Mbmsystems.ru

Как определить износ тормозных колодок своими руками?

Износ тормозных колодок — как определить когда пришла пора менять колодки

Доброго времени суток, уважаемые автовладельцы! Такие маленькие, неприметные детали тормозной системы – тормозные колодки. Мы так редко о них думаем, а тем более проверяем их техническое состояние. Уровень тормозной жидкости проверяем систематически, исправность прокладки ГБЦ или уровень масла – ежедневно, а вот о тормозных колодках не думаем.

А ведь в итоге, именно они и тормозной диск являются конечным этапом, от исправности и эффективности которого зависит работа всей тормозной системы. Именно износ тормозных колодок влияет на работоспособность тормозов и нашу с вами безопасность. Пора устранять этот пробел, и узнать, как определить износ тормозных колодок.

Вначале для информации. Тормозная колодка состоит из двух основных частей: корпус и фрикционная накладка. Именно фрикционная накладка, выполняя свою основную задачу – торможение тормозного диска, подвергается естественному износу.

В недалёкие времена, когда толщина тормозных колодок становилась меньше допустимой, фрикционные накладки на колодках меняли. Сегодня стало проще заменить саму тормозную колодку. Тормозные колодки рекомендуется менять сразу все на одной оси.

Естественно-неестественный износ тормозных колодок

Любая, постоянно работающая деталь автомобиля, приходит в негодность. Хорошо, если по естественным причинам, от отработанного ресурса. Особенно вопрос касается тормозных колодок, которые работают в более чем интенсивном режиме.

Для разных моделей тормозной системы, у разных производителей, в зависимости от материала фрикционных накладок, существуют свои расчетные сроки износа тормозных колодок и свои параметры. Минимальная толщина тормозных колодок, как правило, указывается производителем на моделях изделий.

Но, для обычного, штатного режима движения, существуют общепринятые среднестатистические нормы износа или времени замены тормозных колодок. Считается, что замена тормозных колодок должна производится на 10-15 тыс. км. пробега. Это не истина. Кому-то может хватать и на 20000, а кому-то и на пять тыс. км. не хватит, если колодки работают в постоянном режиме экстренного торможения.

Помимо естественного износа, существуют и неисправности, которые ускоряют этот самый износ. Например, наступает неравномерный износ тормозных колодок. Почему и как контролируется толщина тормозных колодок?

Основные причины преждевременного износа тормозных колодок

Их не так уж и много. Исключим из причин естественный износ тормозной колодки, и у нас останутся следующие:

  • качественный состав фрикционных накладок. Это зависит только от производителя, и повлиять на эту причину мы не в состоянии;
  • стиль вождения, и как производная – торможение. Режим постоянного аварийного торможения, которым грешат лихачи от светофора до светофора, приводит к досрочному износу тормозных колодок;
  • неисправность тормозной системы, в частности, рабочих тормозных цилиндров. Приводит к неравномерному износу тормозных колодок, и неисправности тормозного диска.

Когда обращать внимание на тормозные колодки

Без применения измерений и различного оборудования, только визуальным осмотром вы в состоянии понять, что ресурс тормозных колодок уже подходит к крайней точке или уже выработан. Каким образом? Достаточно просто.

  • при контроле уровня тормозной жидкости. Снижение уровня в бачке может свидетельствовать о том, что износились тормозные колодки или тормозные диски;
  • при резком (экстремальном) торможении на средней скорости в 60-80 км. вы ощущаете биение. Это происходит вследствие неравномерного износа тормозной колодки или диска;
  • поведение педали тормоза. Слишком резкое торможение или замедленное, т.е. выходящее за рамки штатного (привычного) нажатия, должно вас насторожить;
  • пыль от фрикционных накладок (тормозная пыль) на дисках с явно заметными признаками металлической стружки. А если процесс торможения вдобавок сопровождается и скрежетом, то… уже пора проверять толщину тормозной колодки или вообще, наличие фрикционной накладки (хотя, об отсутствии накладки вы услышите сразу);
  • датчик тормозных колодок, при его наличии. Принцип действия датчика прост. Во фрикционной накладке вмонтирован сердечник из мягкого металла. При износе тормозной колодки до минимума, происходит замыкание цепи, и индикатор в панели управления показывает водителю о необходимости замены колодок.
Читать еще:  Вместо тормозной жидкости залил масло что делать?

