Промывка для системы охлаждения двигателя какая лучше?
Самостоятельно промываем систему охлаждения двигателя
Двигатель внутреннего сгорания нуждается в своевременном охлаждении. Если с системой охлаждения что-то не так, ездить автомобилю осталось недолго. Именно поэтому водитель обязан следить за состоянием этой системы и периодически её промывать. Можно ли это сделать самостоятельно? Да. Разберёмся, как это делается.
Для чего нужно промывать систему охлаждения
Главным элементом системы охлаждения является радиатор. К нему подсоединено несколько шлангов. По ним антифриз поступает в рубашку мотора, которая представляет собой совокупность небольших каналов. Циркулируя по ним, антифриз отводит тепло от трущихся частей двигателя и возвращается в радиатор, где постепенно остывает.
Если циркуляция антифриза нарушится, двигатель перегреется и заклинит. Для устранения такой поломки потребуется капитальный ремонт. Своевременная промывка системы охлаждения позволяет избежать нарушения циркуляции антифриза и оберегает двигатель от перегрева. Промывать систему рекомендуется через каждые 2 тыс. км пробега.
Почему система охлаждения загрязняется
Вот самые распространённые причины загрязнения системы охлаждения:
- накипь. Антифриз, циркулируя в двигателе, нагревается до очень высоких температур. Иногда он даже закипает. Когда это происходит, на стенках радиаторных трубок появляется слой накипи, который с каждым годом становится толще и в конце концов начинает мешать нормальной циркуляции охлаждающей жидкости;
- некачественный антифриз. Примерно половина охлаждающих жидкостей, представленных сегодня на прилавках — подделки. Чаще всего подделывают антифризы известных марок, причём распознать подделку зачастую может лишь специалист. В поддельном антифризе содержится масса посторонних примесей, засоряющих систему охлаждения;
- старение антифриза. Даже качественная охлаждающая жидкость может выработать свой ресурс. Со временем в ней накапливаются мельчайшие частицы металла от трущихся частей двигателя, что приводит к изменению её химического состава. После этого она уже не может эффективно отводить тепло от мотора. Единственное решение — заменить её, предварительно промыв систему;
- нарушение герметичности. Как уже говорилось выше, в системе охлаждения имеется масса шлангов и трубок. Шланги со временем могут потрескаться или лопнуть на морозе. Стальные трубки в радиаторе часто подвергаются коррозии. В результате герметичность системы нарушается, а через трещины в неё попадает грязь, меняющая химические свойства антифриза и мешающая его циркуляции.
Общая схема промывки системы охлаждения мотора
Схема промывки системы охлаждения всегда одинакова. Отличия лишь в используемых промывочных составах и времени их воздействия на систему.
- Машина заводится и работает 5–10 минут. Затем двигателю дают остыть в течение 20–30 минут.
- Открывается сливное отверстие, антифриз выливается в подставленную ёмкость. Сливать охлаждающую жидкость можно только после остывания двигателя. В противном случае можно получить серьёзный химический ожог.
- В систему заливается выбранная моющая жидкость. Двигатель вновь заводится и работает 10–20 минут (длительность работы зависит от выбранного средства). Затем двигатель глушится, остывает, моющий состав сливается.
- На его место заливается дистиллированная вода, чтобы смыть остатки средства. Возможно, одной порции воды будет недостаточно, и операцию придётся повторить несколько раз, пока сливаемая из системы вода не будет совершенно чистой.
- В промытую систему заливается новая порция антифриза.
Лимонная кислота
Опытные автолюбители успешно промывают системы охлаждения обычной лимонной кислотой.
Она хорошо разъедает ржавчину и накипь, не вызывая коррозии трубок:
- готовится раствор в пропорциях 1 килограмм кислоты на 10-литровое ведро дистиллированной воды. Если система загрязнена не сильно, то содержание кислоты можно снизить до 900 грамм;
- двигатель с кислотой в системе охлаждения работает в течение 15 минут. Но после его остывания кислота не сливается. Её оставляют в системе примерно на час. Это позволяет добиться максимального эффекта.
Уксус
Промыть систему можно и обычным столовым уксусом:
- средство готовится так: на 10 литров дистиллированной воды берётся 500 мл уксуса;
- полученный раствор заливается в систему, автомобиль заводится и работает 10 минут;
- двигатель глушится, уксусный раствор сливается только через 24 часа.
