Как слить воду из системы охлаждения двигателя?
Как сливать охлаждающую жидкость: краткая инструкция
Сложно представить себе транспортное средство без системы охлаждения. Она очень важна для любого автомобиля. Перегрев в определенный момент может привести к серьезной поломке и дорогостоящему ремонту. Чтобы этого избежать, рекомендуется постоянно проверять состояние охлаждающей системы.
Возможные последствия
Как правило, для обслуживания автомобилей используются специальные жидкости: антифриз, тосол. Регулярная эксплуатация транспортного средства приводит к ухудшению качеств подобных составов. Именно это нередко и приводит к появлению в системе пены. А это, в свою очередь, вызывает образование коррозии не только в блоке цилиндра, но и в радиаторе и термостате.
Но это не самое худшее. Появление пены может стать основной причиной поломки блока цилиндра. В этом случае требуется серьезный ремонт. Как сливать охлаждающую жидкость из системы, знает далеко не каждый автовладелец. Поэтому стоит рассмотреть этот вопрос более детально.
Когда же все сливать
Прежде чем ответить на вопрос о том, как сливать охлаждающую жидкость, необходимо разобраться, когда стоит проводить подобные процедуры. Нужно отметить, что замену состава в системе может провести любой автолюбитель. Это несложно. Однако для начала рассмотрим случаи, когда требуется полное сливание охлаждающей жидкости:
- При монтаже совершенно нового термостата.
- Перед началом замены самого радиатора.
- При проведении сезонной замены охлаждающей жидкости.
Так как сливать охлаждающую жидкость можно в собственном гараже, следует рассмотреть основные этапы процедуры. Их всего два, так как тосол или антифриз находится и в радиаторе, и в двигателе. Рассмотрим процесс на примере отечественного транспортного средства.
Как полностью слить охлаждающую жидкость с радиатора
Чтобы удалить охлаждающую жидкость из системы радиатора, следует выполнить следующие действия:
- Для начала рекомендуется заглушить мотор, а затем подождать минут 15. Двигатель обязательно должен остыть. После этого нужно отыскать в салоне автомобиля ручку отопителя. Ее необходимо передвинуть на самое крайнее с правой стороны положение. Это позволит открыть сливной механизм, находящийся в отопителе.
- Теперь стоит открыть крышку расширительного бочка.
- В завершение аккуратно откручивается пробка слива охлаждающей жидкости из радиатора. В противном случае тосол или антифриз может залить генератор.
Стоит отметить, что охлаждающая жидкость полностью вытекает из системы в течение 10 минут.
Сливаем охлаждающую жидкость из двигателя
Как слить охлаждающую жидкость с блока двигателя? Осуществляется это в несколько этапов:
- В блоке цилиндра необходимо открутить пробку для слива. Для этого можно использовать накидной ключ. Точки слива охлаждающей жидкости располагаются под блоком зажигания. Полная очистка системы от тосола или антифриза произойдет спустя 10-11 минут после снятия крышки.
- В завершение необходимо проверить состояние всех уплотнителей, а также тщательно протереть пробку. При необходимости некоторые детали стоит заменить на новые. После этого можно закрутить все назад.
Что стоит учесть
Теперь вы знаете, как полностью слить охлаждающую жидкость. При проведении подобной процедуры следует учесть, что антифриз представляет собой химическое активное вещество. Для такой жидкости характерен сладковатый аромат, который способен привлечь домашних животных и детей.
Поэтому охлаждающую жидкость рекомендуется слить в плотно закрывающуюся емкость, а затем качественно ее утилизировать. Категорически запрещено сливать антифриз прямо на землю.
Выбор охлаждающей жидкости
Так как сливать охлаждающую жидкость не сложно, подобную процедуру способен выполнить каждый автовладелец. Однако следует еще знать, как заливать тосол или антифриз обратно в систему. Новую жидкость для охлаждения стоит заливать только после полного слива старой. При выборе подобной продукции следует учитывать рекомендации производителя транспортного средства. Это позволит правильно выбрать марку охлаждающей жидкости. Помимо этого, не стоит забывать, что дополнительные присадки, входящие в состав тосола или антифриза, могут негативно повлиять на состояние системы в целом. Некоторые из них способны вызвать образование коррозии в радиаторе и блоке цилиндра.