В случае с датчиком, есть одно существенное «но». Датчик тормозных колодок не всегда может срабатывать. Это связано с тем, что провод находится в постоянном контакте с водой (влагой), и из-за коррозии, может прийти в негодность.

Т.е. можно применить поговорку: « На датчик надейся, но сам не плошай». Даже имея на борту датчик тормозных колодок, визуальное определение износа тормозных колодок вам не помешает, да и времени много не займет. Это же наша безопасность – исправные тормоза, и времени в таком случае не жалко.

Удачи вам, при определении уровня износа тормозных колодок и во время движения.

Определение износа колодок

О том, какое значение имеет тормозная система для безопасности, говорить не нужно — все и так это понимают. Несколько лишних метров или секунд могут стоить жизни водителю, его пассажирам и другим участникам дорожного движения. Поэтому состояние тормозных колодок, тормозных цилиндров нужно постоянно контролировать и в случае обнаружения каких-либо проблем срочно принимать меры.

Определить износ колодок можно разными способами — косвенными и непосредственным визуальным осмотром. Поскольку каждый день вряд ли какой автолюбитель будет залезать под свой автомобиль или снимать колесо, то определить износ можно по поведению автомобиля при торможении.

Об износе свидетельствуют следующие признаки:

  • визг при остановке — если слышится звук высокой тональности, как только вы жмете на тормоз, значит колодки свое уже отслужили;
  • неэффективное торможение — приходится сильнее давить на педаль или, наоборот, педаль блокируется на половине пути и торможение происходит слишком резко и неравномерно;
  • биение — истертая колодка трется своим металлическим основанием о диск, это может привести к деформации тормозного диска, в результате при нажатии на педаль ощущается биение и вибрации;
  • увеличение тормозного пути — еще одно свидетельство износа тормозных колодок.
Читать еще:  При прокачке тормозов надо ли заводить машину?

Тормозные колодки во время торможения прижимаются к диску, их фрикционное покрытие со временем стирается и металлическая основа трется о диск, вызывая высокотональный визг. Но звук — это не самое страшное, деформируется и сам диск или барабан — в зависимости от вида тормозной системы. К тому же шток рабочего цилиндра должен выдвигаться на большее расстояние, чтобы прижать колодку к барабану, поэтому и приходится сильнее давить на педаль тормоза.

Конечно, доводить ситуацию до полного износа колодок не нужно — это плохо отображается и на управляемости и вообще на безопасности. Лучше всего время от времени проверять состояние колодок. Как пишут сами производители, колодки в зависимости от материала фрикционной накладки могут проходить и 10 тысяч, а некоторые и до 100 тысяч километров. Но это зависит от манеры езды — если вы любите экстремальный стиль вождения, то колодки могут износиться гораздо раньше.

Как визуально оценить степень износа колодок?

Легче всего определить степень износа тормозных колодок владельцам тех машин, в которых есть датчик тормозных колодок. Как только фрикционная накладка стирается до определенного уровня, загорается лампочка на панели, что пора менять колодки. Но, как свидетельствует практика, датчик может работать не совсем корректно, или вообще не работать, потому что проводу датчика постоянно приходится контактировать с грязью, влагой, мокрым снегом и водой из луж, и со временем он поддается коррозии.

Важным фактором износа колодок является падение уровня тормозной жидкости, хотя он может падать и из-за утечек. А это еще одна серьезная проблема, выяснить причину которой нужно обязательно.

