Из чего сделать пыльник двигателя?
Автомобильный пыльник: для чего нужен?
Любой автомобиль содержит значительное количество подвижных узлов и соединений с наружной части и подкапотном пространстве. Особенно это касается привода переднеприводных авто, рулевого управления и подвески.
Длительная и беспроблемная работа сопряженных деталей и соединений зависит от смазки и чистоты трущихся поверхностей. Если сторонние предметы в виде песка, пыли и грязи попадают в смазочные материалы, применяемые для смазки трущихся элементов, а также на их поверхности, то они выступают в роли абразивных материалов, которые приводят к интенсивному износу трущихся элементов. Любой элемент конструкции, имеющий сопряженные детали от воздействия загрязняющих частиц очень быстро выходит из строя.
Для примера рассмотрим шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). Данный элемент конструкции привода не только передает крутящий момент от коробки передач на колеса, но еще и позволяет совершать поворот колеса.
Данный шарнир работает со значительными нагрузками. Состоит он из обойм – внешней и внутренней и шариков, которые передают усилие от одной обоймы на другую и позволяют менять угол обойм относительно друг друга. При этом шарики постоянно контактируют с поверхностями обойм. Такая конструкция шарнира является очень надежной, но при одном условии – отсутствии загрязняющих элементов. Наличие песка и грязи внутри шарнира очень быстро изнашивает поверхности. Вначале шарнир начинает «хрустеть», а после возможно и вовсе его разрушение из-за сильного износа рабочих поверхностей.
Для чего нужен пыльник? Каким он должен быть?
Чтобы защитить сопряженные детали в необходимых местах, применяются пыльники. Пыльник – это защитный чехол, надевающийся поверх узла, и предотвращающий попадание внутрь узла, а также в его смазочные материалы сторонних частиц и грязи.
Помимо защиты от попадания сторонних частиц пыльник также еще и предотвращает вытекание смазочных материалов из узла, поскольку он плотно фиксируется на узле, который он защищает.
Видео: Что может быть если во время не поменять пыльник шруса
Пыльник для выполнения своих функций должен обладать рядом свойств:
- быть эластичным, поскольку зачастую узел, который он защищает, является подвижным;
- работать в широком диапазоне температур. В зимние периоды, когда температура опускается низко, пыльник должен сохранять эластичность. Также он не должен становиться слишком мягким при воздействии высоких температур;
- быть невосприимчивым к агрессивным средам. Многие узлы, которые закрыты пыльниками, расположены с внешней стороны, поэтому попадание разных химикатов на их поверхность вполне возможно;
- быть невосприимчивым к горюче-смазочным материалам. Внутри любой из узлов смазывается, поэтому на поверхности пыльника смазка тоже будет. Возможна также и утечка смазки из других составных авто с попаданием на внешнюю сторону пыльника.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Пыльник ШРУСа
Внутренний пыльник ШРУСА
У автомобилей с передним приводом одними из самых примечательных являются пыльники ШРУСов. Каждая сторона привода включает в конструкцию по два ШРУСа – внутренний и внешний, и оба они защищены пыльниками.
Зачастую пыльники для авто изготавливаются из силикона и неопрена, поскольку резина не способна долго работать в таких сложных условиях. Сам пыльник ШРУСа имеет конусовидную форму, при этом сделан в виде «гармошки». Такая форма нужна, чтобы при изменении угла обойм шарнира не происходило сильное пережатие с одной стороны пыльника и растягивание – с другой.
Видео: Замена пыльника(ШРУС наружный)+шаровая опора Деу Сенс
Своей узкой частью пыльник надевается на вал привода, а широкой – на внешнюю обойму. При этом он фиксируется хомутами с обеих сторон. Это предотвращает попадание пыли под пыльник.
При повреждении его замена производится путем демонтажа привода, разрезания поврежденного и снятия ШРУСа. После этого шарнир на вал надевается новый пыльник, а сам шарнир промывается, в него закладывается новая смазка. Хомуты, закрепляющие пыльник в обязательном порядке заменяются.
Пыльники шаровых опор и рулевых наконечников
Пыльник шаровых опор
Пыльники также используются на шаровых опорах рычагов подвески и сделан он в виде «гриба». Своей широкой частью пыльник надевается на корпус опоры, а через узкую выходит палец. Поскольку амплитуда движений пальца в корпусе незначительна, то особого растяжения в нем нет и придания вида «гармошки» — не требуется.
Пыльник шаровой опоры обычно закрепляется только на корпусе, для этого применяется специальное стопорное кольцо. На пальце же обычно фиксация не производится и удерживается он там за счет плотной посадки.
Шаровая опора с пыльником
При повреждении этого пыльника замена производится достаточно просто. Шаровая опора отсоединяется от ступицы колеса. После чего отверткой поддевается стопорное кольцо и он стягивается с опоры. Перед установкой желательна промывка поверхностей опоры и закладка новой смазки.
Примерно такие же пыльники как на шаровых опорах применяются и на наконечниках рулевых тяг, поскольку конструкция и тех, и других полностью идентична, и различаются они зачастую лишь размерами. Поэтому и форма, и процесс замены у них идентичен.
Пыльники рулевого механизма
Пыльники рулевых механизмов
Пыльники используются и на самом рулевом механизме, но они различны из-за самой конструкции механизма.
На ВАЗ-2109 пыльник установлен в секторе, где производится крепление рулевых тяг к рейке. Сделан этот пыльник в виде «гармошки» и закреплен на корпусе при помощи хомутов. Поэтому при его повреждении, замена его возможна только при полном демонтаже механизма.
А вот у ВАЗ «Ока» пыльники установлены на концах рулевого механизма, поскольку рулевые тяги у этого авто прикрепляются к концам рулевой рейки. Закреплены они при помощи хомутов. Для их замены не требуется снятие механизма, достаточно снять хомут с корпуса, открутить гайку крепления тяги, отсоединить ее и снять пыльник.
На некоторых авто конструкция рулевого механизма такова, что рулевая рейка не имеет упора с одной стороны и может по максимуму выходить из корпуса. Для предотвращения попадания грязи внутрь корпуса такого механизма применяется заглушенный пыльник. Он одет на корпус и закреплен хомутом, второй конец пыльника ни на чем не закреплен. По сути такой пыльник является этаким эластичным колпачком. Таким пыльником, к примеру, оснащен Volkswagen Polo II.
Пыльники амортизаторов
Так выглядит порванный пыльник заднего амортизатора
Применяются пыльники также на амортизаторах. Они размещены в верхней части и предотвращают попадание загрязняющих элементов нам шток амортизатора. Такой защитной функции как на ШРУСах или шаровых опорах они не выполняют, поскольку посадка штока в корпус амортизатора и так достаточно герметична, чтобы не пропускать внутрь грязь. Пыльники амортизаторов скорее предназначены для очистки штока от крупных загрязняющих элементов. А поскольку ход штока амортизатора достаточно большой, то зачастую пыльник амортизатора вообще не закрепляется и удерживается за счет облегания.
Но где бы не устанавливался пыльник, работа его очень важна, ведь он предотвращает выход из строя многих важных элементов авто. И заменить пыльник обойдется значительно дешевле и проще, чем поменять узел, который износился в результате порыва пыльника. Поэтому в диагностические работы подвески, рулевого управления и привода в первую очередь входит проверка целостности пыльника.
Как заменить пыльник своими руками
В этой пошаговой инструкции продемонстрировано, как заменить пыльник ШРУСа без разборки или замены всего вала. Однако, учтите, если изношены подшипники и вы слышите шум во время движения или поворотов эта инструкция вам будет не нужна, так как замене подлежит весь мост.
Перед заменой пыльника ШРУСа, убедитесь, что у вас есть:
палки или камни;
защитные очки и маска;
Шаг 1. Вставьте клин под колеса и поставьте авто на ручник.
Шаг 2. Снимите колпаки с колес, если они у вас есть, обнажив зажимные гайки.
Шаг 3. Найдите самую сильную часть рамы автомобиля и отправьте домкрат в данную точку. Приподнимите автомобиль.
Шаг 4. Снимите зажимные гайки и снимите с оси колесо.
Шаг 5. Теперь предстоит поработать с рулевой тягой. Острыми плоскогубцами вам следует удалить шплинт. Выпрямите концы булавки и за круглый конец потяните ее, вытаскивая из гнезда.
Шаг 6. Торцевым ключом снимите гайку. Этот процесс не так прост и возможно вам понадобится помощь молотка, но подбивайте гайку аккуратно, стараясь не повредить резьбу.
Шаг 7. Можете переходить к снятию рычага поперечной устойчивости. Не потеряйте шайбы и резиновые втулки.
Шаг 8. Снимите болт нижнего рычага, который удерживает вместе хомуты нижнего рычага и проходит через округлые прорези в шаровой шарнир штифта.
Шаг 9. Отсоедините поворотный кулак от оси.
Шаг 10. С помощью отвертки отогните износившийся пыльник и удалите кольцо. В качестве вспомогательного инструмента можете взять плоскогубцы и ножницы. Не бойтесь во время этого процесса повредить ось.
Шаг 11. Удалите пыльник полностью и прочистите подшипники и вал. Вначале оботрите их тряпкой. Затем сбрызните спреем-очистителем или ацетоном, чтобы удалить всю старую смазку.