Видео: промываем систему уксусом
Каустическая сода
Каустическая сода — это чрезвычайно агрессивное вещество, которое быстро разъедает шланги в системе. Поэтому ей промывают только радиаторы, предварительно сняв их с машины. Причём радиатор должен быть медным.
Если он выполнен из алюминия, то промывать его каустической содой нельзя. Вот как это делается:
- пропорции раствора: 60 грамм соды на 1 литр дистиллированной воды;
- все отверстия в радиаторе закрываются резиновыми пробками, состав заливается внутрь и сливается через сутки.
Молочная кислота
Самый экзотический вариант промывки. Достать молочную кислоту рядовому автолюбителю непросто: в свободной продаже её нет. Выпускается она в виде порошкового 36% концентрата, из которого необходимо получить 6% кислотный раствор. Для его получения 1 кг порошка растворяется в 5 литрах дистиллированной воды. Раствор заливается в систему, и водитель проезжает на машине 7–10 км. Затем состав сливается, а система промывается дистиллированной водой.
Сыворотка
Сыворотка является неплохой альтернативой молочной кислоте. Потому что раздобыть её намного проще. Сыворотка ничем не разводится. Она просто процеживается через несколько слоёв марли.
Необходимо нацедить 5 литров. Затем сыворотка заливается в систему охлаждения, и водитель проезжает с этим «антифризом» 10–15 км. После этого система промывается.
Кока-кола
В кока-коле содержится ортофосфорная кислота, отлично растворяющая накипь и самые стойкие загрязнения:
-
напиток заливается в систему, двигатель заводится и работает 3–4 минуты, не больше;
Специальные составы
Отечественные автомобилисты в основном предпочитают промывать системы охлаждения составами LAVR.
Во-первых, найти их можно в любом магазине, а во-вторых, соотношение цены и качества у них оптимальное. Промывка осуществляется в соответствии с общей схемой и инструкцией, изложенной на упаковке средства.
Чем нельзя промывать систему охлаждения
Вот что категорически не рекомендуется заливать в систему:
- водопроводную воду. В ней содержатся минеральные соли, образующие известковую накипь. Любая попытка промыть систему такой водой ведёт к ещё большему засорению;
- уксусную эссенцию. Выше речь шла о 9% столовом уксусе. А вот концентрированную уксусную кислоту заливать в систему категорически нельзя. Она быстро разъест шланги, прокладки и другие резиновые элементы, и система утратит герметичность.
Как не допустить загрязнения системы
Система охлаждения двигателя загрязнится в любом случае. Автовладелец может лишь оттянуть этот момент. Для этого следует пользоваться только качественным антифризом, приобретённым в сертифицированном магазине. Да, такая жидкость обойдётся дороже. Но это единственный способ избежать преждевременного засорения системы.
Итак, если водитель хочет, чтобы двигатель машины работал исправно, ему следует тщательно следить за чистотой в системе охлаждения мотора. Если этого не делать, о нормальной эксплуатации автомобиля можно забыть.
Как делается промывка системы охлаждения двигателя
Изобретение и использование антифриза в качестве жидкости для системы охлаждения автомобиля избавило автовладельцев от ряда достаточно серьезных проблем. Во-первых, антифриз не замерзает при воздействии отрицательных температур, поэтому его безопасно использовать в зимний период, не переживая, что не слитая жидкость после замерзания нанесет серьезные повреждения силовой установке. Во-вторых, в воде имелось большое количество солей, которые после нагрева оседали в виде накипи в каналах системы, значительно снижая ее производительность.
Причины и последствия загрязнения системы охлаждения
Но все же использование антифриза проблему с загрязнением решило не полностью, а лишь уменьшило ее. Да, в ее составе отсутствуют примеси, которые могут отложиться в виде накипи. Но зато в нем имеются присадки, которые после выработки ресурса выпадают в осадок, поэтому и рекомендуется проводить периодическую замену охлаждающей жидкости.
К тому же нередко бывает, что в качестве доливки используется антифриз другой марки. Из-за этого возможен конфликт присадок двух жидкостей, что тоже становится результатом появления осадка.
Бывает и так, что под рукой антифриза не оказалось, и в систему долили обычную воду. А это гарантия образования накипи.