Время от времени нужно обращать внимание на колеса, в зависимости от вида колесных дисков — штампованные или легкосплавные — можно оценить состояние. Например если у вас штамповка и одет колпак, то под ним накапливается пыль. Черная пыль с примесью металлических частиц говорит о том, что колодки пора менять. Если же стоят легкосплавные диски, то пыль выдувается и такой способ нельзя применить.

Кроме того в суппорте имеются специальные технологические отверстия, в которые можно вставить штангенциркуль и измерить износ. Как добраться до этих отверстий — зависит от колесного диска, если штамповка, то придется полностью снимать колесо, но зато вы сразу же сможете оценить всю картину — состояние тормозного диска и самих колодок. Если же у вас легкосплавные или кованные диски, то снимать колесо не нужно, достаточно найти технологическое окошко в суппорте.

Стоит также сказать, что причины вышеперечисленных проблем с тормозной системой могут быть самые разные, а не только износ колодок. Поэтому, если не можете разобраться самостоятельно, лучше довериться опытным механикам из СТО.

Как определить износ тормозных колодок

Периодическая замена тормозных колодок непосредственно влияет на безопасность дорожного движения. Для данной процедуры автовладелец не должен жалеть ни своих денег, ни своего времени, чтобы потом не возникло различных неприятностей на дороге.

Читать еще:  Закис тормозной поршень что делать?

Проводить замену колодок следует каждые 10-12 000 км пробега. Однако это не относится к тем, кто осторожно путешествует, а также к тем, кто любит быструю езду. Для первых колодки могут выдержать и до 22 000 км пробега, а для вторых колодки не прослужат и 6 000 км. Кроме того, на срок эксплуатации данных узлов воздействуют и такие моменты, как большие скачки температуры воздуха, надежность самих колодок, качество дорожного покрытия.

Конструкция тормозных колодок.

Это отдельный элемент, состоящий из фрикционной накладки. При торможении она давит на барабан или тормозной диск. В процессе этого образуется эффект трения, с помощью которого и притормаживаются вращающие колеса автомобиля. Поэтому, чем чаще водитель тормозит, тем быстрее изнашиваются колодки. Когда необходимо менять тормозные колодки, и каким образом выявить их износ?

Признаки выработки тормозных колодок.

— В процессе быстрого торможения появляется специфический стук или шум в районе колеса. Это объясняется тем, что под действием трения, наблюдается неравномерное изнашивание тормозных колодок, а это в свою очередь способствует образованию трещин и сколов. В этой деформированной форме от них исходят постукивающие звуки или обычный шум. Также себя ведет и тормозной диск, когда он сильно изношен. При этом его следует поменять или проточить.

— Тормозная система начала странно себя вести. В этой ситуации автовладелец может почувствовать, как в процессе торможения проваливается педаль, а процедура остановки затягивается на более длительное время. И противоположная ситуация, когда во время очень слабого нажатия на педаль, колеса начинают блокироваться. Это свидетельствует о том, что колодка почти полностью свое отработала, и из-за этого наблюдается трение металлических частей тормозной системы.

— Если вы увидели, что тормозная пыль, которая находится на дисках, имеет в своем составе металлическую стружку.

Не каждый раз можно выявить выработку данных элементов по вышеуказанным признакам. Следует также под колпаком осмотреть колеса машины. Тогда, когда вы заметите, что они имеют темный равномерный налет, тогда нет никаких поводов для беспокойства. Однако когда в этом налете наблюдается металлическая пыль, то необходимо безотлагательно подъехать к ближайшему автосервису. Данные металлические примеси являются признаком износа колодки и повреждения уже самого диска. По этому налету никак не выяснить состояние колодки в тех случаях, когда ваш диск сделан из легкосплавного материала или в системе торможения присутствует вентиляция.

Так или иначе, периодическое посещение автосервиса обеспечит долговременную работу вашего транспортного средства. Лишь профессионал сможет сказать, насколько приемлемое и безопасное изнашивание ваших тормозных колодок. После проверки барабанов, тормозных дисков и целостности шлангов он сможет выполнить все требуемые действия, направленные на замену и самих колодок, и смежных механизмов тормозной системы автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector