Как быстро промыть систему охлаждения двигателя?
Каким образом промывать систему охлаждения двигателя
При эксплуатации автомобилей с двигателями внутреннего сгорания требуется своевременная регулярная замена технических жидкостей. Кроме моторного масла, автомобилисты должны контролировать уровень и периодически менять охлаждающую жидкость, которая циркулирует по специальным каналам блоков цилиндров бензиновых и дизельных моторов. Своевременная промывка системы охлаждения двигателя способствует увеличению его эксплуатационного ресурса.
Рекомендации по промывке системы охлаждения двигателя.
Важно! Полная замена охлаждающей жидкости проводится обычно не реже одного раза в 2-3 года эксплуатации, также можно ориентироваться на пробег в 70-75 тыс. км.
Необходимость в очистке
Автовладельцы используют на практике актуальные методы промывки при выявлении загрязнений каналов и перед полной заменой антифриза. В системе охлаждения соединительные патрубки принято считать наиболее уязвимыми при засорении. От загрязнений каналы забиваются и со временем разрушаются от нагрузок. Основным загрязнителем протоков служит образовавшаяся вследствие высокотемпературного воздействия накипь из солей. Она нарастает на внутренней поверхности канальцев и уменьшает проходной диаметр. Если её не удалять, то эффективность системы существенно снижается, мотор перегревается и может выйти из строя. О степени перегрева сигнализирует горящий красный световой индикатор на приборной панели. Избавиться от загрязнений с использованием дистиллированной воды удастся следующим способом:
- двигатель должен быть остывшим, поэтому после остановки потребуется подождать 15-20 минут;
- подставляем под сливное отверстие открытую емкость и отвинчиваем пробку, чтобы стекали остатки отработанного антифриза;
- когда жидкость перестанет течь, закручиваем пробку и вливаем в систему дистиллят в объеме, равном удаленному антифризу;
- доливаем необходимое количество через расширительный бачок;
- заводим ДВС на 15-20 минут на холостых оборотах, также допустимо немого проехать;
- глушим мотор и через несколько минут сливаем образовавшуюся жидкость;
- при выявлении значительного загрязнения воды, процедуру повторяем.
После такой промывки системы охлаждения своими руками и устранения накипи можно в полости заливать чистую охлаждающую жидкость. Плюсом методики является доступность и безопасность обработки. Приобретение дистиллированной воды не составит труда.
Применение кислот и щелочей
Обработка чистой водой актуальна для каналов, которые не имеют значительного загрязнения. Проблемные полости большинство автомобилистов прочищает при помощи более агрессивных средств, обладающих в основе щелочными или кислотными соединениями. Однако стоит соблюдать меры предосторожности при использовании кислот и другой химии, чтобы их составы в концентрированном или разбавленном виде не повредили полости.
Лимонная или ортофосфорная кислота
Для ДВС, в которых требуется провести чистку от масла либо остатков герметика, используют кислотосодержащие средства. Последовательность такая:
- готовим внимательно раствор, так как безопасно промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислотой без негативных последствий удастся, соблюдая пропорции, при которых берется 10 литров воды и 1 кг. лимонной кислоты (если загрязнение средней интенсивности, то снижаем концентрацию до 0,8 кг. «лимонки»);
- избавляемся от старого антифриза и вливаем приготовленную смесь в систему охлаждения остывшего двигателя;
- заводим мотор на 10-15 минут, после глушим и даем отстояться в течение 40-45 минут;
- промывка проводится дистиллированной водой тремя-четырьмя повторами, чтобы полностью удалить остатки кислоты.
Нужно запастись около 20 л дистиллята и не превышать концентрации «лимонки». В противном случае агрессивный состав будет разъедать патрубки и соединительные шланги. Аналогичным способом моем каналы с помощью уксуса. Пропорции составляют 10 л. воды на 0,5 л. 9%-ной жидкости. Разогреть необходимо мотор до 100 0С, после глушим. Авто оставляем в покое на 9-10 часов, обычно на ночь. Удаляем получившийся состав. Прежде чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины дистиллятом, при существенном загрязнении повторяем чистку уксусом. Недостаток заключается в необходимости долго ждать очищения. Однако, это компенсируется невысокой стоимостью процедуры. Если же проходы значительно загрязнены, то на процесс уходит несколько дней.