Шаг 12. Установите новый пыльник используя воронку. Чтобы он легко скользил по ней, нанесите как можно больше смазки. Обязательно проверьте, чтобы воронка не имела острых краев и зазубрин. Ели таковые есть, срежьте их канцелярским ножом. Установив пыльник, нанесите смазку на вал и подшипник.
Шаг 13. Установите новое кольцо, надежно зафиксировав пыльник.
Шаг 14. Излишки пыльника срежьте.
Шаг 15. Установите заново ось вала и поворотный кулак.
Шаг 16. Верните на место нижний рычаг, штифт, болт и гайку. Туго их затяните.
Шаг 17. Установите стабилизатор поперечной устойчивости, не забыв как можно надежнее затянуть гайки.
Шаг 18. Установите повторно рулевой механизм. Гайку затяните до упора. Выровняйте слот замка гайки с отверстием в шаровом гарнире стержня. Шплинт корончатой гайки проденьте через отверстия. Согните концы шплинта вниз.
Шаг 19. Установите на место колеса и опустите автомобиль с домкрата.
Замена пыльника своими руками
В автомобиле имеется множество агрегатов, которые на первый взгляд кажутся незначительными, но в тоже время являются очень важными, пыльник – один из таких.
О назначении и важности пыльника
Пыльник представляет собой резиново-техническое изделие, которое защищает поверхность трущихся деталей от грязи, пыли и влаги, тем самым продлевая срок службы механизма. Стоит отметить, что подобные защитные резинки можно встретить в разных местах железного коня, это может быть вилка сцепления на коробке переключения передач, шаровые опоры, рулевые тяги, а также их наконечники, так называемые гранаты и многое другое.
Во избежание возникновения неприятностей во время эксплуатации автомобиля, периодически следует диагностировать пыльники на наличие повреждений, при обнаружении на нем трещин или порывов необходимо немедленно его сменить новым. К слову, эта процедура под силу каждому, однако принято полагать, что пыльник на ШРУСе заменить труднее всего, но мы вас уверяем, с помощью наших ниже предложенных советов даже подобная операция пройдет легко и быстро, с минимальными потерями сил, нервов и времени.
Для осуществления процедуры вам не понадобится никаких специальных инструментов и навыков, вы сможете заменить пыльник с помощью стандартных, имеющихся в каждом автомобиле отверток, ключей и домкрата, главное, как говориться, желание и терпение.
Установите автомобиль на ровной площадке, затяните ручной тормоз, под задние колеса не забудьте подставить противооткатные упоры и ту сторону, где находится пыльник ШРУСа, требующий замены, поднимите домкратом. Для облегчения работы нелишним будет и вовсе снять переднее колесо.
Замена пыльника
Начать процедуру замены пыльника следует с откручивания гайки крепления подшипника ступицы колеса, после того, как она откручена, надо извлечь упорную гайку.
Теперь вам необходимо открутить гайку наконечника рулевой тяги, которой она крепится к поворотной цапфе, для этого понадобится ключ на 19 мм и съемник.
Как только нижняя шаровая опора была отсоединена от стойки, оттягивая ее на себя, следует отцепить ее от ступицы.
Из коробки переключения передач нужно извлечь освободившийся приводной вал и поместить его на верстак, на котором и будет произведена замена пыльников.
Переходим к основному этапу, из-за которого собственно все и началось – меняем порванный пыльник на новый. Для этого демонтируем хомуты его крепления, снимаем с вала привода ШРУС и тщательно в керосине или дизельном топливе его промываем. Кладем в него свежую смазку, одеваем новый пыльник узкой стороной на вал привода, выворачиваем. После этого состыковываем шарнир равных угловых скоростей и вал, на него надеваем широкую сторону пыльника. Теперь необходимо затянуть хомуты и осуществить сборку в обратном описанному выше процессу порядке. Готово! Как видите процедура не самая сложная, однако переоценить ее важность непросто.
Теперь вы можете рассекать на своей машине, не боясь того, что в один далеко не приятный день вам придется столкнуться с проблемами, вызванными загрязнением ШРУСа. Однако нельзя забывать, что автомобиль – это довольно сложный механизм, в нем все взаимосвязано и поэтому в диагностике и профилактике поломок нуждается каждый агрегат, а не только подвеска . Мы стараемся описывать наиболее часто возникающие проблемы и пути их устранения, поэтому, уважаемые читатели, оставайтесь с нами, следите за обновлениями. И тогда ничто не сможет омрачить ваше владение железным конем, он станет не просто средством передвижения из пункта А в пункт Б, а надежным боевым товарищем, который не подведет вас даже в самую трудную минуту, ну а разве не это главное требование, предъявляемое к транспортному средству?! Любите свой автомобиль, заботьтесь о нем, ровных дорог, отсутствия помех и зеленого света по пути!