивать в амортизатор: сжатый воздух, азот или углекислоту. Если же вы проводите ремонт своими силами, в гараже, то вариантов будет не много. В нашем случае сжатый воздух не испортит состояние амортизаторов, ведь это уже ремонт, а не первоначальное производство стойки на фабрике.

Прокачиваем амортизатор

  1. Целиком разбираем стойку и отчищаем её. Определяем в каком состоянии находятся уплотнительные резинки. Уберите струйные загрязнения и пыль с деталей.
  2. Шток в собранном виде, в трубе погружают в масло (какой именно должен быть состав жидкости уточните исходя из характеристик амортизатора). Наша дальнейшая задача – удалить все пузырьки воздуха. Амортизатор должен располагаться вертикально, масло забирается плавными движениями. Процедуру необходимо будет проделать несколько раз. Особых устройств для ремонта масляных стоек вам не нужно.

На неразборных стойках в их нижней части устанавливается прокачивающий штуцер. Сверлится отверстие, с его помощью стойка заполняется маслом, отверстие заваривается. Кстати, таким путем идут те, кто владеют российскими машинами с большим пробегом.

Читать еще:  Какой щеткой лучше мыть машину?

Как поменять шток, клапаны, как настраивают жесткость амортизаторов.

Ещё одна проблема — нарушение целостности штока, сальников, клапанов внутри стойки. Но в магазинах конечно уже сформирован набор запасных частей для этого узла. А ещё бывалый водитель не спешит нести старые детали на свалку, он их ремонтирует. По крайней мере, можно извлечь некоторые полезные детали.

Стоит ли делать ремонт стоек амортизаторов?

Стойка предназначена для уменьшения раскачивания авто на неровностях дорожного покрытия и нейтрализации ударных воздействий, направленных на кузов автомобиля. Этот элемент подвески используется в комплекте с пружинами, торсионами, рессорами и иными подобными деталями. Все амортизаторы с течением времени приходят в негодность независимо от качества дорожного полотна, просто характер их повреждений меняется.

По своей сути, стойка является таким же расходником, как например, тормозные колодки или покрышки, только имеющим больший срок эксплуатации. Если на машине стоят «родные» амортизаторы, стоит крепко подумать прежде чем менять их на новые. Ведь большинство современных стоек делается в КНР с пресловутым китайским качеством. Поэтому старые, но японские или немецкие стойки после ремонта с большой вероятностью прослужат дольше, чем новые, но сделанные в Китае.

Общая информация

Разумеется продавцы новых амортизаторов любят рассказывать о различных ужасных последствиях ремонта и предлагают якобы заманчивые предложения. Однако, не стоит забывать, что цель этих людей одна — продавать. И конечно, можно сказать, что тот, кто купил машину за несколько миллионов, может позволить себе потратить 60 тысяч на одну стойку. Это и верно, и неверно. Учитывая качество российских дорог, можно прикинуть, как быстро выйдут из строя амортизаторы автомобиля весом более 2 тонн. А кроме того, люди, покупающие машины за несколько миллионов, любят и умеют считать свои деньги, и лишние траты им ни к чему.

Можно еще упомянуть в каких случаях пора ремонтировать или менять неисправную стойку:

  1. При разгерметизации штокового сальника, которая способна привести к выходу газа и утечке масла из амортизатора. При этом стойка быстро теряет свои рабочие характеристики.
  2. Большой люфт штока в гильзе амортизатора из-за повреждения его внутренних клапанов.
  3. Люфт, возникающий в процессе сжатия или отбоя, который связан с выработкой штока или цилиндра. При этом стойка не работает так, как надо, издает посторонние шумы и стуки, что не только некомфортно, но и небезопасно.
  4. Наличие внешних повреждений: вмятин на корпусе амортизатора, трещин на проушине или срезания резьбы на штоке. Это влияет на функциональность всей подвески в целом и может вызвать более серьезную поломку и даже аварию.