Как заливать тосол или антифриз
Жидкость для охлаждения системы необходимо аккуратно залить в расширительный бак. При этом стоит следить за уровнем антифриза или тосола. Он должен располагаться между отметками max и min. В некоторых случаях после заливки жидкости для охлаждения системы создаются воздушные пробки. От них стоит избавиться. Чаще всего для решения проблемы достаточно ослабить хомут патрубка.
Заливать антифриз или тосол следует аккуратно и постепенно. Периодически рекомендуется сдавливать патрубок в радиаторе, при этом прикрывая крышку. Это позволит предотвратить образование пробок воздуха. Когда жидкость охлаждающая будет залита в систему, рекомендуется включить двигатель, а затем запустить печку, выбрав при этом максимальный режим работы. Если на протяжении определенного времени в салон не поступает тепло, то это указывает на наличие воздушных пробок. Если их не устранить, то возможен перегрев двигателя автомобиля при его дальнейшей работе.
Как полностью слить антифриз
Содержание
Антифриз из системы охлаждения ДВС относится к категории расходных материалов. Это означает, что в процессе эксплуатации техническая жидкость теряет свои рабочие характеристики и требует обязательной замены, периодичность которой определяется рекомендациями производителя авто. В первую очередь утрачиваются антикоррозионные, смазывающие и противопенные свойства. Учитывая, что антифриз служит источником смазки для подвижных деталей помпы, несвоевременная замена способна сократить срок службы данного агрегата.
Кроме того, снижение показателей теплоотдачи жидкости отрицательно сказывается на оптимальной работе отопителя салона. Если Вы стали владельцем машины с пробегом, то можете не знать, когда проводилась замена антифриза и проводилась ли она вообще. В подобной ситуации советуем обновить жидкость, а в дальнейшем повторять эту процедуру с интервалом около 50 тысяч км пробега, через каждые 3 года или ориентируясь на фактическое состояние охладителя.
Структура системы охлаждения
Первым шагом при замене жидкости является слив отработавшего антифриза из системы. В состав системы двигателя с жидкостным охлаждением входят несколько компонентов, в которых сосредоточена основная масса охлаждающей жидкости:
- расширительный бачок;
- радиаторы двигателя и отопителя салона («печки»);
- рубашка охлаждения блока цилиндров и головки блока.
Перечисленные элементы между собой связаны соединительными шлангами и патрубками.
При помощи помпы и термостата они образуют два круга циркуляции – малый и большой. Малый круг предназначен для скорейшего прогрева силового агрегата и предусматривает циркуляцию жидкости только по рубашке охлаждения. При достижении рабочей температуры термостат открывает большой круг, и антифриз охлаждается в радиаторе для предотвращения перегрева двигателя.
Чтобы не допустить загрязнения новой жидкости, необходимо полностью слить старую жидкость и промыть систему. Слить антифриз с радиатора может понадобиться и при его ремонте или замене. Частичный слив потребуется во время извлечения неисправного термостата.
Подготовительные работы
Перед тем как слить антифриз из системы, необходимо выполнить ряд несложных требований:
- Установить автомобиль на ровную горизонтальную площадку.
- Дать двигателю остыть во избежание риска получения ожогов.
- При наличии защиты картера двигателя снять ее для удобства проведения работ.
- Подготовить широкие емкости, которые бы исключали расплескивание сливаемого антифриза, и тару нужного объема с плотно закрывающейся крышкой для сбора отработавшей жидкости.
Дело в том, что антифризы содержат ряд ядовитых и токсичных веществ. Поэтому просто слить антифриз на землю, асфальт или пол гаража нельзя – его необходимо утилизировать в предусмотренном порядке. Одним из вариантов дальнейшего применения старой охлаждающей жидкости является ее использование в качестве теплоносителя в системах отопления жилых или иных зданий.
Сладковатый запах, присущий антифризам на основе этиленгликоля, может привлечь внимание детей и домашних животных. Поэтому следите, чтобы жидкость находилась в недоступном для них месте. Работы по замене должны проводиться в помещениях с хорошей вентиляцией.
Как слить антифриз из системы
После соблюдения всех условий и мер предосторожности можно приступать непосредственно к сливу охлаждающей жидкости. Она проводится в два этапа – на большинстве легковых автомобилей антифриз отдельно сливается с радиатора и с блока двигателя.
Радиатор
Слив охлаждающей жидкости начинается с радиатора двигателя. Для начала поставьте находящийся в салоне переключатель регулятора температуры климатической установки в крайнее правое положение, что будет означать максимальное открытие крана отопителя. Откройте крышки расширительного бачка и радиатора – это значительно ускорит процесс. После этого следует открыть сливной кран радиатора, под который заранее подставлена приготовленная емкость. Встречаются модели, у которых сливной краник отсутствует. При таких конструктивных особенностях вопрос решается отсоединением нижнего патрубка радиатора.