Да и сама жидкость в любом случае будет вступать в реакцию с окружающей средой, несмотря на препятствующие этому присадки. А это обеспечит образование соединений, которые обычно становятся осадком. Не стоит забывать о том, что в антифриз через неплотности могут попасть другие технические жидкости, к примеру, масло.
Все это приводит к тому, что в каналах образуется значительное количество всевозможной грязи, которая оседает на стенках этих каналов, а если их сечение малое, то и вовсе возможна закупорка.
В результате тепловой режим работы двигателя нарушается, поскольку имеющиеся слои отложения препятствуют теплообмену. Из-за этого узлы и механизмы работают в условиях повышенной температурной напряженности, что сказывается на их ресурсе.
В дополнение охлаждающая жидкость не способна быстро отвести тепло, ведь пропускная способность каналов из-за грязи падает. А поскольку производительность насоса остается прежней, то в системе повышается давление, и в некоторых случаях оно может возрасти настолько, что сорвет патрубок системы.
Видео: Как ДЕШЕВО промыть систему охлаждения (на примере ВАЗ 2101)
Проблема с закупоркой каналов тоже не радует. Трубки малого сечения имеются только в двух элементах системы – радиаторах (основном и системы обогрева салона). При этом пропускная способность их снижается, что приводит к падению эффективности их работы. Из-за закупорки части каналов основного радиатора общий температурный режим двигателя повышается, и вероятность перегрева мотора увеличивается.
Если забивается радиатор системы обогрева салона, то печь плохо греет, а поездки зимой без печки – то еще удовольствие.
В общем, проблема с загрязнением системы охлаждения остается актуальной для автовладельцев и бороться с нею приходится им же.
Признаки загрязнения системы охлаждения
Для того чтобы уменьшить вероятность образования большого количества загрязняющих веществ, следует заливать только качественный антифриз, его же использовать для доливки, а также своевременно проводить замену. Но даже это не способно в полной мере защитить от появления грязи в каналах охлаждающей системы. Поэтому рекомендуется делать также промывку системы при помощи всевозможных средств.
Основными признаками того, что система охлаждения сильно загрязнена и требуется промывка, являются:
- антифриз после замены очень быстро меняет цвет (он становится коричневой непрозрачной жидкостью);
- в нем отчетливо видны сторонние элементы;
- температура силовой установки в прогретом состоянии выше нормы;
- система обогрева салона не греет.
Здесь стоит отметить, что степень загрязнения системы охлаждения может быть разной. Указанные признаки проявляются только при сильной загрязненности.
В зависимости от степени загрязнения и подбирается способ промывки. К примеру, если автомобиль новый и просто принято решение промыть систему ради профилактики во время замены, то достаточно залить обычную дистиллированную воду и прогнать ее по системе, а после залить «свежий» антифриз. Этого будет вполне достаточно.
Видео: Промывка системы охлаждения.
Условно промывку системы охлаждения можно разделить на неполную и полную. Первый случай применим для профилактики или при средней загрязненности. А вот полную придется проводить, если проявились все указанные признаки. Ее также следует проводить и в случае покупки авто на вторичном рынке (ведь неизвестно, как ранее проводилась эксплуатация и обслуживание авто, поэтому лучше обезопаситься).
Средства для промывки системы охлаждения двигателя ?
Далее рассмотрим, как проводить оба вида промывки, и для этого предположим, что имеется две силовых установки со средним и сильным загрязнением системы охлаждения.
Поскольку промывка будет вестись не для профилактики, а для удаления отложений, то придется использовать средства для промывки.
Их можно купить на авторынке (к примеру, средство для промывки системы охлаждения «Hi-Gear» или др.). Но можно использовать и народные средства. Первый случай более предпочтителен, поскольку в таком средстве (если оно – не подделка) собран оптимальный пакет чистящих присадок, и при соблюдении инструкции по использованию, никаких неприятностей не возникнет. Что же касается народных средств, то здесь приходится действовать на свой риск.
В качестве народных средств для промывки системы чаще всего используются:
- Лимонная кислота.
- Сыворотка (продукт переработки молочной продукции).
- Напитки «Кока-кола», «Спрайт».
Особенность всех этих средств сводится к тому, что в их составе имеется кислота, которая, вступая в реакцию с отложениями, приводит к их отслоению и выводу из системы. С лимонной кислотой все понятно, в составе сыворотки имеется слабая концентрация молочной кислоты, а в указанных напитках – ортофосфорной. Что касается последнего средства, то от него лучше воздержаться, поскольку в напитках помимо кислоты имеются и другие компоненты (тот же сахар), а его наличие в системе не желательно.