Сода и сыворотка
Бывалый автомобилист нередко прочищает радиатор и печку от накипи каустической содой. Метод актуален лишь для тех моделей, в которых производитель установил медные или латунные компоненты. Если в системе используются алюминиевые патрубки либо радиаторы, то чистка каустиком недопустима. Приведение в порядок рубашки охлаждения подобным средством будет эффективно при соблюдении пропорций компонентов, составляющих раствор. Обычно автомобилисты предварительно демонтируют радиатор и печку для промывки каустиком. В каждый литр воды добавляем 50 граммов соды. Состав отлично справляется даже с застарелыми солевыми или коррозийными отложениями на внутренних стенках. Так как средство достаточно едкое, то работать с ним нужно с соблюдением мер безопасности, используя защитные перчатки. Щадящим по своему химическому воздействию на резиновые компоненты является состав, в основе которого молочная кислота или сыворотка. Предварительно рекомендуем пропускать жидкость сквозь сито, чтобы избавиться от твёрдых частичек. Специалисты рекомендуют проехать на таком составе несколько сотен км. в щадящем режиме. Обработка кисломолочной сывороткой завершается сливом и чисткой дистиллированной водой. Эффект часто сопоставим с работой популярных химических средств. Использовать данную методику допустимо лишь в летний период, так как состав будет застывать при отрицательных температурах, нанеся существенный ущерб.
Альтернативные варианты
В сети многие предлагают использовать Coca-Cola для чистки радиаторов. Есть успешные примеры обработки. Стоит учитывать нюансы, к которым относится применение напитка без сахара. После вливания на ХХ мотор работает около получаса, а далее совершаем поездку на 100-120 км. Следующий шаг – промывка водой и залив антифриза. Эффект достигается благодаря наличию ортофосфорной кислоты как компонента Кока-колы и ее аналогов. Белизну задействовать для подобных операций не рекомендуем. Входящий в структуру гипохлорид натрия вступает в реакцию с алюминием, что особенно заметно при повышении температуры, когда интенсивность взаимодействия повышается. Иные бытовые химические средства действуют на загрязнения так:
- Calgon (Калгон) и сходные вещества отлично противодействуют солям накипи, минус их в нейтральном отношении к коррозионным остаткам;
- Крот и иные средства чистки труб от засоров включают в себя каустик в значительной концентрации, что недопустимо для алюминия;
- Fairy (Фейри) предназначен для устранения жира, но при борьбе с накипью и ржавчиной окажется малоэффективным, также потребует длительной и тщательной очистки после применения.
Обычно подручными средствами пользуются, когда нет возможности купить готовый химический препарат.
Магазинные продукты для промывки системы охлаждения ДВС
В автомагазинах представлен большой выбор современной химии для чистки системы охлаждения. Выпускаются современные препараты, в основе которых могут быть не только кислотные или щелочные составы, но и нейтральные. Также предлагаются двухкомпонентные средства. Большинство средств выпускается в виде особых присадок для тосола. Наиболее популярной автохимией такого типа являются средства:
- Hi-Gear Radiator Flush – 7 minute выпускается американской компанией. В составе отсутствуют агрессивные кислоты, что позволяет избежать последующей нейтрализации обработанных каналов. После чистки работоспособность радиатора повышается до 50%. Время обработки – не более 7 минут.
- LAVR Radiator Flush Classic – используется в любых авто. Обладает высокой эффективностью, повышая ресурс работы помпы, очищая термостат и продлевая работу антифриза на 40%.
- Bizol Kuhlerreiniger – рассчитано на очистку от всех загрязнений. Плюсом средства является максимальная нейтральность к пластику, резине и иным неметаллическим элементам.
Если есть сомнения, то можно обратиться к профессионалам, которые выполнят обработку за дополнительную плату.