Плюсы ремонта амортизаторов

  • Возможность сэкономить существенную сумму, иногда до 80% от цены новой стойки.
  • Возможность иметь ремонтопригодные разборные амортизаторы, что экономически оправданно в долгосрочной перспективе. Особенно, когда их цена имеет четыре нуля.
  • Возможность изменить характеристики стойки за небольшую плату. В качестве примера можно привести следующий факт: некоторые машины с родными стойками «скачут» слишком сильно, либо наоборот подвеска на ухабах практически «деревянная». И от того, и от другого можно избавиться, просто перенастроив амортизаторы.
  • Возможность иметь регулируемую стойку, поставив крышку с золотником. Уменьшая или увеличивая объем газа, можно изменить жесткость амортизатора.
  • Отсутствие необходимости тратить время на поиск новых стоек, которых из-за редкости модели может просто не быть в наличии, и тогда ремонт и восстановление становятся единственным выходом из положения.
  • Плюсом может послужить возможность привести в порядок амортизатор в самое ближайшее время, например, перед срочной дальней поездкой. В данном случае возможность приобрести новый есть, но по предзаказу, который может растянуться на несколько месяцев ожидания.

Минусы ремонта амортизаторов

  • Стойки, подвергавшиеся ремонту, требуют более частого обслуживания по сравнению с новыми (примерно раз в год или чаще, в зависимости от качества ремонта).
  • В некоторых случаях амортизатор работает совсем не так, как раньше.
  • Трудности с поиском по-настоящему квалифицированных специалистов по ремонту и восстановлению стоек.
  • Качественный ремонт осуществим только в автосервисе, где есть соответствующее оборудование и расходные материалы.
  • Трудности с поиском необходимого ремкомплекта при самостоятельном ремонте амортизаторов.

Вывод

Если ремонт стойки обходится почти по цене новой, то, разумеется, кому-то лучшим вариантом покажется ее приобретение. С другой стороны, если человека устраивает качество ремонта, имеет смысл отремонтировать амортизатор. Ведь в результате на машине появляются разборные стойки, техобслуживание которых на СТО в дальнейшем не составляет большого труда и стоит дешевле.

Кроме того, на некоторые модели немецких автомобилей, типа БМВ X6 и Мерседеса GL500, новые амортизаторы стоят от 1,5 тысяч евро, в то время как их качественный ремонт обходится в 350 евро. При этом квалифицированные мастера проводят не только сам процесс восстановления стойки, но и проверяют ее ходовые качества на специальном стенде. Однако, решать, конечно, самому автовладельцу.

  1. Проверять амортизаторы на работоспособность нужно ежегодно или через каждые 20 тысяч километров.
  2. Перед дальней поездкой машину обязательно надо загнать в хороший сервис с квалифицированным персоналом на предмет проверки подвески вообще и стоек в частности.
  3. Выбирая автосервис для ремонта стоек, надо обязательно выяснить технологию, по которой там работают. В хорошем сервисе в отремонтированную стойку не только закачают новое масло, но и газ, если она газомасляная. А также дадут достаточно долгую гарантию на выполненные работы. В плохом обходятся одним маслом, из-за чего амортизатор работает совсем не так, как надо. Гарантия при этом либо совсем недолгая, либо просто отсутствует.
Читать еще:  Как сделать телегу для лодки своими руками?

Замена амортизаторов

Исправность и соответствие амортизаторов типу и массе автомобиля не менее важны, что правильно работающие рулевое управление или тормозная система. При движении машины даже по небольшой неровности возникают моменты, когда под действием инерции одно из колес отрывается от дороги. В этот момент автомобиль теряет до половины управляемости и любая попытка тормозить или поворачивать может привести к неконтролируемому заносу и опрокидыванию. Чтобы сократить время отрыва колес от поверхности дороги, используют амортизаторы.

Что делают амортизаторы

Принцип работы амортизатора прост – внутри камеры с жидкостью или сильно сжатым газом движется поршень с маленькими отверстиями. Пока скорость движения поршня невелика, наполнение успевает проходить через перепускные клапаны и амортизатор почти не влияет на движение подвески. Когда колесо наезжает на препятствие, возникает новый вектор движения, который тянет его вверх. Причем, чем выше скорость автомобиля, тем сильней усилие по этому вектору. В результате усилие сохраняется даже после преодоления препятствия, ведь инерцию не так просто остановить. Рессоры или пружины постепенно поглощают инерцию, но не способны предотвратить отрыв колеса от покрытия дороги. Амортизатор же наоборот, реагирует именно на резкие движения подвески. И чем резче меняется вектор, тем сильней сопротивляется амортизатор. Благодаря этому гасится энергия инерции и время отрыва колеса от покрытия сокращается в десятки раз.