Блок цилиндров
После того как антифриз будет слит с радиатора, можно переходить к блоку цилиндров. Отдельные нюансы этой процедуры могут отличаться для различных моделей автомобилей, но основной принцип везде одинаков. В любом автомобиле предусмотрено как минимум одно сливное отверстие.
Во многих таких отверстий два – нижнее и верхнее. При попытке самостоятельно слить антифриз с блока узнать их расположение можно разными способами:
- из технического описания автомобиля;
- от более опытных знакомых или соседей по гаражу;
- с помощью интернета.
Чтобы быстро и максимально полно слить антифриз с двигателя, необходимо открыть каждое из них.
Сливные отверстия блока цилиндров чаще всего перекрыты заглушками-болтами. Их несложно определить по наличию зазора между головкой болта и поверхностью корпуса.
Иногда эти элементы выполнены из стойких к коррозионным процессам материалов, например бронзы или латуни. На двигателях автомобилей ранних годов выпуска вместо отверстий и заглушек встречаются сливные краны, облегчающие ход работ.
Для доступа к сливным пробкам двигателей некоторых производителей, в том числе АвтоВАЗа, необходимо будет снять модуль зажигания. Поэтому Вам понадобится определенный набор инструмента.
Дополнительные возможности
Поскольку с отдельных участков, имеющих сложную конфигурацию, антифриз не способен слиться самотеком, существует несколько способов посодействовать полному освобождению системы охлаждения. Самый простой и доступный – в процессе работы можно периодически пережимать руками резиновые патрубки. Создающееся таким образом давление и разряжение способствуют более активному сливу антифриза.
Некоторые автовладельцы, сливая охлаждающую жидкость, используют домкрат. Сначала поднимается вся задняя часть машины. Потом поочередно левая и правая задняя сторона. Это делается для того, чтобы направить поток старого антифриза из труднодоступных мест двигателя к расположенным в передней части сливным отверстиям.
Более действенным способом выглядит подача сжатого воздуха. В автомобилях с разными системами охлаждения технология может отличаться. Где-то давление от компрессора подается через горловину радиатора. В других случаях – через штуцера пароотводящих патрубков расширительного бачка. Для обеспечения лучших результатов возможен кратковременный запуск двигателя.
Практикуется удаление остатков антифриза из радиатора отопителя. Для этих целей также используется сжатый воздух от компрессора и подаваемая под давлением вода.
Перечисленные методы заслуживают внимания в двух случаях:
- В процессе эксплуатации антифриз впитал в себя большое количество ржавчины, других механических примесей, а потому требуется тщательная очистка системы.
- Система охлаждения заполнена свежей технической жидкостью, но возникла необходимость освободиться от нее для выполнения какого-либо ремонта.
Благодаря направленному сливу в заранее подготовленную тару потери антифриза снижаются до минимума.
На что обратить внимание
Не забудьте – если слитый антифриз заметно отличается цветом от первоначального состояния, система охлаждения обязательно нуждается в промывке. Для этого можно взять специальные средства автомобильной химии или же воспользоваться дистиллированной водой с добавлением уксусной эссенции или лимонной кислоты. Такой состав способен не только смыть с внутренних поверхностей остатки старой жидкости, но и удалить значительную часть образовавшихся отложений.
Промывка длится до тех пор, пока заливаемый состав не перестанет терять цвет и прозрачность. Только после этого Вы сможете залить свежую охлаждающую жидкость без риска снижения ее рабочих характеристик. Тщательно промытая система позволяет без опаски залить в нее реагент другого типа, по сравнению с ранее эксплуатировавшимся антифризом.
Порядок слива антифриза из систему охлаждения — где сливная пробка
Обслуживание автомобиля заключается в проведении различных технических процедур. Одним из таких мероприятий является замена охлаждающей жидкости. Да, скажете вы, есть антифризы, которые можно залить и лет десять не вспоминать об этой проблеме.
Я бы не советовал так легкомысленно относиться к работе системы охлаждения, потому что ее неисправности могут привести к серьезным расходам. Лучше регулярно производить осмотр, а при необходимости менять состав.