Как промыть систему охлаждения двигателя
Промыть систему охлаждения при средней загрязненности очень просто. Рассмотрим, как это делается при помощи средства «Hi-Gear». Для промывки потребуется:
- чистящее средство;
- дистиллированная вода (порядка 20-25 литров для двигателя с системой охлаждения объемом 5 литров);
- новый антифриз.
Технология промывки такова:
- Перед началом работ следует открыть заслонку радиатора системы охлаждения (чтобы жидкость слилась полностью).
- Откручиваем сливные пробки и сливаем с системы отработанный антифриз.
- Приготавливаем моющий раствор (средство добавляем в воду в указанных пропорциях).
- Закрываем пробки и заливаем подготовленный раствор.
- Заводим двигатель и даем ему поработать на средних оборотах (2500-3000 об/мин) до тех пор, пока силовая установка полностью не прогреется.
- Глушим мотор и сливаем раствор.
- Полностью заполняем систему дистиллятом, заводим мотор, чтобы насос прогнал воду по системе. Сливаем.
- Повторяем промывку водой 2-3 раза. Нужно это для того, чтобы смыть остатки чистящего раствора, а также грязь. Промывку следует делать до тех пор, пока не будет выходить чистая вода.
- Заливаем новый антифриз.
Все работы следует делать аккуратно, чтобы не получить ожоги от разогретых сливаемых жидкостей.
Технология промывки с помощью лимонной кислоты и напитков «Кока-кола» не отличается от описанной. Но в первом случае важно правильно приготовить раствор (100 гр. кислоты на 1 литр воды), при этом следует проследить, чтобы кислота полностью растворилась. При использовании напитка никаких растворов приготавливать не нужно, для промывки система полностью заполняется «Кока-колой». После этого обязательно нужно промывать систему охлаждения дистиллированной водой несколько раз.
Видео: Промывка системы охлаждения ВАЗ (Обслуживание ВАЗ 2106)
Что касается сыворотки, то промывка с ее помощью проводится несколько по-другому. Поскольку концентрация кислоты в ней небольшая, то кратковременная промывка этим средством никакого результата не даст. Поэтому система с ее помощью моется так: система полностью заполняется сывороткой и двигатель эксплуатируется с ней в качестве охлаждающей жидкости. После пробега в 100-150 км она сливается, система промывается дистиллятом, а после заливается ОЖ.
Промывка системы охлаждения при сильном загрязнении
При сильном загрязнении существует вероятность того, что большое количество грязи, смытой со стенок еще во время промывки может закупорить каналы малого сечения. И чтобы этого не произошло, следует делать полную промывку.
Сводится она к тому, что после использования средства для промывки, необходимо демонтировать с авто радиаторы и промывать их дополнительно.
То есть, делаем так:
- Промыли средством, прогнали дистиллят по системе.
- Сняли радиаторы, промыли их внутри хорошим потоком воды (до тех пор, пока на выходе она не пойдет чистая).
- Ставим все на место.
- Снова промываем систему дистиллированной водой.
- Заливаем новый антифриз.
Чтобы в дальнейшем избежать сильных загрязнений, следует проводить профилактическую промывку каждый раз при смене антифриза.
avtoexperts.ru
Промывка системы охлаждения – операция, которая не часто выходит на первый план в теме обслуживания автомобиля. Замена масла, фильтров, свечей – об этом знает даже начинающий и далекий от автомобилей человек, а кто вспоминает про систему охлаждения? Промывка иногда даже считается не нужной, в лучшем случае просто меняется антифриз без дополнительных телодвижений. Но система охлаждения – вещь коварная, мы не видим, что происходит там внутри, поэтому засорения и негативные процессы могут накапливаться, проявляясь сразу в максимальном варианте, например, заклинив помпу, или забив продуктами отложения патрубки и радиатор. Перегрев двигателя, плохая работа печки – это только самые очевидные проблемы с забитой системы охлаждения. Так что как ни крути, а если не хочется потом решать более глобальные проблемы, то промывать все-таки нужно.