Вывод
Игнорировать своевременную замену охлаждающей жидкости не стоит. Также можно вместе с антифризом применять специальные присадки, продлевающие срок действия жидкости. При необходимости чистку проводят с минимальными вложениями. О том, каким средством пользуетесь, расскажите в комментариях.
Промывка системы охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя выполняет важную функцию — поддерживает рабочие температуры на приемлемом уровне. В современных автомобилях функции системы охлаждения значительно расширенные: нагрев воздуха для обогрева, охлаждение моторного масла, охлаждение АКПП, системы турбонаддува. Понятно, за такой важной системой двигателя необходимо ухаживать должным образом.
На большинстве современных авто установлено жидкостное охлаждение при помощи антифриза или его российского аналога — тосола. Хотя встречаются люди, — как правило, владельцы транспорта старых годов выпуска, — которые используют обыкновенную воду дистиллированную.
Поддержание системы охлаждения в рабочем состоянии
Производителями автотранспортных средств предусмотрен целый ряд мер для ухода за системой охлаждения. Самое основное правило — регулярно проверять уровень антифриза в расширительном бачке и при необходимости доливать его. Другие мероприятия:
- контроль состояния проводящих шлангов и уплотнительных элементов;
- проверка подвижных частей — подшипников водяного насоса, вентилятора, ременной передачи;
- смазка подшипников или их замена при необходимости;
- проверка термостата.
Также одной из обязательных процедур является замена антифриза. Периодичность замены указана в инструкции и составляет, как правило, 40-90 тысяч км. В некоторых современных авто его вообще можно не менять. Однако, вместе с заменой антифриза необходимо очищать систему и от образовавшихся загрязнений и накипи.
Необходимость очистки системы охлаждения
Несмотря на то, что все системы современного авто максимально герметичные, в них все равно попадают загрязнения извне. Также по мере износа металлических элементов двигателя, испарения и сгорания технических жидкостей образуется характерный осадок из разнообразных частиц различной консистенции. Вся эта грязь забивает маслопроводящие и охлаждающие магистрали. Результат не заставляет себя долго ждать:
- перегрев двигателя;
- попадание частиц в те или иные агрегаты и узлы;
- понижение эффективности работы системы охлаждения и ее выход из строя.
Если на панели светится значок охлаждающей жидкости, это может говорить как о том, что нужно долить тосол, так и о том, что шланги забиты и двигатель реально перегревается. Чтобы избежать этой проблемы, проводите очистку системы охлаждения при каждой смене антифриза. Заметим также, что тосолы и антифризы сами по себе под воздействием высоких температур утрачивают свои свойства, а их химические компоненты выпадают в виде осадка.
Способы очистки системы охлаждения
Если говорить коротко, то процесс очистки делится на два этапа:
- внутренняя — промывка системы изнутри разнообразными средствами;
- внешняя — промывка радиатора и очистка вентилятора от пуха и пыли.
Если у вас в хозяйстве имеется мойка Керхер, о которой мы в
свое время рассказывали на Vodi.su, под несильным напором воды очистите соты радиатора и дополнительно пройдитесь по ним мягкой щеткой. Вентилятор чистят вручную влажной ветошью. С данной стадией очистки проблем возникнуть не должно. Хотя радиатор желательно демонтировать, отсоединив все патрубки и сняв его с кронштейнов.
Внутренняя же очистка проводится следующим образом:
- глушим мотор, дожидаемся его остывания и сливаем антифриз — сначала из радиатора, затем из блока двигателя;
- закручиваем плотно все сливные отверстия и заливаем в расширительный бачок средство для очистки;
- заводим двигателем и даем ему некоторое время поработать на холостых оборотах или проезжаем определенное расстояние;
- сливаем промывку, заливаем дистиллированную воду, чтобы избавиться от остатков средства;
- льем новую порцию антифриза.
Это лишь схематическое описание процесса, так как различные средства действуют по-разному. Поэтому необходимо придерживаться инструкции производителя. Например, если у вас машина относительно новая и каких-то заметных проблем с охлаждением не наблюдается, то можно просто залить воду и дать мотору немного ее «погонять» по системе и рубашке охлаждения блока цилиндров. Другие же средства заливают и поступают далее так, как указано в инструкции.