Как определить исправность амортизатора

На автомобилях с однорычажной, двухрычажной или зависимой подвеской используют старый «советский» способ диагностики. Резко и сильно нажимают на соответствующее крыло, чтобы раскачать автомобиль на 5–10 см и добиться резонанса подвески, после чего убирают руки и считают, сколько раз качнется кузов. Если о качнулся один раз, или один раз сильно и еще раз едва заметно, то амортизатор исправен. Если качнулся более двух раз, необходимо ремонтировать или менять амортизационную стойку.

На автомобилях с многорычажной подвеской описанная выше технология проверки не подойдет, потому что сайлетблоки демпфируют колебания. Чтобы проверить амортизатор обратитесь в автосервис, в котором есть диагностический стенд, или снимите его чтобы проверить вручную. Обычно для такой проверки достаточно открутить болт крепления сайлентблока амортизатора к поворотному кулаку, после чего вдавливая и вытаскивая шток, определить, меняется ли сопротивление амортизатора при изменении усилия и скорости воздействия.

Демонтаж амортизаторов

Работы по демонтажу и монтажу амортизаторов желательно проводить на смотровой яме или подъемнике. При их отсутствии можно обойтись домкратами и регулируемыми подпорками.

Это важно. Не снимайте амортизатор с машины, установленной на домкрате. Неловкое движение приведет к опрокидыванию домкрата. Если вы в этот момент окажетесь под машиной, велика вероятность получения серьезных травм, вплоть до летального исхода. Обязательно устанавливайте регулируемые трехлапые подпорки (страховочные опоры) и противооткатные башмаки.

Если у вас только домкраты, установите под переднюю часть автомобиля башмаки, поднимите заднюю часть домкратами и установите страховочные опоры. Несколько раз сильно качните заднюю часть автомобиля вбок, если удалось отклонить больше чем на 1 см, переставьте опоры. Автомобиль поднимайте на такую высоту, чтобы могли спокойно добраться до болтов крепления амортизаторов. В среднем расстояние от земли до нижней части кузова автомобиля в месте проведения работ должно составлять 30–40 см. Подложите под колеса кирпичи или доски, чтобы они не упали на пол при снятом амортизаторе.

Внимательно осмотрите подвеску и проверьте состояние сайлентблоков. Если на них видны повреждения, то с вероятностью 70 процентов повреждены и амортизаторы. Осмотрите крепление амортизатора. Составьте план действий. Задняя подвеска различных автомобилей имеет массу отличий, но крепление амортизаторов имеет всего два типа – сайлентблок и болт снизу и сверху или сайлентблок и болт снизу, подушка с 3–4 болтами сверху. В первом случае вы все работы произведете из-под машины. Во втором случае верх амортизатора придется откручивать из салона или багажника.

Читать еще:  Не залили бензин на заправке что делать?

Амортизаторы снимайте так:

  1. Открутите гайку нижнего крепления и извлеките болт. Возможно, для этого понадобится поддомкратить ось или ступицу автомобиля.
  2. Выведите амортизатор из крепления, затем демонтируйте сверху. Для этого открутите гайку крепления болта сайлентблока или гайки крепления подушки.
  3. Вытащите амортизатор из-под машины.
  4. Точно также демонтируйте передние амортизаторы (при использовании домкратов и опор отремонтируйте или замените задние, потом приступайте к демонтажу передних).

Видео – Как поменять амортизаторы

Съемник пружин

При демонтаже передних амортизаторов однорычажных подвесок типа «Мак-Ферсон» необходимо отсоединить стойку от поворотного кулака (не забудьте промаркировать положение болтов, чтобы сильно не сбить развал колес) и рулевой тяги. Если открутить болты крепления кулака к стойке открутить не получается, снимите рабочие тормозные цилиндры и подвесьте их на проволоке к кузову. Открутите гайку крепления ШРУС и шаровую опору, после чего потяните стойку на себя, чтобы вал вышел из нее. Установите подпорку под кулак, чтобы не уронить стойку на пол, затем открутите . Положите ее на стол и с помощью специальных съемников (их продают в автомагазинах) снимите пружину. Открутите гайку крепления верхней опоры к амортизатору и снимите ее.