Когда промывать
Если замена антифриза производителями авто регламентируется, то про промывку обычно речь не идет. Действительно, степень забитости системы охлаждения сложно предугадать заранее, это очень индивидуальный параметр. Конечно, в случае постоянного перегрева промывка напрашивается, но нужно ли доводить до проблем? Или лучше попытаться нанести грязи превентивный удар?
Можем рекомендовать взять за правило промывать систему охлаждения при каждой смене антифриза. Его же все равно сливать для замены, так что трудоемкость процесса если к нему добавится еще и промывка возрастает не очень сильно. Кстати, а как часто менять антифриз? Какие-то производители регламентируют замену через временной промежуток, какие-то через пробег. Данные разняться, но обычно это 80-150 тысяч километров или 3-5 лет, в зависимости от того, что наступит раньше. Конкретно для вашей модели авто вы можете найти регламентный срок или в сервисной книге, или в интернете.
Промывка вместе с заменой удобна еще и тем, что по состоянию слитой ОЖ можно скорректировать программу промывки. Если антифриз слился чистенький, то можно ограничиться минимальной промывкой, а вот если он в процессе эксплуатации стал заметно более темным и в нем плавают непонятные хлопья, то лучше промыть сильнее, чем планировалось.
Чем промывать
В этом вопросе автолюбители могут пользоваться как богатым опытом водителей прошлых поколений, так и достижениями химической промышленности.
1. Дистиллированная вода. Самый простой и легкий способ промывки. Он очень дешевый, но и надеется на чудо-результаты не стоит. Дистиллят как раз можно использовать, когда особых проблем в слитом антифризе обнаружено не было. Вода в данном случае просто пройдется по системе и подмоет остатки грязи. Дешево и сердито.
2. «Кислая» вода. Второй способ тоже очень древний, так моют системы охлаждения уже много лет. Нужно залить в систему раствор воды с одним из «кислых» компонентов – соды, уксуса, лимонной или молочной кислоты. Несмотря на примитивность раствора эффект обычно получается очень хороший. Что конкретно выбрать не очень принципиально, все компоненты работают.
Этот способ отлично подойдет если нужно действительно почистить систему охлаждения, а много денег тратить не хочется – и сода, и уксус, и «лимонка» относительно недороги. Единственное, нужно заморочиться с наведением состава и соблюсти четкие пропорции, чтобы не нанести вред патрубкам.
3. Coca-Cola (Fanta). О чистящих свойствах обычной «колы» ходят легенды, и она действительно может многое. Этот способ очистки кажется перспективным, но есть один нюанс. «Кола» настолько химически агрессивна, что может не только почистить систему, но и начать разъедать ее компоненты. Так что мы этот способ рекомендовали только в особо запущенных ситуациях, и только с четким контролем времени. Иначе сразу после очистки есть вероятность отправиться в магазин за новыми патрубками.
Конечно, покупать нужно только оригинальную «Колу», а не ее заменители с непонятным составом. Ну и цена вопроса, «газировка» ныне не очень уж и дешевая, стоимость промывки получится выше, чем другими народными средствами, хотя все равно дешевле некоторых иных вариантов.
4. Специализированные составы. Почти у каждого производителя автохимии есть в ассортименте продукт для очистки системы охлаждения. Lavr, Hi-Gear, Liqui Moly и другие активно играют на этом рынке. С одной стороны, они удобны – развел концентрат водой и мой, результат хороший, а риска повреждения элементов системы почти нет. С другой стороны, этот вариант получается самым дорогим – банка концентрата от приличного производителя стоит 600-800 рублей.
Есть и еще нюанс, специализированные составы имеют разный химический состав. Бывают кислотные, нейтральные, щелочные, двухкомпонентные. Нюанс в том, что кислотные хорошо справляются только с накипью и отложениями на стенках, а щелочные умеют разъедать продукты разложения антифриза, тогда как в загрязненной системе охлаждения обычно встречается и то, и другое.
Совместить в одном растворе оба свойства не получаются, потому что кислоты и щелочи не очень дружат друг с другом. Имеющиеся на рынке двухкомпонентные варианты представляют собой ни что иное как два раствора, которыми нужно пользоваться по очереди. Это дает максимальное качество очистки, но требует финансовых и трудовых затрат – сам раствор заметно дороже, да и промывку придется проводить два раза.