Выбираем средства для промывки системы охлаждения
Различных жидкостей и промывок для радиатора в продаже можно найти очень много. Наиболее эффективными считаются следующие:
- LIQUI MOLY KÜHLER-REINIGER — концентрированная промывка, довольно дорогая, но хорошо растворяет известковые и жировые отложения, не содержит агрессивные химические вещества;
- LIQUI MOLY KUHLER-AUSSENREINIGER — очиститель внешний для радиатора;
- Hi-Gear — 7-минутная промывка, по эффективности значительно уступает продукции Ликви-Молли;
- Abro Radiator Flush — недорогое средство, но неплохо справляющееся с поставленными задачами по внутренней промывке;
- Bizol R70 — тоже вполне неплохой очиститель.
В принципе, на страницах любого интернет-магазина запчастей и автотоваров промывки для радиатора представлены в широком ассортименте. При выборе обращайте внимание на химический состав и производителя. Продукция известных фирм типа Mannol, Very Lube, Abro, LiquiMolly и других прошла необходимые лабораторные исследования и не причинит вреда резиновым элементам.
Если же покупаете дешевую подделку из Китая, будьте готовы к тому, что после процедуры промывки могут потечь сальники помпы или шланги для антифриза.
Подручные средства для прочистки радиатора
Если желание тратить несколько тысяч рублей на очистители отсутствует, можно воспользоваться старыми дедовскими методами. Для этой цели подойдут:
- каустическая сода;
- лимонная или уксусная кислота;
- молочная сыворотка;
- сладкие напитки типа Coca-Cola, Pepsi, Fanta (некоторые люди их хвалят, но мы бы не рекомендовали их использовать для промывки).
Каустическая сода применяется исключительно для наружной и внутренней очистки медных радиаторов. Контакт же с алюминием запрещен, так как щелочной состав приводит к разрушению молекулярной структуры этого мягкого металла.
Лимонная и уксусная кислота эффективны против известковых отложений, а вот с серьезными загрязнениями они вряд ли справятся. В зависимости от уровня загрязнения добавьте 50-100 грамм лимонной кислоты на литр, либо поллитра уксуса на 10-литровое ведро. Молочную сыворотку заливают в бачок и ездят с нею 50-100 км, затем очищают систему дистиллированной водой и льют тосол.
Сладкие напитки типа Кока-Колы, Тархуна или Фанты подходят для чистки монет от патины, неплохо справляются со ржавчиной. Но лить их в мотор мы бы не советовали. Во-первых, сахар имеет свойство карамелизации, то есть затвердевает. Во-вторых, углекислый газ ведет себя непредсказуемо при контакте с металлами. В любом случае, после очистки мотора Фантой, необходимо многократно промыть его водой.
Не подходят для данной цели и различные бытовые средства типа Fairy, Gala, Крот, Калгон, Белизна и пр. Они содержат в себе целый букет химии, которая прекрасно разъедает резину и алюминий. В любом случае, лучше пользоваться проверенными народными методами или лицензионными продуктами от известных производителей. Ну, а если машина на гарантии, то лучше всего отправиться на дилерскую СТО, где все сделают по правилам и с гарантией.
Как делается промывка системы охлаждения двигателя
Изобретение и использование антифриза в качестве жидкости для системы охлаждения автомобиля избавило автовладельцев от ряда достаточно серьезных проблем. Во-первых, антифриз не замерзает при воздействии отрицательных температур, поэтому его безопасно использовать в зимний период, не переживая, что не слитая жидкость после замерзания нанесет серьезные повреждения силовой установке. Во-вторых, в воде имелось большое количество солей, которые после нагрева оседали в виде накипи в каналах системы, значительно снижая ее производительность.
Причины и последствия загрязнения системы охлаждения
Но все же использование антифриза проблему с загрязнением решило не полностью, а лишь уменьшило ее. Да, в ее составе отсутствуют примеси, которые могут отложиться в виде накипи. Но зато в нем имеются присадки, которые после выработки ресурса выпадают в осадок, поэтому и рекомендуется проводить периодическую замену охлаждающей жидкости.