Впрочем, разговор не об этом. Как оказалось, многие мои клиенты обращаются на СТО по банальной и даже смешной причине – он не знают, как слить антифриз системы охлаждения, а точнее, не имеют представления о месте расположения сливной пробки. Вот об этом и давайте поговорим подробнее. В статье я расскажу, где, что находится и как действовать, когда требуется подготовить авто к заливке свежего хладоген.
Зачем менять охладитель в автомобиле?
Прежде чем перейти к разговору о местонахождении сливной пробки, стоит разобраться, действительно ли так нужна периодическая замена антифриза. Да, это действительно нужно делать. Причина достаточно очевидна. Со временем, присадки, находящиеся в составе мотора вырабатываются, что снижает эффективность охладителя, и состав уже не дает нужного эффекта. В свою очередь, перегрев мотора может привести к деформации металла и к последующим нарушениям.
Получается, что сливать старую жидкость не просто рекомендуется, а необходимо, причем в обязательном порядке. Помимо обязательной замены в стандартном порядке, заливать новый антифриз необходимо и при установке нового радиатора или термостата. При наличии свободного времени и некоторых навыков, автовладелец может выполнить процедуру замены самостоятельно.
Когда нужно сливать старый хладоген и заливать новый?
Определяющим значением здесь является эксплуатационный срок охладителя. Стандартный период пользования антифризом составляет 3-5 лет. К примеру, обычный тосол может до двух лет не требовать замены, а большинство зарубежных составов подходит для эксплуатации в течение 5 лет.
Производители нередко указывают не период эксплуатации в годах, а километраж, на протяжении которого антифриз сможет сохранить свои тех.характеристики. В среднем, показатель составляет 20-60 тыс.км. Влияние здесь оказывают эксплуатационные возможности автомобиля. Когда машина работает под нагрузкой, то и время использования охлаждающей жидкости может быть менее продолжительным.
Чтобы точно понять, когда антифриз необходимо заменить, следует оценить его внешний вид. Когда хладоген поменял начальный цвет на бурый или серый, появилась пена, это означает, что присадки больше не могут справляться с поставленными задачами, а значит, антифриз пора сливать.
Как подготовиться к сливу хладогена?
Чтобы выяснить, как слить охладитель, сначала нужно познакомиться с ходом процедуры. В этом поможет инструкция. В документе подробно описано расположение сливных пробок, в том числе и пробка, через которую можно удалить антифриз. Заранее необходимо подготовить:
- набор специальных ключей;
- вместительную емкость (оптимальный вариант таз на 8-10 литров);
- тряпки, на случай утечки.
После подготовки, обратить внимание сначала стоит на радиатор. Все действия начинаются именно с него. В инструкции по использованию авто, можно легко узнать, где именно располагается сливная пробка. Обычно, найти пробку не сложно.
В большинстве случаев, отверстие на бачке радиатора выполнено из пластмассы. Когда с радиатора жидкость слита, можно приступать к сливу антифриза с движка. Обычно, пробка находится на блоке двигателя. Откручивать ее необходимо аккуратно и соответствующим ключом. Необходимо сказать, что все манипуляции выполняются только на холодных мотор. Антифриз очень горячий и может стать причиной получения травмы.
Нюансы снятия пробки в двигателе
После слива жидкости с радиатора, необходимо обратить внимание на двигатель. Под мотор лучше подставить емкость, а потом отыскать пробку для слива. В большинстве случаев, она находится на блоке мотора. Она находится спереди блока цилиндров, ниже катушки зажигания. Если необходимо, то можно снять модуль зажигания. В некоторых случаях он несколько мешает, но сложностей с демонтажем возникнуть не должно.
После того, как жидкость слита, остается дать постоять мотору в течение 10 минут. Это непременное условие, когда нужен слив охлажденной жидкости. Важно следить за сохранностью всех механизмов, чтобы не потерять детали. Сливные отверстия можно протереть чистой тканью, а сальники, заменить.
Чтобы не осталось в системе старой жидкости и вредных отложений, потребуется промыть ее дистиллированной водой. Для этого мотор требуется разогреть и выключить. На этом, все мероприятие считается завершенным, а потом остается только залить новый и качественный антифриз.
Заключение
В конце представленного материала, можно сделать выводы:
- Охлаждающую жидкость следует менять после завершения срока эксплуатации. Это необходимо, потому что состав теряет свои технические характеристики.
- Найти пробку для слива антифриза можно при помощи специальной инструкции к автомобилю.
- Перед заливкой, рекомендуется промыть систему. Сделать это можно при помощи дистиллята и лимонной кислоты.