Нейтральные очистители – это новый класс средств, основанный на системе катализаторов. Он единственный готов работать со старым антифризом. Производители рекомендуют заливать такие вещества за несколько тысяч километров до предполагаемой смены охлаждающей жидкости и ездить как обычно, а потом слить ОЖ вместе со всей «гадостью», что отмоет состав. Звучит очень круто, но реально проверить работу состава трудно, вполне может оказаться, что эффект от такой промывки очень незначительный, а вот стоимость состава немаленькая.
Как промывать
В зависимости от того, чем вы решили промыть систему охлаждения, будет зависеть и способ промывки.
В случае с дистиллированной водой все просто.
1. Слили старую ОЖ.
2. Залили в систему дистиллированную воду.
3. Завели автомобиль, дали поработать минут 20-30 на холостом ходу.
4. Слили дистиллят и посмотрели на его чистоту, если состав грязный, то повторили еще столько раз пока вода не будет сливаться чистой.
В случае с «кислой» водой все начинается с процесса приготовления раствора. Если вы решили использовать лимонную кислоту, то ее нужно 200 граммов на 10 литров кипяченой воды. Состав заливается в автомобиль, после чего нужно прогреть машину и проехать 3-5 километров. Состав с «лимонкой» наиболее активен при высокой температуре, так что лучше не давать мотору остывать. После того, как состав будет слит из автомобиля, систему нужно еще раз промыть водой.
С уксусом немного иначе. Тут на 10 литров воды нужна бутылка 0,5 литра уксуса. Раствор заливается в систему охлаждения, однако «зажигать» в этот раз не требуется, уксусу нужно время, а не температура. Так что после прогрева оставляем машину на ночь, а на следующий день сливаем раствор и делаем финальную промывку водой.
Для использования каустической соды есть заметное ограничение – она не дружит с алюминием. Поэтому машины с алюминиевым блоком двигателя и алюминиевыми радиаторами для очистки содой не подходят. А вот медь (и латунь) сода любит и чистит очень эффективно. Пропорции тут такие – 50 граммов соды на литр воды. Учитывая «едкость» получившегося раствора многие не рекомендуют его заливать в систему ОЖ, а промывать им отдельные демонтированные компоненты, например радиаторы. Но если в системе нет алюминиевых деталей (рубашки охлаждения мотора чугунные), то содовый раствор можно использовать. Ему тоже не нужна особая температура, достаточно раз прогреть мотор, а потом оставить откисать на 5-6 часов. После использования соды финальную промывку водой нужно проводить особенно тщательно.
Для тех, кто решил промыть систему газировками типа Coca-Cola, нужно сначала спустить из них весь углекислый газ, а потом залить в систему без разбавления. Для очистки «газировке» требуется циркуляция, поэтому нужно завести мотор и оставить работать на холостом ходу минут на 10-15. Но не больше, чтобы не начались процессы разрушения. А вот сильно газовать не рекомендуется, при высоких температурах сахар из состава напитка может откладываться на стенках патрубков, что сведет на нет весь эффект от промывки. И, конечно, после «колы» нужно все тщательно вымыть водой.
Если вы выбрали путь использования специальных составов, то способ их применения обычно подробно описан на банках со средством. В зависимости от типа состава и производителя нужно развести концентрат, залить в систему и оставить на машину работающей на холостом ходу. Время работы у каждого состава свое, но обычно это около 7-10 минут. После использования спецжидкостей тоже нужно хотя бы раз промыть систему водой.
Выводы
Промывка системы охлаждения – из той категории операций, что требуется не очень часто, но имеют важное значение. Если вы купили новый автомобиль, то промывка может потребоваться нескоро, а вот для б/у-автомобилей промывку можно применить сразу после покупки – кто его знает, что лил и сколько ездил предыдущий владелец. В целом, промывка рекомендуется раз в 3-5 лет, вместе со сменой охлаждающей жидкости.
Выбор средств для промывки очень широкий, на любой кошелек и, скажем так, стиль жизни, но мы бы все-таки рекомендовали остановиться на чем-то народном. Например, очень хорошие отзывы о лимонной кислоте, она эффективная, не очень агрессивная для компонентов системы и достаточно дешевая. Специализированные составы, конечно удобнее, и даже могут показать лучший результат, но их стоимость слишком высокая по сравнению с народными средствами. Пусть промывать систему охлаждения приходится и не очень часто, но зачем упускать способ на этом сэкономить без потери качества?