Восстановление амортизатора

Очистите и отмойте амортизатор с помощью средства для мытья посуды, старайтесь не мочить вал. Внимательно осмотрите амортизатор, если на корпусе есть трещины и вмятины желательно заменить его. Если корпус цел, проверьте исправность амортизатора, для этого стараясь тянуть как можно сильней, вытяните и втолкните обратно шток, чтобы определить места заедания и люфт. При обнаружении люфта или заеданий необходимо полностью заменить стойку. Для разборки двухтрубного амортизатора полностью вытащите шток, чтобы открылся доступ к фиксирующей гайке, которую необходимо открутить специальным ключом (спрашивайте в автомагазинах).

Разборку однотрубного амортизатора проводят иначе. Зубилом сбейте защитный колпак с верхней части амортизатора, открутите фиксирующую гайку и извлеките картридж или шток с цилиндром. На некоторых моделях эти детали объединены, поэтому если на защитном колпаке есть места для съемника, а под ним видна резьба, откручивайте ее соответствующим инструментом. Если этого нет, сбивайте зубилом, затем съемником откручивайте гайку.

Если у вас амортизатор с картриджем, в том числе газовый, то для восстановления функций вставьте и закрепите фиксирующей гайкой новый картридж, после чего наденьте и зафиксируйте защитный колпак. Если амортизатор масляный и полностью разборный, то слейте масло из корпуса. Затем нажмите на пружину клапана цилиндра и слейте масло с него в чистую емкость. Сбейте молотком направляющую втулку и извлеките поршень и шток из цилиндра, затем снимите клапан сжатия с обратного торца цилиндра.

Существуют два вида восстановления амортизатора:

  • полная замена деталей поршня и клапана сжатия на новые, с последующей сборкой цилиндра;
  • замена цилиндра и штока на неразборный картридж.

При правильном ремонте оба метода одинаковы по эффективности, но первый обойдется в 5–15 раз дешевле. Если вы решили ремонтировать поршень и цилиндр, то купите ремкомплект необходимого амортизатора. Их выпускают в том числе для иномарок производства до 90-х годов. Для более молодых машин найти такой ремкомплект очень сложно. Запомните, а лучше сфотографируйте или скачайте из интернета расположение деталей, после чего открутите гайку крепления поршня к штоку.

Снимите поршень и установите детали из ремкомплекта. Замените клапан сжатия, для этого не нужно специального инструмента, достаточно вдавить рукой. Вставьте поршень в цилиндр, установите направляющую втулку. Если старое масло чистое и светлое, залейте его, но лучше использовать новое – амортизаторную жидкость, гидравлическую жидкость для АКПП или ГУР, масло АЖ-12Т. Никаких преимуществ фирменные жидкости перед российскими не имеют.

Полностью разобранный цилиндр амортизатора

Вдавите шток до упора в цилиндр и налейте в корпус амортизатора 200–250 грамм масла. Вставляйте цилиндр и потихоньку вытягивайте шток, чтобы масло не выливалось наружу, а попадало внутрь. Когда полностью вставите цилиндр, 3–5 раз медленно вытащите и вдавите шток, чтобы полностью заполнить внутренность маслом. Установите гайку или защитный колпак, затяните их до упора и снова прокачайте амортизатор 4 раза. После этого проверьте его работу, как описано выше. Если амортизатор двухтрубный, то все эти работы придется делать надевая верхнюю трубу на нижнюю, иначе не получится вставить цилиндр. При этом необходимо трубу давить вниз, а шток держать на месте, затем прокачивать, затягивать гайку и еще раз прокачивать. После чего необходимо установить амортизатор на машину. После ремонта подвески «Мак-Ферсон» необходимо проверить развал схождение.

Вывод

Восстановление или замена амортизатора позволят вернуть управляемость и безопасность вашему автомобилю. Теперь вы знаете, какие операции необходимо выполнить, чтобы восстановить амортизаторы самостоятельно. Это поможет вам в ремонте и обслуживании вашего автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]