К тому же нередко бывает, что в качестве доливки используется антифриз другой марки. Из-за этого возможен конфликт присадок двух жидкостей, что тоже становится результатом появления осадка.
Бывает и так, что под рукой антифриза не оказалось, и в систему долили обычную воду. А это гарантия образования накипи.
Да и сама жидкость в любом случае будет вступать в реакцию с окружающей средой, несмотря на препятствующие этому присадки. А это обеспечит образование соединений, которые обычно становятся осадком. Не стоит забывать о том, что в антифриз через неплотности могут попасть другие технические жидкости, к примеру, масло.
Все это приводит к тому, что в каналах образуется значительное количество всевозможной грязи, которая оседает на стенках этих каналов, а если их сечение малое, то и вовсе возможна закупорка.
В результате тепловой режим работы двигателя нарушается, поскольку имеющиеся слои отложения препятствуют теплообмену. Из-за этого узлы и механизмы работают в условиях повышенной температурной напряженности, что сказывается на их ресурсе.
В дополнение охлаждающая жидкость не способна быстро отвести тепло, ведь пропускная способность каналов из-за грязи падает. А поскольку производительность насоса остается прежней, то в системе повышается давление, и в некоторых случаях оно может возрасти настолько, что сорвет патрубок системы.
Видео: Как ДЕШЕВО промыть систему охлаждения (на примере ВАЗ 2101)
Проблема с закупоркой каналов тоже не радует. Трубки малого сечения имеются только в двух элементах системы – радиаторах (основном и системы обогрева салона). При этом пропускная способность их снижается, что приводит к падению эффективности их работы. Из-за закупорки части каналов основного радиатора общий температурный режим двигателя повышается, и вероятность перегрева мотора увеличивается.
Если забивается радиатор системы обогрева салона, то печь плохо греет, а поездки зимой без печки – то еще удовольствие.
В общем, проблема с загрязнением системы охлаждения остается актуальной для автовладельцев и бороться с нею приходится им же.
Признаки загрязнения системы охлаждения
Для того чтобы уменьшить вероятность образования большого количества загрязняющих веществ, следует заливать только качественный антифриз, его же использовать для доливки, а также своевременно проводить замену. Но даже это не способно в полной мере защитить от появления грязи в каналах охлаждающей системы. Поэтому рекомендуется делать также промывку системы при помощи всевозможных средств.
Основными признаками того, что система охлаждения сильно загрязнена и требуется промывка, являются:
- антифриз после замены очень быстро меняет цвет (он становится коричневой непрозрачной жидкостью);
- в нем отчетливо видны сторонние элементы;
- температура силовой установки в прогретом состоянии выше нормы;
- система обогрева салона не греет.
Здесь стоит отметить, что степень загрязнения системы охлаждения может быть разной. Указанные признаки проявляются только при сильной загрязненности.
В зависимости от степени загрязнения и подбирается способ промывки. К примеру, если автомобиль новый и просто принято решение промыть систему ради профилактики во время замены, то достаточно залить обычную дистиллированную воду и прогнать ее по системе, а после залить «свежий» антифриз. Этого будет вполне достаточно.
Видео: Промывка системы охлаждения.
Условно промывку системы охлаждения можно разделить на неполную и полную. Первый случай применим для профилактики или при средней загрязненности. А вот полную придется проводить, если проявились все указанные признаки. Ее также следует проводить и в случае покупки авто на вторичном рынке (ведь неизвестно, как ранее проводилась эксплуатация и обслуживание авто, поэтому лучше обезопаситься).
Средства для промывки системы охлаждения двигателя ?
Далее рассмотрим, как проводить оба вида промывки, и для этого предположим, что имеется две силовых установки со средним и сильным загрязнением системы охлаждения.
Поскольку промывка будет вестись не для профилактики, а для удаления отложений, то придется использовать средства для промывки.
Их можно купить на авторынке (к примеру, средство для промывки системы охлаждения «Hi-Gear» или др.). Но можно использовать и народные средства. Первый случай более предпочтителен, поскольку в таком средстве (если оно – не подделка) собран оптимальный пакет чистящих присадок, и при соблюдении инструкции по использованию, никаких неприятностей не возникнет. Что же касается народных средств, то здесь приходится действовать на свой риск.
В качестве народных средств для промывки системы чаще всего используются:
- Лимонная кислота.
- Сыворотка (продукт переработки молочной продукции).
- Напитки «Кока-кола», «Спрайт».
Особенность всех этих средств сводится к тому, что в их составе имеется кислота, которая, вступая в реакцию с отложениями, приводит к их отслоению и выводу из системы. С лимонной кислотой все понятно, в составе сыворотки имеется слабая концентрация молочной кислоты, а в указанных напитках – ортофосфорной. Что касается последнего средства, то от него лучше воздержаться, поскольку в напитках помимо кислоты имеются и другие компоненты (тот же сахар), а его наличие в системе не желательно.
Как промыть систему охлаждения двигателя
Промыть систему охлаждения при средней загрязненности очень просто. Рассмотрим, как это делается при помощи средства «Hi-Gear». Для промывки потребуется:
- чистящее средство;
- дистиллированная вода (порядка 20-25 литров для двигателя с системой охлаждения объемом 5 литров);
- новый антифриз.
Технология промывки такова:
- Перед началом работ следует открыть заслонку радиатора системы охлаждения (чтобы жидкость слилась полностью).
- Откручиваем сливные пробки и сливаем с системы отработанный антифриз.
- Приготавливаем моющий раствор (средство добавляем в воду в указанных пропорциях).
- Закрываем пробки и заливаем подготовленный раствор.
- Заводим двигатель и даем ему поработать на средних оборотах (2500-3000 об/мин) до тех пор, пока силовая установка полностью не прогреется.
- Глушим мотор и сливаем раствор.
- Полностью заполняем систему дистиллятом, заводим мотор, чтобы насос прогнал воду по системе. Сливаем.
- Повторяем промывку водой 2-3 раза. Нужно это для того, чтобы смыть остатки чистящего раствора, а также грязь. Промывку следует делать до тех пор, пока не будет выходить чистая вода.
- Заливаем новый антифриз.
Все работы следует делать аккуратно, чтобы не получить ожоги от разогретых сливаемых жидкостей.
Технология промывки с помощью лимонной кислоты и напитков «Кока-кола» не отличается от описанной. Но в первом случае важно правильно приготовить раствор (100 гр. кислоты на 1 литр воды), при этом следует проследить, чтобы кислота полностью растворилась. При использовании напитка никаких растворов приготавливать не нужно, для промывки система полностью заполняется «Кока-колой». После этого обязательно нужно промывать систему охлаждения дистиллированной водой несколько раз.
Видео: Промывка системы охлаждения ВАЗ (Обслуживание ВАЗ 2106)
Что касается сыворотки, то промывка с ее помощью проводится несколько по-другому. Поскольку концентрация кислоты в ней небольшая, то кратковременная промывка этим средством никакого результата не даст. Поэтому система с ее помощью моется так: система полностью заполняется сывороткой и двигатель эксплуатируется с ней в качестве охлаждающей жидкости. После пробега в 100-150 км она сливается, система промывается дистиллятом, а после заливается ОЖ.
Промывка системы охлаждения при сильном загрязнении
При сильном загрязнении существует вероятность того, что большое количество грязи, смытой со стенок еще во время промывки может закупорить каналы малого сечения. И чтобы этого не произошло, следует делать полную промывку.
Сводится она к тому, что после использования средства для промывки, необходимо демонтировать с авто радиаторы и промывать их дополнительно.
То есть, делаем так:
- Промыли средством, прогнали дистиллят по системе.
- Сняли радиаторы, промыли их внутри хорошим потоком воды (до тех пор, пока на выходе она не пойдет чистая).
- Ставим все на место.
- Снова промываем систему дистиллированной водой.
- Заливаем новый антифриз.
Чтобы в дальнейшем избежать сильных загрязнений, следует проводить профилактическую промывку каждый раз при смене антифриза.